2-669/12 решение от 25.04.12 по иску прокурора Советского района к ООО `СК `Алькор`



                                                                                      Дело № 2- 669 за 2012 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Солдатенковой О.С.,

при секретаре Коломиец М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Строительная компания «Алькор» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Строительная компания «Алькор» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, указав при этом следующее.

Прокуратурой Советского административного округа г. Омска в период с 28.02.2012 по 02.03.2012 проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Строительная копания «Алькор», расположенном <адрес>, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно представленного в прокуратуру округа штатного расписания, утвержденного директором ООО СК «Алькор», с 01.01.2012 штатная численность предприятия составляет 16 человек.

В соответствии с п. 1, 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342-н порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что Результаты аттестации используются в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиям охраны труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска.

Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

В соответствии с п. 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

В соответствии с п. 8 указанного Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением № 1 к Порядку; карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок и др.

Аналогичные требования содержались и в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, действовавшем до 01.09.2011.

По состоянию на 02.03.2012 в ООО СК «Алькор» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что нарушает право работников на обеспечение безопасных условий труда.

Таким образом, ООО СК «Алькор», являясь работодателем для 16 работников, не выполнило обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что влечет нарушение прав работников.

Прокурор просит обязать ООО «Строительная компания «Алькор» устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к ее проведению; взыскать с ответчика государственную пошлину (л.д. 2-4).

В судебном заседании прокурор Солдатенкова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, ссылаясь на то, что в прокуратуру не были представлены документы, подтверждающие устранение нарушений.

Представитель ответчика ООО «Строительная компания «Алькор» по доверенности Катошин А.М. (л.д. 26) исковые требования признал частично, суду пояснил, что часть выявленных нарушений устранена, соответствующая документация направлена в прокуратуру. На вопрос суда пояснил, что доказательства, подтверждающие устранение нарушений у него отсутствуют, соответственно суду он их представить не может.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из представленных суду материалов, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что ООО «Строительная компания «Алькор» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Касаемо исковых требований по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями с положениями ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н.

Согласно п., п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 указанного порядка порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты аттестации используются в целях:

- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- оценки профессионального риска;

-обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

-подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

-подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

-подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

-расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

-рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

-санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

-обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

-обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

     Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что Прокуратурой Советского административного округа г. Омска в период с 28.02.2012 года по 02.03.2012 года была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Строительная копания «Алькор», расположенном <адрес>

Согласно штатного расписания, утвержденного директором ООО СК «Алькор», с 01.01.2012 года штатная численность предприятия составляет 16 человек.

    В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что по состоянию на 02.03.2012 в ООО СК «Алькор» не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; не принят нормативный акт, регламентирующий выдачу работникам ООО СК «Алькор» средств индивидуальной защиты (СИЗ); не ведутся карточки учета выдачи СИЗ; на момент проверки не был представлен договор на проведение периодического, первичного медицинского осмотра работников; не был разработан и утвержден в Управлении Роспотребнадзора по Омской области список контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (л.д. 5-9).

Таким образом, ООО СК «Алькор» допускаются грубые нарушения требований законодательства об охране труда, нарушаются права работников на безопасные условия труда.

Поскольку допустимых доказательств, подтверждающих хотя бы частичное устранение нарушений суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлено не было, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ООО СК «Алькор» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст., ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Строительная компания «Алькор» устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к ее проведению.

Взыскать с ООО «Строительная компания «Алькор» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                                            А.В.Быков

Решение вступило в законную силу 26.05.2012 года

Согласовано                                                 А.В. Быков