2-1173/2012 решение от 28.06.2012 года по иску прокурора САО г. Омска к ООО `АртСтудия` о признании деятельности по установке рекламной конструкции незаконной и др.



Дело № 2-1173 за 2012 год

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

28 июня 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Быковой Е.Ю.,

при секретаре Коломиец М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АртСтудия» о признании деятельности по установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями ГОСТ 52044-2003, незаконной и понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «АртСтудия» о признании деятельности по установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями ГОСТ 52044-2003, незаконной и понуждении к устранению нарушений, указав при этом следующее.

Прокуратурой Советского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы на мостовых сооружениях и участках автомобильных дорог.

Проведенной проверкой установлено, что организациями, размещающими рекламные конструкции в непосредственной близости от автомобильных дорог округа, органами местного самоуправления муниципального образования города Омска не в полной мере исполняются требования федерального законодательства по организации дорожного движения в указанной части.

На основании п.9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статья 13 Федерального закона № 257 - ФЗ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 257 - ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно статье 34 названного Закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Кроме того, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 16 -ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления» относится к вопросам местного значения.

В силу Постановления Омского городского Совета от 22.07.2009 № 828 « О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области» пр. Мира в г. Омск включен в указанный перечень (Идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 002).

В соответствии п.1 ч.1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон № 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно п. 3 ч. 4 статьи 5 означенного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В силу ч. 1 статьи 19 Федерального закона № 38 - ФЗ распространение наружной рекламы и использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах, и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Из положений ч. 4-5 указанной статьи следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с ч. 9, 13 статьи 19 Федерального закона № 38 - ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного

самоуправления городского округа, на территориях, которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

В силу ч. 17 названной статьи разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с п. 40 статьи 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, к вопросам местного значения муниципального образования город Омск, помимо прочего, относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Согласно п. 6 п. 24 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омск, утвержденного Постановлением мэра города Омска от 10.08.2005 № 395, в функции Департамента, помимо прочего, включены полномочия по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска, аннулировании таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Омска.

Проведенной прокуратурой округа проверкой установлено, что в соответствии с договором от 30.06.2008 между Администрацией города Омска в лице департамента имущественных отношений Администрации города Омска и ООО «АртСтудия», последнему предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 4.32 кв. м. по адресу: <адрес>.

УГИБДД Омской области согласовано размещение рекламной конструкции в соответствии с требованиями закона.

Исходя из положений п. 6.1 Раздела 6 ГОСТ Р 52044- 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. № 124 -ст., средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. в населенных пунктах; ближе 25 м. от остановок маршрутных транспортных средств.

Проверкой было установлено, что рекламная конструкция ООО «АртСтудия», которая находится по адресу: <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований, размещена на тротуаре и сбоку от бордюрного камня на расстоянии 0.6 м.

Данные обстоятельства подтверждаются актом совместного обследования помощником прокурора Советского АО г. Омска Быковой Е.Ю. с госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску ст. лейтенантом полиции Степановым С.А. и старшим госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России но г. Омску капитаном полиции Ионкиным Ю.В. от 05.05.2012.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, бездействие ООО «АртСтудия» в части несоблюдения требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает право неопределенного круга лиц граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, что и обусловило обращение прокурора Советского АО г. Омска в суд с заявлением в защиту их прав.

Кроме того, несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы». Правила размещения утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации метрологии от 22 апреля 2003 № 124 – ст., влечет нарушение интересов Российской Федерации, т.к. не соответствует единым требованиям, применяемым на территории государства.

Прокурор просил признать деятельность ООО «АртСтудия» по установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003, незаконной; обязать ООО «АртСтудия» устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес>, обеспечив соблюдение расстояний предусмотренных Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке (л.д. 2-4).

В судебном заседании прокурор Быкова Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «АртСтудия» по доверенности (л.д. 16) Ивашкина А.И. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, в которых указано следующее (л.д. 44-46).

Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется с соблюдением норм Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-O3 «О рекламе».

В силу ч. 5 ст. 19 указанного Федерального закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется эта конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно части 13 статьи 19 ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (ч. 10 ст. 19).

Спорная конструкция, в отношении которой подано исковое заявление, не является установленной самовольно. Все необходимые процедуры, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, регулирующим порядок размещения рекламных конструкций, соблюдены. Рекламная конструкция установлена в месте, согласованном всеми членами комиссии, в том числе представителем ОГИБДД полиции.

Это подтверждается паспортом рекламного места, утвержденным 06.02.2008 года, и распоряжением о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций № 1297-р от 13.02.2008 года, поскольку если на заседании комиссии у кого-то из ее членов имеются замечания к месту установки конструкции, заявителю предлагается устранить такие замечания, а вопрос о размещении такой конструкции после устранения замечаний повторно выносится на рассмотрение комиссии.

В соответствии ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10.2. Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.

Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлениями по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410.

В частности, в подпункте «ч» пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставлений).

Следовательно, оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД.

Согласно пункту 4 ст. 19 Федерального закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Вместе с тем, технический регламент «О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения» в настоящее время не принят.

