Дело № 2-949/12 по иску Токарева к КУ ОО Центр социальных выплат о взыскании ежемесячного возмещения вреда здоровью



Дело №2-949/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Безверхой А.В.,

при секретаре Куриленко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 24 мая 2012 года дело по иску Токарева А.М. к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» о взыскании ежемесячного возмещения вреда здоровью, об обязанности установить размер ежемесячного возмещения вреда здоровью с последующей индексацией,

УСТАНОВИЛ:

    Первоначально истец Токарев А.М. обратился с иском к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» о взыскании ежемесячного возмещения вреда здоровью за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 года в размере 621 190 рублей 60 копеек, об обязанности установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01 марта 2012 года в размере 14 761 руб. 70 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ.

    Затем истец уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 года в размере 612 259 рублей 35 копеек, обязать установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01 марта 2012 года в размере 14 653 руб. 04 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ.

    Определением суда к участию в деле в качестве т/лиц привлечены Управление Министерства труда и социального развития по Омскому району Омской области, Управление Министерства труда и социального развития по Омской области.

    Истец Токарев А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

    Представитель истца Андреев С.М. действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Токарев А.М. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с августа 1988 года по декабрь 1988 года. С 17 марта 1995 года он является инвалидом 2 группы, данная инвалидность связана с аварией на ЧАЭС, ВТЭК установлено 80% утраты трудоспособности, с 03.03.2000г. МСЭК подтвердила 2 группу инвалидности и установила 90% утраты трудоспособности бессрочно. Со 2 марта 1996 года он является получателем возмещения вреда здоровью. Обратившись в орган социальной защиты по Омскому району для назначения ВВЗ, истцу было назначено ВВЗ в размере 467 руб. 54 коп. из расчета 7 минимальных размеров оплаты труда, а после получения архивной справки по запросу военного комиссариата с октября 2000 года ему было назначено ВВЗ исходя из заработка за работу на ЧАЭС в размере 2471 руб. 58 коп. Ответчик назначил ему ВВЗ из заработка перед увечьем, исходя из справок о заработной плате с учетом 90% утраты трудоспособности. Считает, что истцу выгоднее размер ВВЗ, полученный из периода 12 месяцев перед увечьем, что на 1 марта 2012 года составляет 14 653 руб. 04 коп. С 15.02.2001 года ответчик в одностороннем порядке установил истцу ВВЗ в твердых суммах, как инвалиду 2-ой группы в размере 2500 рублей. Считает, что индексация возмещения вреда здоровью производится ему не в соответствии с руководящими указаниями Пленумов ВС РФ № 7 от 05.04.2005 года, № 23 от 11.05.2007 года, правовой позицией КС РФ, изложенной в Постановлении КС РФ № 11-П от 19.06.2002 года, Определении КС РФ № 364-0 от 04.10.2005 года и с действующим законодательством. Просил суд взыскать с ответчика ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 года в размере 612 259 рублей 35 копеек, а также обязать установить ежемесячное возмещение вреда здоровью с 01 марта 2012 года в размере 14 653 руб. 04 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ.

В судебном заседании представитель ответчика Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» Варламова К.А., действующая на основании доверенностей исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 872 от 30 декабря 2006 года выплата ежемесячной денежной компенсации производится в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607, либо па основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чериобыльской АЭС" (далее - базовый Закон) отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются базовым Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих базовому Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними. В соответствии с частью первой статьи 5 базового Закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. С 29 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 базового Закона и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ). Согласно части третьей статьи 5 базового Закона в редакции Закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ размеры выплат гражданам, установленные базовым Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Но исполнение Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ Правительством Российской Федерации были приняты соответствующие постановления. Индексация компенсаций возмещения вреда здоровью производится Учреждением ежегодно по месту жительства истца. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 143 от 3 марта 2007 года уровень инфляции составил:

с 1 января 2005 г. - 1,11, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истца на 2005 г. установлен в размере 3 829,50 рублей.

с 1 января 2006 г. - 1,09, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истца на 2006 г. установлен в размере 4 174,16 рублей.

С 1 января 2007 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 171 от 21 марта 2007 года уровень инфляции составил 1,08, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истцу установлен в размере 4 508,09 рублей.

С 1 января 2008 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 655 от 3 сентября 2008 года уровень инфляции установлен в размере 1,105, поэтому размер компенсации в возмещение вреда установлен в размере 4 823,66 рублей.

