Дело № 2-1028 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
с участием прокурора Ершовой А.В.,
при секретаре Коломиец М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РоКАС» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по завершению монтажа сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес> и понуждении к устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «РоКАС» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по завершению монтажа сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты>, расположенного <адрес> и понуждении к устранению нарушений, указав при этом следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства застройщиком жилого комплекса <данные изъяты> - ООО «РоКАС», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, выразившиеся в следующем.
24.02.2012 и 28.02.2012 прокуратурой района совместно с главным государственным инспектором Омского территориального отдела государственного энергетического надзора Западно-Сибирского управления Ростехнадзора проведен визуальный осмотр сетей наружного освещения в ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>, в ходе которого установлено, что имеются опоры наружного освещения, на которых установлены светильники (кроме двух светильников напротив <адрес>), монтаж сетей наружного освещения по опорам выполнен самонесущим изолированным проводом. На концевых опорах, а именно около жилых домов <адрес> самонесущий изолированный провод смотан в бухты и подвешен на опорах. На момент проверки работает 2 светильника сетей наружного освещения около жилого дома по <адрес> и 2 светильника на остановке общественного транспорта <адрес> Также установлено, что в силовом щите наружного освещения, который установлен снаружи на стене трансформаторной подстанции № жилы кабеля не подсоединены к автоматическому выключателю. В силовых щитах наружного освещения, установленных внутри трансформаторных подстанций № электромонтажные работы по наружному освещению не выполнены.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В ходе проверки также установлено, что ООО «РоКАС» на основании прошедшей государственную экспертизу и получившей ее положительное заключение проектной документации осуществляет строительство жилого комплекса <данные изъяты> <адрес>
Пунктом 3.2.6. положительного заключения государственной экспертизы № от 31.10.2008 на объект капительного строительства - жилой комплекс <данные изъяты>, расположенный <адрес> при проектировании ЖК <данные изъяты> предусмотрено устройство систем, в том числе, наружного освещения.
В настоящее время уличное освещение имеется у дома № <адрес>, освещена остановка общественного транспорта. Остальная часть жилого комплекса, состоящего согласно проектной документации из более чем 47 жилых домов, не освещена, монтаж сети наружного освещения не завершен.
Согласно информации ООО «РоКАС» от 29.07.2011 № в настоящее время идет процесс оформления документации для передачи наружного освещения микрорайона в собственность муниципального образования <данные изъяты> сельского поселения.
Из гарантийного обязательства генерального директора ООО «РоКАС» от 17.12.2009 № следует, что до 01.03.2010 ООО «РоКАС» гарантирует предоставить акт на уличное (дворовое) освещение по объекту капитального строительства, жилого комплекса <данные изъяты> в главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.
В ответ на запрос прокуратуры района ООО «РоКАС» 05.04.2012 сообщает, что наружное освещение ЖК <данные изъяты> в собственность <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> и акты на уличное (дворовое) освещение микрорайона в главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области до настоящего времени не переданы.
Разрешение на допуск сетей наружного освещения на территории ЖК <данные изъяты> Омским территориальным отделом государственного энергетического надзора Западно - Сибирского управления Ростехнадзора ООО «РоКАС» не выдавалось.
На основании ст. 14 ч. 1 п. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Исходя из системного анализа норм законодательства, обязанность по содержанию освещения улиц, расположенных на территории поселения, возложена на администрацию <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> законодательством. Однако для исполнения данной обязанности на определенном праве администрации <данные изъяты> сельского поселения должны быть переданы введенные в эксплуатацию в установленном законом порядке и функционирующие линии электропередач, обеспечивающие освещение возводимого на территории сельского поселения жилого комплекса <данные изъяты>
Таким образом, должностными лицами ООО «РоКАС» не принимается достаточных мер к соблюдению при строительстве ЖК <данные изъяты> утвержденной проектной документации № от 31.10.2008, а также требований законодательства в части организации наружного освещения микрорайона. Каких-либо мер к передаче сетей наружного освещения <данные изъяты> сельскому поселению <данные изъяты> застройщиком не принимается.
Допущенные ООО «РоКАС» нарушения создают препятствия для решения органами местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения вопросов местного значении поселения, могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц проживающих в ЖК <данные изъяты>, будущих приобретателей квартир в жилом комплексе, а также иных лиц, посещающих территорию комплекса.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «РоКАС» по непринятию мер по завершению монтажа сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес> в срок до 01.07.2012 завершить монтаж сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>; обязать ООО «РоКАС» в срок до 01.09.2012 принять меры по оформлению в собственность ООО «РоКАС» сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>; обязать ООО «РоКАС» в срок до 01.10.2012 передать уличное освещение жилого комплекса <данные изъяты> расположенного <адрес> в собственность администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>; взыскать с ООО «РоКАС» государственную пошлину в установленном законом порядке (л.д. 2-6).
В судебном заседании прокурор Ершова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ООО «РоКАС» по доверенности (л.д. 55) Джарлыкаков Д.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что обязанность по принятию мер по завершению монтажа сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>, не может лежать только на ООО «РоКАС». Кроме того, в настоящее время работы находятся на стадии завершения. Прокуратура об этом уведомлена. На вопросы суда пояснил, что документов в обоснование данных доводов, он в настоящее судебное заседание представить не может. По его мнению, в ответах ООО «РоКАС», направленных в прокуратуру, не содержится признаков вины ООО «РоКАС».
