Дело №2-845/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Безверхой А.В.,
при секретаре Куриленко М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 мая 2012 года дело заявлению Администрации ОМР Омской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ОМР Омской области обратилась в суд с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указала, что 21.02.2012 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Поповой А.П. в отношении Администрации ОМР Омской области было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию Омского муниципального района обязанности предоставить меры социальной поддержки Морозовой О.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. 29.03.2012года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Поповой А.П. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с тем, что требования, содержащиеся в постановлении от 21.02.2012, не были исполнены. Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Как следует из постановления от 21.02.2012 года судебный пристав-исполнитель установил Администрации Омского муниципального района 5-дневный срок для добровольного исполнения обязанности по предоставлению меры социальной поддержки Морозовой О.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Однако, исполнить указанное решение суда в 5-дневный срок не предоставлялось возможным ввиду наличия следующих объективных обстоятельств. Названное решение суда вступило в силу 23.03.2011 г., в связи с чем решением Совета Омского муниципального района от 09.12.2010 № 58 «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2011 год» в составе расходов бюджета Омского муниципального района денежные средства на цели, связанные с предоставлением мер социальной поддержки Морозовой О.Н., предусмотрены не были. В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет. Из информации Комитета финансов и контроля Администрации Омского муниципального района следует, что в 2011 году в связи с недостаточностью поступлений налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет, финансовая возможность для установления расходных обязательств на решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений в 2011 году отсутствовала. В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие в бюджете дополнительных поступлений лишает органы местного самоуправления Омского муниципального района возможности увеличить расходы бюджета на цели, связанные с предоставлением мер социальной поддержки работникам МУЗ «Омская ЦРБ», что, является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины Администрации Омского муниципального района в просрочке исполнения требований судебного пристава-исполнителя. В связи с этим, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №.
Представитель заявителя Администрации ОМР Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствии, заявленные требования поддерживают по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Главного управления ФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель МРО СП по ОИП УФССП по Омской области Попова А.П. Попова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, причина ее неявки суду не известна. В представленном отзыве просила в удовлетворении заявленных требований Администрации ОМР Омской области отказать, так как в отношении должника Администрации ОМР Омской области 21.02.2012 года было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 27.12.2011 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» Морозовой О.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009,2010 годы. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе. Администрация ОМР предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительный сбор в размере 5000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления о возбуждении исполнительного производства). 21.02.2012 года должнику направлено постановление о возбуждении исполнительного производства. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе. Должник сообщил, что требования исполнительного документа исполнены поскольку взыскатель не предоставляет документы для расчета мер соцподдержки. До настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены. Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор по исполнительным документам неимущественного характера устанавливается в размере 5000 рублей. В связи с чем, просила в удовлетворении заявленного Администрацией ОМР требования отказать в полном объеме.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Омского районного суда Омской области от 07 февраля 2011 года по гражданскому делу № 2-224/2011 г. на Администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская центральная районная больница» Морозовой О.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год. Решение вступило в законную силу 23 марта 2011 года.
21 февраля 2012 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа № от 27.12.2011 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» Морозовой О.Н. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009,2010 годы.
Копия данного постановления вручена должнику – 29 февраля 2012 года.
Согласно п. 2 указанного постановления должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
Пункт 3 постановления содержит предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставлением доказательств, того, что исполнение было возможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
29 марта 2012 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Поповой А.П. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации ОМР Омской области исполнительского сбора в размере 5000 рублей, поскольку в установленный для добровольного исполнения срок исполнительный документ Администрацией ОМР Омской области не исполнен без уважительных причин.
Копия данного постановления вручена должнику – 03 апреля 2012 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским Кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Совета Омского муниципального района Омской области от 09.12.2010 года № 58 «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2011 год» в составе расходов бюджета Омского муниципального района Омской области денежные средства на цели, связанные с предоставлением мер социальной поддержки Морозовой О.Н., предусмотрены не были. В связи с этим, исполнить решение в срок, указанный в нем, не представилось возможным.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Установлено, что отсутствие финансирования денежных средств на цели, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в том числе, Морозовой О.Н. лишило органы местного самоуправления Омского муниципального района исполнить судебное решение в установленный срок.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации Омского муниципального района Омской области при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должник был лишен возможности своевременно исполнить требование исполнительного документа по уважительной причине. В связи с этим, считает возможным освободить Администрацию ОМР Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Омского муниципального района Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. от 29.03.2012 года, по исполнительному производству №, возбужденному 21.02.2012 года на основании исполнительного листа № от 27.12.2011 года, выданного Омским районным судом Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Безверхая