С 1 января 2009 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 545 от 24 декабря 2008 года уровень инфляции установлен в размере 1,13, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истцу установлен в размере 5 404,86 рублей.

С 1 января 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1024 от 16 декабря 2009 года уровень инфляции установлен в размере 1,1, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истцу установлен в размере 6 191,93 рублей.

С 1 января 2011 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1079 от 21 декабря 2010 года уровень инфляции установлен в размере 1,065, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истцу установлен в размере 6 594,41 рублей.

С 1 января 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1019 от 8 ноября 2011 года уровень инфляции установлен в размере 1,06, поэтому размер компенсации в возмещение вреда здоровью истцу установлен в размере 6 990,07 рублей. Также Учреждение не согласно с требованиями истца о применении индексов МРОТ (минимального размера оплаты труда) к указанным компенсациям с 1 июля 2000 года в 1,581 и с 1 января 2001 года в 1,515, т.к. это не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Конституционный Суд РФ установил, что "возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан" (абзац 8 пункта 2 мотивировочной части Постановления КС РФ № 11-п). Назначение и выплата компенсационных выплат инвалидам-чернобыльцам регулируется базовым Законом, который не содержит норм, позволяющих применять предлагаемый истцом порядок индексации. На основании изложенного просила, Токареву А.М. в требованиях отказать в полном объеме.

Представители т/лиц Управления Министерства труда и социального развития по Омскому району Омской области, Управления Министерства труда и социального развития по Омской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, причина их неявки суду неизвестна.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд считает, что уточненные требования Токарева А.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Токарев А.М. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с августа 1988 года по декабрь 1988 года, ему установлена 2 группа инвалидности в связи с выполнением работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с п.25 ст. 14 указанного Закона (в редакции, действовавшей до 15.02.2001 г.) возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Положениями п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний» и ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), установлен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Исходя из п.1 ст.28 ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», начиная с 6
января 2000 года, подлежали применению соответствующие положения данного
Закона, несмотря на то. что вред здоровью инвалидов был причинен до его введения в
действие. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при
вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в
соответствии с законодательством РФ о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

Согласно действовавшего на период 1999 г. - 02.06.2000 г. Постановления Минтруда РФ от 01 нюня 1999 г. № 10 «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 01.06.1999 № 1, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 22.09.1999 № ГКПИ 99-675, 677, 686, 691, 704, 717, 727, 737, 741), установлено право на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеют:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания,
связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с
выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокация и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из этих зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (статья 13 Закона);

- семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с
чернобыльской катастрофой, семьи умерших инвалидов, на которых распространялись
льготы (статья 14 Закона).

Согласно ст. 2 указанного Постановления размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности, в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей *(4), утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.71; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4562).

Периоды, за которые принимается среднемесячный заработок для исчисления в возмещение вреда, определяются в соответствии со статьей 14 Правил за последние 12 месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Лицам, признанным инвалидами с причиной инвалидности "увечье связано с аварией на ЧАЭС", выполнявшим работы непосредственно на аварийном блоке в третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными (ст. 3 Постановления Минтруда РФ от 01 июня 1999 г. № 10).

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 2 июня 2000 г. N 43
"Об утверждении разъяснения "О порядке выплаты денежных сумм в возмещение
вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени
утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской
катастрофы    (с    установлением    инвалидности)" (с изменениями от 18 мая 2001 г.), в связи с поступающими запросами о порядке выплат сумм в возмещение вреда лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

1. Право на ежемесячную выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, N 21, ст.699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, N48, ст.4561; 1996, N 51, ст.5680; 1997, N47, ст.5341; 1999, N 16, ст.1937; N 28, ст. 3460) имеют:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания,
связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с
выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокация и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из этих зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (статья 13 Закона);

- семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с
чернобыльской катастрофой, семьи умерших инвалидов, на которых распространялись
льготы (статья 14 Закона).

Размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда о соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"** (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803), как доля среднего месячного заработка до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности.    

При расчете размера утраченного в результате наступления страхового случая
заработка учитываются все виды оплаты труда (дохода) как по месту основной работы,
так и по совместительству.

Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск и сумма выходного пособия при увольнении. Размеры оплаты труда по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

Средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы
заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая
или утрате либо снижению трудоспособности (по выбору гражданина), на 12.

Если до наступления страхового случая гражданин работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев.

