Дело № 2- 681 за 2012 год
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
с участием прокурора Солдатенковой О.С.,
при секретаре Коломиец М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ампер и Ом» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Ампер и Ом» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, указав при этом следующее.
Прокуратурой Советского административного округа г. Омска в период с 16.02.2012 по 21.02.2012 проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Ампер и Ом», расположенном <адрес> в ходе которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно представленного в прокуратуру округа штатного расписания с 01.01.2012 штатная численность предприятия составляет 46 человек.
В соответствии с п. 1,2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342-н (далее Порядок) порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пунктом 3 Порядка установлено, что Результаты аттестации используются в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиям охраны труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска.
Согласно п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
В соответствии с п. 6 Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя
Пунктом 8 указанного Порядка установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются: приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации; перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку; карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок и др.
Аналогичные требования содержались и в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, действовавшем до 01.09.2011.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 02.03.2012 в ООО «Ампер и Ом» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что нарушает право работников на обеспечение безопасных условий труда.
Таким образом, ООО «Ампер и Ом», являясь работодателем для 46 работников, не выполнило обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что влечет нарушение прав работников.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании п. 3 ст. 35 указанного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом, отсутствие аттестации рабочих мест по профессиям нарушает не только интересы лиц, работающих в настоящее в организации, но также и интересы вновь принимаемых на работу лиц, что является недопустимым. В частности нарушаются права указанной категории лиц на получение информации о наличии вредных и (или) опасных производственных факторов, о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, на предусмотренные законом льготы и компенсации, в связи с чем прокурор, в силу вышеуказанных требований закона, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просит обязать ООО «Ампер и Ом» устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к ее проведению; взыскать с ответчика государственную пошлину (л.д. 2-4).
В судебном заседании прокурор Солдатенкова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ООО «Ампер и Ом» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.
Выслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Как следует из представленных суду материалов, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что ООО «Ампер и Ом» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Касаемо исковых требований по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями с положениями ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н.
Согласно п., п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 указанного порядка порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты аттестации используются в целях: - разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; - установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; - информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; - контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; - оценки профессионального риска; - обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; - подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; - подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; - расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; - рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; - санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; - обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; - приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; - обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что Прокуратурой Советского административного округа г. Омска в период с 16.02.2012 года по 21.02.2012 года была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в ООО «Ампер и Ом», расположенном <адрес>
Согласно штатного расписания с 01.01.2012 года штатная численность предприятия составляет 46 человек.
В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что по состоянию на 02.03.2012 в ООО «Ампер и Ом» не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (л.д. 5-11).
Таким образом, ООО «Ампер и Ом» допускаются грубые нарушения требований законодательства об охране труда, нарушаются права работников на безопасные условия труда.
Поскольку доказательств, подтверждающих устранение нарушений, суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представлено не было, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ООО «Ампер и Ом» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст., ст. 103, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Ампер и Ом» устранить нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом к ее проведению.
Взыскать с ООО «Ампер и Ом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований ст. 242 ГПК РФ.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: А.В. Быков
Решение вступило в законную силу 14.06.2012
Согласовано А.В. Быков