3 лица – Администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> и Омский территориальный отдел государственного энергетического надзора Западно-Сибирского Управления Ростехнадзора в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что ООО «РоКАС» на основании прошедшей государственную экспертизу и получившей ее положительное заключение проектной документации осуществляет строительство жилого комплекса <данные изъяты> <адрес> (л.д. 17-42).
Пунктом 3.2.6. положительного заключения государственной экспертизы № от 31.10.2008 на объект капительного строительства - жилой комплекс <данные изъяты>, расположенный <адрес> при проектировании ЖК <данные изъяты> предусмотрено устройство систем, в том числе, наружного освещения согласно ТУ-№ ОАО АК «Омскэнерго» от 20.04.2007 года (л.д. 36).
24.02.2012 года и 28.02.2012 года прокуратурой Омского района Омской области в лице помощника прокурора Романенко С.В. совместно с главным государственным инспектором Омского территориального отдела государственного энергетического надзора Западно-Сибирского управления Ростехнадзора Кудрявцевым А.А. был проведен визуальный осмотр сетей наружного освещения в ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>, в ходе которого было установлено следующее: имеются опоры наружного освещения, на которых установлены светильники (кроме двух светильников напротив <адрес>), монтаж сетей наружного освещения по опорам выполнен самонесущим изолированным проводом. На концевых опорах, а именно около жилых домов по <адрес> самонесущий изолированный провод смотан в бухты и подвешен на опорах. На момент проверки работало 2 светильника сетей наружного освещения около жилого дома <адрес> и 2 светильника на остановке общественного транспорта <данные изъяты> Также установлено, что в силовом щите наружного освещения, который установлен снаружи на стене трансформаторной подстанции № жилы кабеля не подсоединены к автоматическому выключателю. В силовых щитах наружного освещения, установленных внутри трансформаторных подстанций № электромонтажные работы по наружному освещению не выполнены (л.д. 15-16).
После проведенной проверки в адрес ООО «РоКАС» был направлен официальный запрос на предоставление информации по данному поводу.
Согласно ответа на данный запрос прокуратуры от 05.04.2012 года ООО «РоКАС» сообщило, что наружное освещение ЖК <адрес> в собственность <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> и акты на уличное (дворовое) освещение микрорайона в главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области до настоящего времени не переданы (л.д. 43).
В соответствии с ответом Администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> от 15.02.2012 года на представление прокурора Омского района от 16.01.2012 года № объекты инженерной инфраструктуры на баланс <данные изъяты> сельского поселения не передавались ввиду незаконченности строительства. Вся инженерно-техническая инфраструктура, в т. ч. линии наружного освещения находятся на балансе ООО «РоКАС» (л.д. 11).
В обоснование своих требований, прокурор ссылается на то обстоятельство, что до настоящего времени уличное освещение имеется только у дома № <адрес>, освещена остановка общественного транспорта. Остальная часть жилого комплекса, состоящего согласно проектной документации из более чем 47 жилых домов, не освещена, монтаж сети наружного освещения не завершен.
Доказательств обратного, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
Более того, прокуратурой Омского района Омской области и в 2011 году проводилась проверка соблюдения требований законодательства в деятельности застройщика микрорайона <данные изъяты> - ООО «РоКАС», в ходе которой также было выявлено, что должностными лицами застройщика не принималось достаточных мер к выполнению положений заключенных договоров долевого строительства жилого комплекса <данные изъяты> а также требований законодательства в части организации наружного освещения микрорайона.
По результатам проверки в адрес генерального директора прокурором Омского района 13.07.2011 года было направлено предписание об устранении действующего законодательства в установленный законом месячный срок и недопущению их впредь (л.д. 44-45).
12.08.2011 года в прокуратуру Омского района ООО «РоКАС» было сообщено о принятых мерах, дан ответ на предписание, в котором указано, что в настоящее время идет процесс оформления документации для передачи наружного освещения микрорайона в собственность <данные изъяты> сельского поселения. Плановый срок завершения передачи 4 квартал 2011 года (л.д. 46).
В материалы дела представлено также гарантийное обязательство генерального директора ООО «РоКАС», датированное 17.12.2009 года № из которого следует, что до 01.03.2010 ООО «РоКАС» гарантирует предоставить акт на уличное (дворовое) освещение по объекту капитального строительства, жилого комплекса <данные изъяты> в главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (л.д. 10).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание тот факт, что никаких допустимых доказательств в обоснование возражений представлено не было, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, и приходит к выводу, что единственным субъектом гражданско-правовой ответственности в данном случае является ООО «РоКАС» - застройщик микрорайона <данные изъяты> на балансе которого находится инженерно-техническая инфраструктура, в т. ч. линии наружного освещения.
По причине удовлетворения исковых требований, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ООО «РоКАС» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст., ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «РоКАС» по непринятию мер по завершению монтажа сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>
Обязать ООО «РоКАС» в срок до 01.07.2012 года завершить монтаж сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты> расположенного <адрес>
Обязать ООО «РоКАС» в срок до 01.09.2012 года принять меры по оформлению в собственность ООО «РоКАС» сети линий электропередач уличного освещения ЖК <данные изъяты>, расположенного <адрес>.
Обязать ООО «РоКАС» в срок до 01.10.2012 года передать уличное освещение жилого комплекса <данные изъяты> расположенного <адрес> в собственность администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «РоКАС» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Решение вступило в законную силу 07.07.2012 года
Согласовано А.В. Быков