При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные месяцы по желанию гражданина заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

По желанию гражданина при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Лицам, признанным инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии со статьей 24 Закона, выполнявшим работы и третьей зоне опасности в 1986 году и имеющим документальное подтверждение о выполнении этих работ, заработок для исчисления сумм в возмещение вреда, по их желанию, может определяться в порядке, установленном для лиц, признанных профбольными.

Если в заработке гражданина до наступления страхового случая произошли
устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышение
заработной платы по занимаемой должности, перевод па более высокооплачиваемую
работу и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности
изменения оплаты его труда), при подсчете среднего месячного заработка учитываемся
только заработок, который он получил или должен был получить после
соответствующего изменения.

При невозможности получения документа о размере заработка гражданина
сумма ежемесячной выплаты в возмещение вреда исчисляется исходя из тарифной
ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли)
для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за указанными
выплатами.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев. В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного, месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

Согласно справке, выданной СПК «Ачаирский-1» Токареву А.М. за период с января 1987 г. но декабрь 1987 г. начислено 2 894 руб. 15 коп., за период с января 1988 г. по декабрь 1988 г. начислено3203 руб. 62 коп.

С принятием Федерального закона от 12 февраля 200! года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнении в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодателем осуществлен переход па новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины (прожиточного минимума в целом по РФ (ч.3 ст.2 указанного закона).

Постановлением Конституционного Суда РФ № 11 от 19.0б.2002г. положения указанной нормы закона в части определения нового критерия индексации признаны не противоречащими Конституции РФ.

Пунктом 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-п признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2) положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 32 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Одновременно впредь до внесения соответствующих изменений а действующее законодательство судам общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел было предоставлено право принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального Закона № 31-ФЗ от 26.04.2004г. "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС " определен порядок индексации сумм возмещения вреда с 19.06.2002г. исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.

Пленум Верховного суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 в п.6 разъяснил, что до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П па принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан. И первая ежегодная индексация могла быть произведена по истечению года после принятия закона об индексации, то есть с января 2002 года.

В п.3.2 Определения Конституционного суда от 4.10.2005 года указывается, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд по которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом, а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Также в указанном определении Конституционного суда РФ указано, что если при рассмотрении конкретных дел будет установлено; что применение введенного оспариваемого нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

С учетом положений Постановления Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 (в редакции от 11 мая 2007 г.) сумма возмещения вреда подлежит индексации: с 01.02.1993г. - в2,5 раза, с 01.04.1993г.-в 1,9 раза, с 01.07.1993 г.- в 1,81 раза, с 01.12.1993г.- в 1,9 раза, с 01.07.1994г. - в 1,4 раза, в последующем за период с 01.04.1995г. по 31.12.2001г. - пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда, за 2002г.-2004г. с учетом роста прожиточного минимума пенсионеров, с 2005г. по 2010г. с учетом коэффициента инфляции.

Являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергнувшись радиационному воздействию, в связи с чем была установлена инвалидность второй группы, Токарев А.М. имел право на возмещение вреда здоровью, исходя из утраченного им заработка.

Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ от 10.11.1992 г. № 1-98-У заболевания, вызнанные воздействием ионизирующего излучения при ликвидации последствии аварии, следует считать профессиональными. Аналогичный порядок предусмотрен действующим в настоящее время Приказом Минздрава РФ и Минтруда РФ от 26.05.1999 г. «О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

    Суд полагает, что задолженность ответчика перед истцом за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 год соответствует следующему расчету:

Февраль

Апрель

Июнь

Август

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Год

Меси и за который

причитается выплата

Индекс

Подлежало выплате возмещение вреда здоровью в соответствующем месяце по Закону

Фактически выплачен, выплаты, в счет возмещения в соответствующем месяце

А

В

С

D

Е

2000

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1 636,86р.

Июль

1,581

2 587,87р.

Август

2 587,87р.

Сентябрь

2 587,87р.

Октябрь

2 587,87р.

467,54 р.

Ноябрь

2 587,87р.

525,99р.

Декабрь

2 587,87р.

5 060,06р.

2001

Январь

1,515

3 920,62р.

2 471,58р.

Февраль

3 920,62р.

2 485,79р,

Март

3 920,62р.

2 000,00р.

Апрель

3 920,62р.

2 000,00р.

Maй

3 920,62р.

3 500,00р.

Июнь

3 920,62р.

0,00р.

Июль

3 920,62р.

7 500,00р.

Август

3 920,62р.

0,00р.

Сентябрь

3 920,62р.

2 500,00р.

