Дело № 2- 879 за 2012 год
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска
14 мая 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
при секретаре Коломиец М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Колос-Сервис плюс» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Колос-Сервис плюс» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений, указав при этом следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Обществе с ограниченной ответственностью «Колос-Сервис плюс» (далее ООО «Колос-Сервис плюс»), по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
Проверкой установлены нарушения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 29.12.2010) лее Федеральный закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На основании п. 3, п. 6-9 Постановления Правительства РФ № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, анальном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно жительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Согласно п. 48, п. 49 Приказа МЧС № 105 управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям), постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам панской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).
Орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта координирует деятельность подразделений, объектовых служб производственного контроля, промышленной безопасности, природоохранных и других в соответствии с их функциями и задачами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечивает взаимодействие в области предупреждения чрезвычайных ситуаций с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и местного самоуправления.
В ООО «Колос-Сервис плюс» на объектовом уровне не создана и не организована работа комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (координационный орган единой системы), не разработано положение (устав) о комиссии, не определен состав комиссии по чрезвычайным ситуациям, не определены функциональные обязанности КЧС, отсутствует план работы КЧС на год, отчетные документы.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона № 28-ФЗ органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2, п. 3, п. 6, п. 10 Постановления Правительства РФ № 794 единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
В соответствии с п. 4, п. 6 Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» (далее Постановление Правительства РФ № 782) количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из примерных норм.
Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в примерном положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
На объектовом уровне в ООО «Колос-Сервис плюс» не назначены (работники), структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (Постоянно действующий орган управления единой системы), отсутствует приказ о назначении, не закреплены функциональные обязанности, отсутствует положение, штатное расписание.
В соответствии с п. «а» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 4 Приказа МЧС № 687 план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В ООО «Колос-Сервис плюс» не разработан план основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2012 год и не согласован со специально назначенным лицом по делам ГО и ЧС Омского района Омской области.
Согласно п. «ж» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании п. 6, п. 20 Постановление Правительства РФ № 794 на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Проверкой установлено, что в ООО «Колос-Сервис плюс» не подтверждено документально создание объектовых резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не определен нормативными актами (приказами) порядок их создания, использования и восполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные нормирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают в состоянии постоянной готовности.
Согласно п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать здание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
На основании п. 2 Приказа МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее Приказ МЧС № 999) нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 6 Приказа МЧС № 999 состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и зашиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных армирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
В ходе проверки установлено, что руководителем ООО «Колос-Сервис плюс» не издан приказ о назначении руководителя, создании структуры и табеля оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
В соответствии с п. «в» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать здание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно п. 6 Приказа МЧС № 999 состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем в ООО «Колос-Сервис плюс» состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований не согласованы с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ № 794 органами повседневного управления единой системы являются на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Установлено, что в ООО «Колос-Сервис плюс» не создана дежурно-диспетчерская служба организации, не определен ее состав, отсутствует инструкция по действиями и вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, антитеррора, схемы оповещения руководящего состава, нештатно аварийно-спасательные формирования в рабочее и нерабочее время.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ № 794 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов оделяется организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных граций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением останавливаются создающим их органом.
В ООО «Колос-Сервис плюс» номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением организацией не определены.
В соответствии с п. «а» ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ № 794 привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
На основании п. 23 Постановления Правительства РФ № 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В ООО «Колос-Сервис плюс» не спланированы необходимые меры в области защиты населения и территорий от ЧС, а именно: не разработан план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории организации, не согласован в установленном порядке.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму в числе прочих закреплены обеспечение защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер противодействия терроризму.
Проведенная проверка показала, что в ООО «Колос-Сервис плюс» в результате допущенных нарушений не проводится всесторонняя оценка обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что создает угрозу проведения террористического акта, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.
Указанные факты являются нарушением основного принципа противодействия терроризму - приоритета мер предупреждения терроризма, закрепленного в п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в ред. от 06.05.2011) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при предоставлении коммунальных услуг Iдолжны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
ООО «Колос-Сервис плюс» по договорам с НП «Санаторий «Колос» эксплуатирует внутренние инженерные сети и наружные трубопроводы отопления, горячего водоснабжения, внутренние и наружные канализационные сети, внутренние и наружные инженерные сети водоснабжения в с. Красноярка, от которых осуществляется теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение многоквартирных жилых домов, расположенных на территории санатория и оказывает коммунальные услуги соответствующих видов.
Непринятие мер по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может повлечь в случае наступления указанных действий или чрезвычайных ситуаций негативные последствия, в том числе в виде прекращения оказания коммунальных услуг населению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг населения Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории которого расположено ООО «Колос-Сервис плюс» не определен и может изменяться с течением времени.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц ввиду того, что непринятие мер по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей в ООО «Колос-Сервис плюс» от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может повлечь в случае наступления чрезвычайных ситуаций негативные последствия населения Омского муниципального района.
Прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Колос-Сервис плюс», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ООО «Колос-Сервис плюс».
Обязать ООО «Колос-Сервис плюс» устранить нарушения требований законодательства о защите населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ООО «Колос-Сервис плюс» в срок до 01.06.2012, а именно:
- создать комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (координационный орган единой системы), разработать положение (устав) о комиссии, определить ее состав;
- назначить лицо (лиц), уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
- разработать план основных мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2012 год и согласовать со специально назначенным лицом по делам ГО и Омского района Омской области;
- создать резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определить нормативными актами (приказами) порядок их создания, использования и восполнения;
- определить структуру и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальным оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- состав, структуру и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований согласовать с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- создать дежурно-диспетчерскую службу организации, определить ее состав;
- определить номенклатуру и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- разработать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного, техногенного характера на территории организации, согласовать в установленном порядке.
Взыскать государственную пошлину в установленном законом порядке (л.д. 2-9).
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление, в котором просил производство по гражданскому делу прекратить в связи с отказом от иска (л.д. 165).
Ответчик ООО «Колос-Сервис плюс» своего представителя в судебное заседание не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо Территориальный отдел надзорной деятельности Омского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, основания для его принятия и прекращения производства по делу имеются.
Руководствуясь ст., ст.220, 221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Колос-Сервис плюс» о признании незаконным бездействия в сфере законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и понуждении к устранению нарушений прекратить в связи с отказом от иска.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: А.В.Быков
Определение вступило в законную силу 30.05.2012 года
Согласовано А.В. Быков