Дело №2-1095/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Безверхой А.В.,
при секретаре Куриленко М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 22 мая 2012 года дело по заявлению Янушкиной Е.Н. о признании незаконным бездействия и отказа Администрации Омского муниципального района Омской области в постановке на учет для внеочередного получения жилого помещения, об обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Янушкина Е.Н. обратилась в суд с требованием о признании незаконным бездействия и отказа Главы Администрации ОМР Омской области Алексеева С.Г. в постановке ее на учет для внеочередного получения жилого помещения, об обязанности поставить ее на учет, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.
Затем она уточнила требования и просила суд признать незаконным бездействие и отказ Главы Администрации ОМР Омской области Алексеева С.Г. в постановке ее на учет для внеочередного получения жилого помещения, обязать Администрацию ОМР Омской области поставить ее на учет.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по образованию Администрации ОМР Омской области, Администрация Новотроицкого сельского поселения ОМР Омской области.
В судебном заседании Янушкина Е.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что она родилась в декабре 1984 года в д. <адрес>. Ее мать Янушкина Л.Н. по решению суда в 1995 году была лишена родительских прав, а отец Янушкин Н.Л. в 2002 году был лишен родительских прав также по решению суда. До 1995 года она жила с матерью в <адрес>. Дом, в котором они жили, был в полуразрушенном состоянии. Кому он принадлежал ей неизвестно. Ее в 1995 году, после того как лишили родительских прав Янушкину Л.Н., забрала сестра матери, с которой она проживала до поступление в колледж в <адрес>. В 2002 году, после того как ее отца лишили родительских прав она была признана сиротой. С 2002 года по 2005 год она обучалась в Омском Художественно-промышленном колледже и находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии на <адрес> где и была временно зарегистрирована до 30.06.2005 года. В августе 2006 года она получила прописку в Омском районе по адресу: <адрес>, в доме, которой принадлежал ее бабушке, Арбацкой Н.Л.. В 2009 году он сгорел. С 2009 года и на настоящее время она проживае в г. Омска на съемной квартире. В 2011 году на основании постановления Главы Администрации Новотроицкого с/п ОМР Омской области от 15.07.2011 года № она была поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В феврале 2012 года она обратилась в Администрацию ОМР Омской области с просьбой предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, так как она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано. До 2012 года в Администрацию ОМР с указанным заявлением не обращалась. Считает, что ее обязаны поставить на учет, так как до 23 лет она была прописана в Омском районе. Кроме того, считает, что разъяснить ее право на обращение с указанным заявлением это была обязанность органов местного самоуправления.
Представитель з/лица Администрации ОМР Суппис Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, так как право на внеочередное предоставление жилого помещение может быть реализовано не только несовершеннолетними, но и лицами, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет (ст. 1 Закона № 159-ФЗ). Янушкиной Е.Н. на сегодняшний день уже исполнилось 27 лет. Полномочиями по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот Администрация ОМР Омской области была наделена только в 2008 году. В администрацию ОМР Омской области истец не обращалась и не подавала документы о нуждаемости в жилом помещении, с просьбой постановки ее на учет как лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В едином регистрационном списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принятых на регистрационный учет в Администрацию ОМР в качестве нуждающихся в жилом помещении Янушкина Е.Н. отсутствует и с заявлением не обращалась.
Представитель з/лица Комитета по образованию Администрации ОМР Омской области Палей Н.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, так как Янушкина не состояла на учете в числе подопечных детей-сирот и детей, переданных на воспитание в детские государственные учреждения для детей-сирот, с заявлением о принятии ее на регистрационный учет до 23 лет она также не обращалась. О Янушкиной Комитету по образованию Администрации ОМР Омской области стало известно только в 2012 году, когда ей уже исполнилось 27 лет. Поскольку, после лишения родительских прав Янушкина проживала в <адрес>, соответственно постановкой на регистрационный учет должен был заниматься отдел <адрес>, либо закрепить за ней жилое помещение, которое находилось либо в собственности у родителей, либо по договору социального найма жилого помещения. После того, как она была направлена и проходила обучение в г. Омске, вопросами постановки на регистрационный учет указанной категории детей занимается Департамент образования г. Омска. Надзор за этим осуществляет образовательное учреждение.