Октябрь

3 920,62р.

2 080,00р.

Ноябрь

3 920,62р.

2 500,00р.

Декабрь

3 920,62р.

2 920,00р.

2002

Январь

1,26

4 939,98р.

500,00р.

Февраль

4 939,98р.

2 500,00р.

Март

4 939,98р.

5 000,00р.

Апрель

4 939,98р.

2 500,00р.

Май

4 939,98р.

2 500,00р.

Июнь

4 939,98р.

2 500,00р.

Июль

4 939,98р.

0,00р.

Август

4 939,98р.

5 000,00р.

Сентябрь

4 939,98р.

0,00р.

Октябрь

4 939,98р.

5 000,00р.

Ноябрь

4 939,98р.

2 500,00 р.

Декабрь

4 939,98р.

2 500,00 р.

2003

Январь

1,2

5 927,98р.

2 500,00р.

Февраль

5 927,98р.

2 500,00 р.

Март

5 927,98р.

2 500,00р.

Апрель

5 927,98р.

2 500,00 р.

Maй

5 927,98р.

2 500,00р.

Июнь

5 927,98р.

2 500,00р.

Июль

5 927,98р.

2 500,00 р.

Август

5 927,98р.

2 500,00р.

Сентябрь

5 927,98р.

2 500s00p.

Октябрь

5 927,98р.

2 500,00 р.

Ноябрь

5 927,98р.

2 500,00 р.

Декабрь

5 927,98р.

0,00р.

2004

Январь

1,22

7 232,13р.

5 000,00 р.

Февраль

7 232,13р.

2 500,00р.

Март

7 232,13р.

2 500,00р.

Апрель

7 232,13р.

2 500,00р.

Май

7 232,13р.

2 500,00р.

Июнь

7 232,13р.

2 500,00 р.

Июль

7 232,13р.

2 500,00р.

Август

7 232,13р.

2 500,00р.

Сентябрь

7 232,13р.

2 500,00р.

Октябрь

7 232,13р.

2 500,00р.

Ноябрь

7 232,13р.

2 500,00р.

Декабрь

7 232,13р.

2 500,00 р.

2005

Январь

1,11

8 026,67р.

0,00р.

Февраль

8 026,67р.

6 900,00р.

Март

8 026,67р.

3 450,00 р.

Апрель

8 026,67р.

3 450,00р.

Май

8 026,67р.

3 450,00р.

Июнь

8 026,67р.

3 450,00 р.

Июль

8 026,67р.

3 726,00р.

Август

8 026,67р.

5 382,00р.

Сентябрь

8 026,67р.

3 726,00р.

Октябрь

8 026,67р.

13 278,00р.

Ноябрь

8 026,67р.

3 726,00р.

Декабрь

8 026,67р.

3 726,00р.

2006

Январь

1,09

8 669,88р.

3 726,00р.

8 669,88р.

3 726,00р.

Март

8 669,88р.

3 726,00р.

8 669,88р.

3 726,00р.

Май

8 669,88р.

3 795,00р.

8 669,88р.

6 189,32 р.

Июль

8 669,88р.

4 117,58р.

8 669,88р.

4 117,58р.

Сентябрь

8 669,88р.

4 117,58р.

8 669,88р.

4 117,58р.

Ноябрь

8 669,88р.

8 867,58р.

8 669,88р.

4 762,74р.

2007

Январь

1,08

9 363,47р.

4 117,58р.

9 363,47р.

4 117,58р.

Март

9 363,47р.

4 117,58р.

9 363,47р.

4 117,58р.

Май

9 363,47р.

7 163,09 р.

Июнь

9 363,47р.

4 508,09р.

Июль

9 363,47р.

4 508,09р.

Август

9 363,47р.

4 508,09р.

Сентябрь

9 363,47р.

4 508,09р.

Октябрь

9 363,47р.

11 158,09р.

Ноябрь

9 363,47р.

4 508,09р.

Декабрь

9 363,47р.

4 508,09р.

2008

Январь

1,105

10 346,64р.

4 823,66р.

Февраль

10 346,64р.

4 823,66р.

Март

10 346,64р.

4 823,66р.

Апрель

10 346,64р.

5 094,14р.

Май

10 346,64р.

4 891,28р.

Июнь

10 346,64р.

4 891,28р.

Июль

10 346,64р.

4 891,28р.

Август

10 346,64р.

4 891,28р.

Сентябрь

10 346,64р.

4 891,28р.

Октябрь

10 346,64р.

