Дело № 2-400по иску прокурора ОМР к МБДОУ Детский сад Чернолучинский и др. о признании незаконным бездействия и т.д.



Дело № 2-400/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Безверхой А.В.

при секретаре Куриленко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 28 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации ОМР Омской области, МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» о признании осуществления медицинской деятельности по обслуживанию воспитанников без выделения помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников без соответствующего разрешения (лицензии) противоречащей действующему законодательству, о признании незаконным бездействия по обеспечению МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» помещением для размещения медицинского кабинета, о возложении обязанности принять меры к организации оборудования помещения под медицинский кабинет, лицензирования медицинского кабинета, к организации деятельности медицинского кабинета в соответствии с требованиями законодательства, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности медицинского кабинета,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Омского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации ОМР Омской области, МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» о признании осуществления медицинской деятельности МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» по обслуживанию воспитанников без выделения помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников без соответствующего разрешения (лицензии) противоречащей действующему законодательству, о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации ОМР Омской области по обеспечению МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» помещением для размещения медицинского кабинета, о возложении обязанности принять меры к организации оборудования помещения под медицинский кабинет, лицензирования медицинского кабинета МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский», а именно: выделить финансовые средства для строительства пристроя к основному зданию МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» под медицинский кабинет по адресу: <адрес> принять меры к организации деятельности медицинского кабинета в соответствии с требованиями законодательства, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности медицинского кабинета.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Леонтьева Т.А исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что прокуратурой Омского района проведена проверка в ходе, которой установлено, что в МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» не имеется медицинского кабинета, так как помещение приспособлено для размещения детского сада. Медицинское обеспечение воспитанников учреждения осуществляет медицинский работник Чернолучинского ФАПа. Лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеется в виду отсутствия медицинского кабинета. Администрацией ОМР Омской области не приняты меры к выделению помещения и оборудованию медицинского кабинета, лицензированию медицинского кабинета МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский». Из объяснений заведующей детского сада следует, что для оборудования медицинского кабинета необходимо дополнительно построить помещение, так как детский сад расположен в приспособленном помещении, при этом саду функционирует 1 группа, имеется пищеблок, столовая, игровая и спальня. Таким образом, установленные в ходе проведения проверки нарушения свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиками обязанностей по созданию условий для охраны и укрепления здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» Зайцева Е.А в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что весной 2012 года планируется начать строительство пристроя к основному зданию МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» под медицинский кабинет. Финансовые средства для строительства еще не выделены, однако предусмотрены в долгосрочной целевой программе. Проект на строительство пристроя находится в стадии доработки. Проект уже согласован с Роспотребнадзором. Медицинская деятельности в учреждении пока не осуществляется, так как в числе воспитанников, детей ясельного возраста нет. Осмотр детей осуществляет воспитатель, а контроль за питанием осуществляет она лично, как заведующая детским садом.

Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области по доверенности Суппис Н.А., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Администрацией предпринимаются все возможные меры для строительства пристроя к основному зданию МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» под медицинский кабинет. На сегодняшний день разработан проект на строительство, планируется проведение конкурса. Строительство пристроя запланировано на 2-ой квартал 2012 года. Лицензирование медицинского кабинета планируется на 2013 год. Финансовые средства на строительство будут выделены после того как будет утвержден проект. Считает, что Администрация не бездействует.

Представитель ответчика Комитета по образованию администрации ОМР Омской области Воронкина Е.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что комитетом по образованию ОМР предпринимаются все возможные меры для строительства и оснащения медицинского кабинета. В марте 2012 года Комитетом по образованию администрации ОМР Омской области в адрес Роспотребнадзора Омской области направлено письмо с просьбой согласовать схему размещения помещений медицинского блока, который будет пристроен к зданию МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский», а также рассмотреть вопрос о возможности открытия второй группы в детском саду и дать соответствующие рекомендации. Денежные средства предусмотрены в долгосрочной программе и выделена на 2012, 2013 год. В настоящее время на счете МБДОУ денежных средств нет, но по мере необходимости они будут выделяться из бюджета Омской области, как это предусмотрено программой. Считает, что Комитет по образованию не бездействует.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные документы, суд считает, что требования прокурора Омского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» отсутствует помещение для размещения медицинского кабинета, медицинское обеспечение воспитанников учреждения осуществляет медицинский работник Чернолучинского ФАПа, лицензии на осуществление медицинской деятельности также отсутствует в виду отсутствия медицинского кабинета. Медицинский работник контроль за питанием не осуществляет.