Согласно постановлению Госстандарта РФ от 30 января 2004 года № 4 со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществляется применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Такая позиция подтверждается также письмом технического комитета по стандартизации - ТК 467, в котором в частности говорится следующее «... национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями» (статья 15)

Принимая во внимание тот факт, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» с изменением № 1 принят приказом Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года , решение о применении ГОСТ Р 52044-2003 может приниматься только на добровольной основе».

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч. 1. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Конкретизируя эти положения, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов, (ч. 1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ от 27.01.2003 № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

В нарушение указанных требований к содержанию искового заявления, в исковом заявлении Прокурора САО г. Омска таких сведений указано не было.

Истцом указано, что 05.05.2012 года представителями ОГИБДД полиции, а также представителями прокуратуры, было проведено обследование. Ответчику данный документ не был направлен для ознакомления, не смотря на то, что у ответчика он отсутствует.

Проверка проводилась без участия представителей Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, без участия собственника спорной конструкции (ООО «АртСтудия», а также без участия свидетелей. Считают данный факт достаточным основанием для того, чтобы не принимать указанный документ в качестве допустимого доказательства.

ООО «АртСтудия» просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Представитель 3 лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности (л.д. 23) Степанов Е.С. против удовлетворения исковых требований возражал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

В представленном суду письменном отзыве указано следующее (л.д. 24-26).

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент), ознакомившись с заявленными прокурором Советского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АртСтудия» требованиями о признании размещения рекламной конструкции не соответствующей требованиям ГОСТ и обязании устранению нарушению при установке рекламной конструкции, по существу поясняет следующее.

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 департамент на территории муниципального образования город Омск осуществляет контроль за размещением средств наружной рекламы, а также осуществляет выдачу разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Омска.

Пунктом 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (п. 10 ст. 19 закона о рекламе).

Паспорт рекламного места для размещения спорной рекламной конструкции был утвержден 06 февраля 2008 года в установленном порядке департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска.

Доказательств того, что ООО «АртСтудия» установило рекламную конструкцию с нарушением паспорта рекламного места от 06.02.2008 года, прокурором не представлено.

Оспаривая законность установки рекламной конструкции, прокурор при этом не ставит вопроса об оспаривании разрешения на установку рекламной конструкции в виде паспорта рекламного места и договора на установку рекламной конструкции.

В то же время обязанность по демонтажу рекламной конструкции возникает у ООО «АртСтудия» только после признания недействительными разрешения и договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч. 18 ст. 19 ФЗ «О рекламе» правом аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции обладает орган местного самоуправления и только по таким основаниям, как:

- в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

- в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

- в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;

- в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;

- в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.

Согласно ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1)неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2)обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3)несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4)нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5)несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6)возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее - Положение) на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте «ч» пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием.

Следовательно, оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД.

Требования о демонтаже рекламной конструкции могут быть предъявлены только после разрешения вопроса о законности или незаконности выданного уполномоченным органом местного самоуправления паспорта рекламного места.

На основании изложенного, Департамент полагает заявленные требования не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

3 лицо ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, суду был представлен письменный отзыв, в котором указано следующее (л.д. 48-52).

Согласно Указа президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.2012 года № 711 Госавтоннспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 08.06.1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции, безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации» основной задачей службы ДИиОД является осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации. В обязанности службы дорожного надзора входят вопросы по обеспечению государственного контроля за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. Принимая во внимание п. 7.6. Приказа №410 от 08.06.1999 года сотрудники дорожного надзора при осуществлении своих обязанностей вправе использовать специальные технические и транспортные средства для контроля за состоянием дорог и улиц.

На основании изложенного следует, что сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении своих контрольных и надзорных функции имеют достаточные познания в вопросах связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе и размещения наружной рекламы на улично-дорожной сети.

Федеральный закон № 38-Ф3 от 13.03.2006 года «О рекламе» четко дает определение понятия реклама. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, таким образом наружная реклама установленная на территории улично-дорожной сети, косвенно отвлекает внимание участников дорожного движения от технических средств регулирования дорожного движения. Согласно п. 4 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Кроме того, в соответствии с п. 20. указанного закона разрешение на размещение рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспростарнителем законодательства РФ о рекламе – по иску антимонопольного органа; 2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента – по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов.

Следует отметить, что в настоящее время технический регламент, посвященный рекламным конструкциям еще не утвержден, однако в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (ст. 42 закона «О техническом регулировании»). Согласно ст. 32 настоящего Федерального закона государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии, с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)). При этом, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О техническом регулировании», к полномочиям органов государственного контроля (надзора) на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов отнесено право:

- требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, в связи с тем, что основным нормативным документом регламентирующим правила размещения рекламных конструкции на улично-дорожной сети является ГОСТ Р 52044-2003, требования которого определяют необходимые параметры для обеспечения безопасности дорожного движения, то указанный стандарт также обязателен для исполнения.