5 792,88р.

Ноябрь

10 346,64р.

4 981,44р.

Декабрь

10 346,64р.

4 981,44р.

2009

Январь

1,13

11 691,70р.

S 404,86р.

Февраль

11 691,70р.

5 404,86р.

Март

11 691,70р.

5 404,86р.

Апрель

11 691,70р.

5 404,86 р.

Май

11 691,70р.

5 404,86р.

Июнь

11 691,70р.

5 404,86р.

Июль

11 691,70р.

5 404,86р.

Август

11 691,70р.

7 198,22р.

Сентябрь

11 691,70р.

5 629,03р.

Октябрь

11 691,70р.

5 629,03р.

Ноябрь

11 691,70р.

S 629,03р.

Декабрь

11 691,70р.

5 629,03р.

2010

Январь

1,1

12 860,87р.

6 191,93р.

Февраль

12 860,87р.

6 191,93р.

Март

12 860,87р.

6 191,93р.

Апрель

12 860,87р.

6 191,93р.

Май

12 860,87р.

6 191,93р.

Июнь

12 860,87р.

6 191,93р.

Июль

12 860,87р.

6 191,93р.

Август

12 860,87р.

6 191,93р.

Сентябрь

12 860,87р.

6 191,93р.

Октябрь

12 860,87р.

6 191,93р.

Ноябрь

12 860,87р.

6 191,93р.

Декабрь

12 860,87р.

6 191,93р.

2011

Январь

1,065

13 696,83р.

6 191,93р.

Февраль

13 696,83р.

6 996,89р.

Март

13 696,83р.

6 594,41 р.

Апрель

13 696,83р.

6 594,41р.

Май

13 696,83р.

6 594,41р.

Июнь

13 696,83р.

6 594,41р.

Июль

13 696,83р.

6 594,41р.

Август

13 696,83р.

6 594,41р.

Сентябрь

13 696,83р.

6 594,41р.

Октябрь

13 696,83р.

6 594,41р.

Ноябрь

13 696,83р.

6 594,41р.

Декабрь

13 696,83р.

6 594,41р.

2012

Январь

1,06

14 518,64р.

6 990,07р.

Февраль

14 518,64р.

6 990,07р.

ИТОГО

1 204 605, 10р.

592 345,82р.

Таким образом, ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 года будет составлять 612 259 рублей 35 копеек.

Также с учетом вышеизложенных принципов по расчету компенсации за вред здоровью, ежемесячная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью с 01 марта 2012 года Токареву А.М. должна составлять 14 653 руб. 04 коп.

    Согласно положений ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) предусмотренные возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, относятся к целевым.

    Указом Губернатора Омской области от 23 января 2004 г. № 16 «О создании органов государственной власти Омской области» (с изменениями и дополнениями от 01 февраля 2004 г., 01 марта 2004 г., 21 декабря 2004 г.) путем слияния Главного управления социальной защиты населения Омской области, Комитета по социальной политике Омской области, Управления жилищных субсидий и льгот Омской области создано Министерство труда и социального развития Омской области.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 3 марта 2004 г. № 51 «Об утверждении положения о Министерстве труда и социального развития Омской области», указанный орган государственной власти Омской области в сфере социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных аварий, наделен полномочиями по осуществлению организационно-методического руководства и координации деятельности органов государственной власти Омской области.

    Непосредственные функции по реализации социальных гарантий - назначение сумм возмещения вреда, возложено на территориальные органы Министерства, созданные на основании Указа Губернатора Омской области от 12 сентября 2005 г. № 110, являющиеся юридическими лицами.

    На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от 15.09.2011 года № 1379-р согласована редакция № 2 устава казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области».

На основании распоряжения Министерства труда и социального развития Омской области от 23.09.2011 года № 708-р утверждена редакция № 2 устава казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области».

    При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить ответственность по взысканию задолженности по выплате ежемесячного возмещения вреда здоровью на Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит оплате госпошлина, размер которой суд считает возможным уменьшить до 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

    

Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» в пользу Токарева А.М. ежемесячное возмещение вреда здоровью за период с 01.10.2000 года по 29.02.2012 года в размере 612 259 рублей 35 копеек.

Обязать Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» установить ежемесячное возмещение вреда здоровью Токареву А.М. с 01 марта 2012 года в размере 14 653 руб. 04 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ.

Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по Омскому району Омской области» в местный бюджет госпошлину в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     А.В. Безверхая

    Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2012 года