2-1099/12 решение от 06.06.12 по иску прокурора к МКОУ `Калининская СОШ`, Комитету по образованию, Администрации Омского муниципального района о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест



Дело № 2-1099 за 2012 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Соболева С.В.,

при секретаре Кудиновой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о признании бездействия по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» незаконным и понуждении к совершению действий, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о признании бездействия по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» незаконным и понуждении к совершению действий, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, указав при этом следующее.

Прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» (далее - МКОУ «Калининская СОШ»).

Проведенной проверкой установлено, что согласно данным штатного расписания, в МКОУ «Калининская СОШ» предусмотрено 37,06 штатных единицы, которые подлежат предусмотренной законом аттестации.

Вместе с тем аттестация рабочих мест по условиям труда МКОУ «Калининская СОШ» не проведена, в связи с чем прокурором района 30.03.2012 внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В ответе МКОУ «Калининская СОШ» на представление прокурора района указано, что школой ежегодно направляются заявки в Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области с просьбой выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест, однако финансирование данных мероприятий со стороны Комитета по образованию администрации Омского муниципального района не осуществляется.

Согласно положениям ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ одной из основных обязанностей работодателя является обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно положениям абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель обязан поводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

В соответствии с положениями Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников СИЗ, комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Вместе с тем в МКОУ «Калининская СОШ» данные требования закона не выполняются, аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена.

Согласно п. 6.3 Устава МКОУ «Калининская СОШ» учреждение обязано обеспечить своих работников безопасными условиями труда.

В соответствии с п. 7.3 Устава МКОУ «Калининская СОШ» источником формирования финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные ассигнования.

В п.п. 1.13, 7.6 Устава МКОУ «Калининская СОШ» указано, что финансовое обеспечение деятельности учреждения, а также использование бюджетных средств осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденной учредителем бюджетной смете.

Из положений п. 1.2 Устава МКОУ «Калининская СОШ» следует, что учредителем школы является Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области.

В результате не проведения аттестации рабочих мест в МКОУ «Калининская СОШ» нарушаются конституционные права работников на труд, отвечающий условиям безопасности, создается угроза жизни и здоровью работников при выполнении ими трудовых функций, так как рабочие места по условиям труда не аттестованы, оценка условий труда, травмобезопасности в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов не проведена, условия труда не приведены в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Таким образом, в МКОУ «Калининская СОШ» грубо нарушаются права работников на труд в условиях безопасности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, что является недопустимым.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор просит:

- признать бездействие Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитета по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области по pie проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» незаконным;

- обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрацию Омского муниципального района Омской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также взыскать с ответчиков госпошлину (л.д. 2-4).

В судебном заседании прокурор Соболев С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков - Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» (доверенность на л.д. 43) и Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области (доверенность на л.д. 49) Матвеева Е.В. исковые требования признала частично. Суду пояснила, что фактически аттестация была проведена, но без аттестующей организации, которая в соответствии с новым действующим законодательством должна быть привлечена работодателем. Письменных документов в обоснование своих возражений представитель ответчика не представила. В случае удовлетворения исковых требований прокурора просила при вынесении решения установить срок до 2013 года.

Представитель ответчика - Администрации Омского муниципального района Омской области (доверенность на л.д. 41) Пономарева С.Д. исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

В представленных суду Администрацией Омского муниципального района Омской области письменных возражениях указано следующее (л.д. 50-51).

Администрация Омского муниципального района Омской области, ознакомившись с заявлением прокурора Омского района Омской области, возражает относительно заявленных требований по следующим основаниям.

В качестве обоснования требований, указанных в заявлении, приведена ссылка на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Однако, указанный документ утратил силу с 1 сентября 2011 года и в настоящее время является недействующим.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает под собой принятие на себя муниципальными образовательными учреждениями новых расходных обязательств. МКОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» является казенным учреждением, следовательно, в соответствии с положениями бюджетного законодательства финансирование деятельности указанного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета составляется при формировании бюджета на очередной финансовый год.

Решение «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год» было принято Советом Омского муниципального района 08.12.2011, в составе расходов бюджета Омского муниципального района Омской области (далее - бюджет) денежные средства на цели, связанные с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, не были предусмотрены.

В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет.

В настоящее время бюджет Омского муниципального района является дефицитным, что подтверждается копиями решений Совета Омского муниципального района от 08.12.2011 № 55 «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год», от 17.05.2012 № 15.

Кроме того, статьей 212 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

В пункте 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» установлено, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Поскольку Администрация Омского муниципального района в отношении работников МКОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа» работодателем не является, соответственно, не может быть признано незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а также не может быть возложена на Администрацию Омского муниципального района обязанность по аттестации рабочих мест по условиям труда в МКОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа».

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Касаемо исковых требований по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями с положениями ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Согласно пункту 5, действовавшему ранее «Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 г. № 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342 н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», указанный выше Приказ отменен, при том проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

В действие введен Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.

Согласно п., п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 указанного порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342 н порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района Омской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области».

Проведенной проверкой установлено, что согласно данным штатного расписания, в МКОУ «Калининская СОШ» предусмотрено 37,06 штатных единицы, которые подлежат предусмотренной законом аттестации.

Вместе с тем, аттестация рабочих мест по условиям труда МКОУ «Калининская СОШ» не проведена, в связи с чем, прокурором района 30.03.2012 года внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В ответе МКОУ «Калининская СОШ» на представление прокурора района указано, что школой ежегодно направляются заявки в Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области с просьбой выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест, однако финансирование данных мероприятий со стороны Комитета по образованию администрации Омского муниципального района не осуществляется (л.д. 5-9).

    В силу положений ч. 2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 27 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением.

К компетенции образовательного учреждения помимо прочего, относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации. При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Указанные выше нарушения не устраняются образовательным учреждением и его учредителем (согласно п. 1.2. Устава МКОУ «Калининская СОШ» его учредителем является муниципальное образование Омский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, л.д. 10-34).

В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МКОУ «Калининская СОШ» (п., п. 1.2, 1.13, 6.3, 7.3, 7.6 и т.д.).

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об осуществлении ответчиком - МКОУ «Калининская СОШ» образовательного процесса с нарушением требований законодательства об аттестации рабочих мест по условиям труда, что нарушает трудовые права работников МКОУ «Калининская СОШ».

    При этом, как указано выше надлежащими соответчиками по делу являются Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следует иметь в виду, что никаких допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора в исковом заявлении, ответчиками в силу положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Ссылка представителя администрации на положения бюджетного законодательства не освобождает администрацию от исполнения заявленных требований.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд предоставляет срок ответчикам для устранения недостатков до 01 марта 2013 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что ответчики фактически финансируются за счет средств Омского муниципального района Омской области, заявление прокурора Омского района Омской области в указанной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитета по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области по pie проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» незаконным.

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрацию Омского муниципального района Омской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01 марта 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.В.Быков

Решение вступило в законную силу 10.07.2012 года

Согласовано А.В. Быков