При проведении обследования улично-дорожной сети на территории Советского административного округа установлено, что рекламная конструкция, расположенная по ул. Мира в районе дома 44, принадлежащая ООО рекламное агентство «АртСтудия», размещена в нарушение требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044 - 2003. Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размешены:

- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;

- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вис населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;

- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных, дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м до ближайшего края средства наружной рекламы от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м до ближайшего края средства наружной рекламы от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах; (в ред. Изменения № 2, утв. Приказом Ростехрегулироваиия от 24.03.2009 № 117-сm);

- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Кроме того, в соответствии с п. 6.10 ГОСТ 520444-2003, средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

В настоящее время, ближний край рекламной конструкции находится на расстоянии 1.20 м от края проезжей части.

Проведенный сотрудниками Госавтоинспекции анализ аварийности, за 5 месяцев текущего показал, что на данном участке автодороги произошло 3 ДТП, в которых 4 человека получили ранения.

Бездействие рекламного агентства ООО «АртСтудия» в части несоблюдения требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке улично-дорожной сети нарушает право неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федераций о безопасности дорожного движения, что и обусловило обращение прокурора Советского административного округа города Омска в суд с заявлением в защиту их законных прав.

На основании изложенного, требования прокурора Советского административного округа г. Омска обоснованные и должны подлежать удовлетворению.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Частью 13 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Действительно, п. 5 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Однако следует учесть и иные положения действующего законодательства.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в частности в пределах своей компетенции осуществляет согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием (подпункт «ч» пункта 12 данного Положения).

Согласование размещения наружной рекламы с органами ГИБДД производится в соответствии с Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410.

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Из приведенных норм права следует, что оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются, в том числе обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Исходя из пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 № 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются обязательными для соблюдения.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.

В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены конкретные правила размещения средств наружной рекламы.

Пунктами 6.1 и 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 установлено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на расстоянии менее 50 м (в населенных пунктах) от пересечения автомобильных дорог, на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенных пунктах, расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 м.

ближе 25 м. от остановок маршрутных транспортных средств.

Проверкой было установлено, что рекламная конструкция ООО «АртСтудия», которая находится по адресу: <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований, размещена на тротуаре и сбоку от бордюрного камня на расстоянии 0.6 м.

Данные обстоятельства подтверждаются актом совместного обследования, составленным помощником прокурора Советского АО г. Омска Быковой Е.Ю. с госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску ст. лейтенантом полиции Степановым С.А. и старшим госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России но г. Омску капитаном полиции Ионкиным Ю.В. от 05.05.2012.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, бездействие ООО «АртСтудия» в части несоблюдения требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает право неопределенного круга лиц граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, что и обусловило обращение прокурора Советского АО г. Омска в суд с заявлением в защиту их прав.

Материалами дела подтверждается, установлено судом и не оспаривается ответчиком и представителем Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, что спорная рекламная конструкция, размещена с нарушением требований раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003.

Ответчиком, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено суду доказательств того, что принадлежащая им рекламная конструкция установлена в соответствии с требованиями ГОСТа, равно как и не представлено доказательств того, что спорная рекламная конструкция не принадлежит ответчику.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что способ размещения спорного средства наружной рекламы противоречит ГОСТу Р 52044-2003 и не отвечает требованиям безопасности дорожного движения.

Доводы представителя ответчика и Депратамента о том, что при проведении проверки прокуратурой были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» суд отклоняет как несостоятельные.

Согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Пункт 2 ч. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ содержит, в частности, основание проведение проверки - поступление в органы государственного контроля (надзора) информации от органов государственной власти о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Несоблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения, безусловно, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Таким образом, если проверка организована в связи с поступившей информацией о таких фактах, уведомление юридического лица не требуется.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в акте проверки в частности указываются: сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

При этом законодательно форма акта не установлена, предусмотренным в ч. 2 ст. 16 Федерального закона требованиям акт соответствует, в связи с чем указание на то, что акт проверки не содержит всех необходимых сведений, суд находит несостоятельным.

Более того, данная рекламная конструкция изначально была установлена с нарушениями требований раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003, о чем не мог не знать ответчик, поскольку указание на соблюдение ГОСТА в первичном Акте согласования Паспорта рекламного места (л.д. 11)

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу статьи 2 данного закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении (статья 3 Закона о безопасности дорожного движения).

Само по себе внесение изменений в ГОСТ Р 52044-2003 после выдачи спорного разрешения, фактически незаконное согласование его членами комиссии, в том числе и представителем ГИБДД, на которые ссылается Общество и Департамент, не может быть расценено как свидетельствующее о том, что рассматриваемые технические нормы не должны соблюдаться при размещении средств наружной рекламы на автомобильных дорогах.

Поскольку Распоряжение от 13 февраля 2008 года № 1297-р на установку рекламной конструкции выдано без учета требований в области безопасности дорожного движения, оно фактически в части предъявленных к ответчику требований недействительно.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно положений ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в сумме 4000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность ООО «АртСтудия» по установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес> с нарушениями ГОСТ Р 52044-2003, незаконной.

Обязать ООО «АртСтудия» устранить нарушения, допущенные при установке рекламной конструкции, расположенной по адресу: <адрес>, обеспечив соблюдение расстояний предусмотренных Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Взыскать с ООО «АртСтудия» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.В.Быков

Решение вступило в законную силу 03.08.2012 года.

Согласовано А.В. Быков