Представитель з/лица Администрации Новотроицкого сельского поселения ОМР Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина его неявки суду неизвестна.
Выслушав пояснения заявителя, з/лиц, изучив представленные документы, суд считает, что в удовлетворении требований Янушкиной Е.Н. следует отказать по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Янушкина Е.Н. родилась 04 декабря 1984 года, ее родителями являются Янушкина Л.Н. и Янушкин Н.Л..
Решением Нижнеомского районного суда Омской области от 25 декабря 1995 года Янушкина Л.Н. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и дочери Янушкиной Е.Н., 1984 г.р., которые был переданы на воспитание органам опеки и попечительства <данные изъяты>
Решением Омского районного суда Омской области от 18 июня 2002 года Янушкин Н.Л. также лишен родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Янушкиной Е.Н., 1984 г.р., которая была передана на воспитание органам опеки и попечительства <данные изъяты>
Согласно приказу ГОУ СПО «Омский художественно-промышленный колледж» от 03.03.2003 года № Янушкина Е.Н. с 01.01.2003 года была признана сиротой на полном государственном обеспечении на основании ФЗ № 159 от 21.12.1996 года и приказа Министерства общего и профессионального образования РФ № от 04.02.1997 года, так как постановлением Тюкалинского муниципального образования от 19.12.2002 года № Янушкиной Е.Н. в связи с совершеннолетием прекращены выплаты денежных средств.
Постановлением Главы Администрации Новотроицкого с/п ОМР Омской области от 15.07.2011 года № «О постановке на учет на улучшение жилищных условий…» Янушкина Е.Н., как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ была поставлена на учет.
Согласно регистрационной карточке Янушкина Е.Н. в период с октября 2004 года по июнь 2005 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно справкам, выданным Администрацией Новотроицкого с/п ОМР Омской области от 15.07.2011 года, копии паспорта Янушкина Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес> с 28.08.2006 года, в настоящее время в жилом доме никто не проживет.
Согласно справке, выданной Территориальным отделом ГПН Омского района в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в июне 2009 года произошел пожар, в результате которого жилой дом уничтожен огнем на площади 60 кв.м.
Установлено, что в феврале 2012 года Янушкина Е.Н. обратилась в Администрацию ОМР Омской области с просьбой предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, так как она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.1-2.1-996- г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поскольку, для принятия на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей необходимо было обратиться до достижения возраста 23-х лет в орган местного самоуправления Омской области по месту жительства или по месту временного пребывания на момент подачи заявления с заявлением о принятии на регистрационный учет и необходимыми документами (ст. 16 закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере»). Кроме того, в Комитете по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области она не состояла на учете в числе подопечных детей-сирот и детей, переданных на воспитание в детские государственные учреждения для детей-сирот, с заявлением о принятии на регистрационный учет не обращалась, что подтверждается сообщением Администрации ОМР Омской области от 11.03.2012 года.
Согласно паспорту Янушкиной Е.Н. исполнилось 27 лет.
Установлено, что до достижения 23-х лет Янушкина Е.Н. не обращалась в Администрацию ОМР ни с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением документов, необходимых для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ни о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Настоящий федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет.
Согласно ст. 8 указанного ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту их регистрации, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.
Статья 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан"(с изменениями от 17 октября, 24 ноября 2008 г., 11 февраля, 8, 29 декабря 2009 г.) предусматривает, что. Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Статьей 16 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» также предусмотрен порядок постановки на учет (регистрационный учет) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в определенных случаях. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Судом установлено, что и не отрицалось заявителем, что Янушкина Е.Н. не обращалась в Администрацию ОМР в период до декабря 2007 года с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилой площади, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, суд считает, что в удовлетворении требований Янушкиной Е.Н. следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Янушкиной Е.Н. о признании незаконным бездействия и отказа Администрации Омского муниципального района Омской области в постановке на учет для внеочередного получения жилого помещения, об обязанности поставить на учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Безверхая
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2012 года