Пунктом 25 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 666 от 12.02.2008 г. предусмотрено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно Приложению. Согласно перечню работ при осуществлении медицинской деятельности, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, в том числе первичной медико-санитарной помощи по педиатрии подлежат обязательному лицензированию.

Согласно п. 11.13 СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (с изменениями и дополнениями) медицинское обеспечение детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением указанных в пункте 11.12. настоящих санитарных правил, осуществляется на основании договора с дошкольной образовательной организацией, имеющей в штате медицинского работника, и находящейся в непосредственной близости (в пределах одного муниципального района) от местонахождения групп кратковременного пребывания, семейных дошкольных групп и иных подобных им видов дошкольных организаций, либо с территориальным лечебно-профилактическим учреждением.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (с изменениями и дополнениями) настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на дошкольные образовательные организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно п. 1.4 Устава МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» учредителем учреждения является Омский муниципальный район, в лице Комитета по образованию Администрации ОМР Омской области.

Согласно разделу 7 Устава МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» финансовое обеспечение деятельности учреждения обеспечивает учредитель.

Пунктом 4.11 Устава предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности в учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом, который несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитано-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания.

В соответствии с п. 4.12 Устава учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников учреждения.

Несоблюдение требований обеспечения безопасности жизни и здоровья, обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, влечет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 апреля 2011 года МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» на праве оперативного управления находится нежилое строение (дом-дача), общей площадью 264,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> что также подтверждается актом приема-передачи от 23.12.2010 года.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ2 года между МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» и ООО «ТехноСтрой» заключен договор на выполнение проектных работ, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя разработку проекта для капитального ремонта здания МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский», стоимость работ составляет 99963 руб. 87 коп.

В судебном заседании установлено, что на момент прокурорской проверки и до настоящего времени в МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» отсутствует помещение для размещения медицинского кабинета и лицензии на осуществление медицинской деятельности в виду отсутствия медицинского кабинета, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, а также права и интересы несовершеннолетних граждан, находящихся в указанном образовательном учреждении, и не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также угрожает личной безопасности указанной категории лиц.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что осуществление медицинской деятельности по обслуживанию воспитанников без выделения помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, без соответствующего разрешения (лицензии) противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации ОМР, Комитета по образованию ОМР по организации помещения для размещения медицинского кабинета, а так же обязании Омского муниципального района принять меры к организации оборудования помещения под медицинский кабинет, лицензирование медицинского кабинета, а именно выделении финансовых средств для строительства пристроя к основному зданию.

Судом установлено, что долгосрочная целевая программа «Социально- демографическое развитие ОМР Омской области», которой были предусмотрены денежные средства на ремонт и оснащение детского сада в д.п. Чернолученский, принята в 2009 году, с момента принятии программы и до настоящего времени денежные средства на реализацию программы не выделены, согласно ответу Администрации ОМР от 09.07.2010 года подготовительная работа по разработке сметной документации для строительства пристроя ведется с 2010 года, однако до настоящего времени проект не утвержден, смета не согласована. С учетом того, что детский сад в д.п. Чернолученский функционирует без медицинского кабинета и помещения под него с 1988 года, суд приходит к выводу о том, что администрация ОМР и Комитет по образованию ОМР бездействуют.

Доказательств того, что денежные средства предусмотренные в вышеуказанной программе зачислены на счет МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» суду не предоставлено, следовательно требования прокурора об обязани выделения финансовых средств для строительства пристроя подлежат удовлетворению.

Поскольку воспитанники дошкольного образовательного учреждения в силу возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников данного образовательном учреждения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Омского района Омской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку ответчик МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» не освобожден от уплаты государственной пошлины, с него, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден. Однако, с учетом особенностей финансирования и материального положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать осуществление медицинской деятельности МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» по обслуживанию воспитанников без выделения помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников без соответствующего разрешения (лицензии) противоречащей действующему законодательству.

Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета по образованию Администрации ОМР Омской области по обеспечению МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» помещением для размещения медицинского кабинета.

Обязать Омский муниципальный район принять меры к организации оборудования помещения под медицинский кабинет, лицензирования медицинского кабинета МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский», а именно: выделить финансовые средства для строительства пристроя к основному зданию МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» под медицинский кабинет по адресу: <адрес>

Обязать МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» принять меры к организации деятельности медицинского кабинета в соответствии с требованиями законодательства, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности медицинского кабинета.

Взыскать с МБДОУ «Детский сад «Чернолучинский» государственную пошлину в доход бюджета Омского муниципального района Омской области в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Безверхая

Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2012 года