2-877/2012 определение оп рекращении производства по делу по иску прокурора Омского района к ОАО `Санаторий-профилакторий `Коммунальник` о признании бездейтсвия незаконным



                                                                                   Дело № 2- 877 за 2012 год

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска

10 мая 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Бондаренко А.А.,

при секретаре Коломиец М.А.,

рассмотрев в судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Омского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений, указав при этом следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о противодействии терроризму в ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник», по результатам которой выявлены нарушения законодательства.

Согласно реестру организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования Омского муниципального района, утвержденного заместителем Главы ОМР 01.11.2011 года, СП «Коммунальник» входит в список организаций, которые переводятся на работу в условиях военного времени.

Проверкой установлены нарушения действующего законодательства о гражданской обороне.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие тих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении сложения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется    в организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 5, п. 6 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается    в выполнении мероприятий    по защите    населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем. организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и генного характера.

Согласно п. 4 Приказа МЧС № 687 план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач    в области    гражданской обороны,    и    согласовывается    с органом    местного управления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование    основных    мероприятий    гражданской    обороны    производится    с    учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем в СП «Коммунальник» план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на 2012 год, план гражданской обороны организации не согласован со специально назначенным лицом по делам ГО и ЧС Омского района Омской области.

Проверкой установлены нарушения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации, имеющие потенциально иные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Согласно п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

На основании п. 2 Приказа МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее Приказ МЧС № 999) нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 6 Приказа МЧС № 999 состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и зашиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

разрабатывают     структуру     и     табели     оснащения     нештатных     аварийно-спасательных формирований    специальными    техникой,     оборудованием,     снаряжением,     инструментами     и материалами;

укомплектовывают    нештатные    аварийно-спасательные    формирования    личным    составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;

осуществляют всестороннее обеспечение применения    нештатных аварийно-спасательных армирований;

осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

В ходе проверки установлено, что руководителем СП «Коммунальник» не издан приказ о создании структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

В соответствии с п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать здание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Согласно п. 6 Приказа МЧС № 999 состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются    с    территориальными    органами    МЧС    России    -    органами,    специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем в СП «Коммунальник» состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований не согласованы с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п. «а» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ № 794 привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

На основании п. 23 Постановления Правительства РФ № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В СП «Коммунальник» не спланированы необходимые меры в области защиты населения и территорий от ЧС, а именно: разработанный план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории организации, не согласован в установленном порядке со специально назначенным лицом по делам ГО и ЧС Омского района либо ГУ МЧС России по Омской области.

В соответствии с п. 5 Приказа МЧС № 105 опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества; на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

Согласно п. 45 Приказа МЧС № 105 к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся разработка распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории и т.д.

В соответствии с п. 46 Приказа МЧС № 105 на потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает:

порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений;

систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

На основании п. 50, п. 51 Приказа МЧС № 105 показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

В случае обнаружения при эксплуатации объекта превышения показателей риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера над проектными эксплуатирующая организация принимает компенсирующие указанное превышение меры.

Приказом МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 утвержден типовой паспорт безопасности опасного объекта.

Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол N 4, подпункт 5а).

Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта.

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.

Проведенной в СП «Коммунальник» проверкой установлено, что не разработан типовой паспорт безопасности опасного объекта, а также не согласован с руководителем ГУ МЧС России по Омской области (система газопотребления - котельная).

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму в числе прочих закреплены обеспечение защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер противодействия терроризму.

Проведенная проверка показала, что в СП «Коммунальник» в результате допущенных нарушений не проводится всесторонняя оценка обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу проведения террористического акта, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.

Указанные факты являются нарушением основного принципа противодействия терроризму - приоритета мер предупреждения терроризма, закрепленного в п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ.

Непринятие мер по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может повлечь в случае наступления указанных действий или чрезвычайных ситуаций негативные последствия.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Круг населения Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории которого расположен СП «Коммунальник» не определен и может изменяться с течением времени.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц ввиду того, что непринятие мер по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей в СП «Коммунальник» от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может повлечь в случае наступления чрезвычайных ситуаций негативные последствия для населения Омского муниципального района.

    Прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО     «Санаторий-профилакторий «Коммунальник», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО Санаторий-профилакторий «Коммунальник». Обязать ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» в срок до 01.06.2012, а именно:

- согласовать разработанный план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на 2012 год, план гражданской обороны организации со специально назначенным лицом по делам ГО и ЧС Омского района Омской области;

- определить структуру и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

- состав, структуру и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований согласовать с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

- разработанный план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории организации согласовать в установленном порядке со специально назначенным лицом по делам ГО и ЧС Омского района либо ГУ МЧС России по Омской области;

- разработать типовой паспорт безопасности опасного объекта (система газопотребления - котельная), согласовать с руководителем ГУ МЧС России по Омской области.

Взыскать государственную пошлину в установленном законом порядке.

В судебном заседании прокурор Бондаренко А.А. заявила ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с отказом от иска, последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст., ст. 220, 221 ГПК РФ, прокурору, в соответствии с заявленным ходатайством разъяснены и понятны.

Представитель ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» по доверенности (л.д. 34) Еленева Н.А. против прекращения производства по делу в связи с отказом от иска не возражала.

Представитель Территориального отдела надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области Демеш О.Н. против прекращения производства по делу в связи с отказом от иска не возражал.

Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, основания для его принятия и прекращения производства по делу имеются.

Руководствуясь ст., ст.220, 221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Санаторий-профилакторий «Коммунальник» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений прекратить в связи с отказом от иска.

    Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

    На определение может быть подана частная жалоба в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                                    А.В.Быков

Определение вступило в законную силу 26.05.2012 года

Согласовано                                                 А.В. Быков