Дело № 2-1186 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области к ЗАО «Тепличный» о признании хозяйственной деятельности по сбросу сточных и (или) дренажных вод в озеро «Чередовое» в отсутствие разрешения и приостановлении хозяйственной деятельности до получения разрешений,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области обратилось в суд с иском к ЗАО «Тепличный» о признании хозяйственной деятельности по сбросу сточных и (или) дренажных вод в озеро «Чередовое» в отсутствие разрешения и приостановлении хозяйственной деятельности до получения разрешений, указав при этом следующее.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект, р. Иртыш находится в собственности Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Исходя из изложенного, дно берега водоемов составляют единый водный объект.
Управлением Росприроднадзора по Омской области в январе 2012 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО «Тепличный», по обращению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 30.12.2011 года № и обращению Администрации Ленинского административного округа города Омска от 30.12.2011года №, о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде - поверхностному водному объекту озеру Чередовое незаконным сбросом сточных вод, сбрасываемых ЗАО «Тепличный» в озеро Чередовое, в ходе которой установлено следующее.
16 января 2012 года в 15:00 часов в ходе проведения натурного обследования дренажного колодца на территории ЗАО «Тепличный» по адресу: <адрес>, водовыпуск сточных (дренажных) вод ЗАО «Тепличный», расположенный в районе пересечения улиц <адрес> и идущей параллельно ул. <адрес> установлено, что на территории ЗАО «Тепличный», в контрольном колодце сточных (дренажных) вод выявлен факт наличия сточных (дренажных) вод на дне колодца, с последующим сбросом сточных (дренажных) вод в озеро Чередовое. При обследовании водовыпуска (географические координаты местонахождения водовыпуска: 54° 54/ 734// СШ, 73° 24/ 118//ВД) установлено, что в озеро Чередовое поступают незначительное количество сточных (дренажных) вод (2,3 м. куб/сутки) по ручью шириной 50 см.
Факт сброса сточных (дренажных) вод в озеро Чередовое от ЗАО «Тепличный» зафиксирован фотоснимками, выполненными фотоаппаратом марки Panasonic модель DMC-LS 85 № WR9FA001999, а также отбором проб сточных вод специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» акт отбора проб от № от 16.01.2012 года.
Превышения нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных (дренажных) вод на выпуске в озеро Чередовое не выявлено, что подтверждается протоколом анализа качества вод № от 18.01.2012 года.
Согласно формы 2-ТП (Водхоз) в 2011году сброс сточных (дренажных) вод из водовыпуска № в озеро Чередовое составил 14,5 м. куб/год.
Таким образом, ЗАО «Тепличный» самовольно использует водный объект озеро Чередовое, с целью сброса сточных (дренажных) вод, образующиеся при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации двух теплиц (полив овощных культур) без документов на основании которых возникает право пользование водным объектом (разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду) в составе сточных (дренажных) вод, что подтверждается объяснением генерального директора ЗАО «Тепличный» Шулицким А.В. от 16.01.2012 года.
В настоящее время у ЗАО «Тепличный» отсутствует оформленное право пользования водным объектом озеро Чередовое с целью сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В Государственном водном реестре оформленное ЗАО «Тепличный» право пользования водным объектом озеро Чередовое не зарегистрировано, что подтверждается информацией на официальном сайте Нижнее - Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет - www.nobwu.ru.
Постановлением о назначении административного наказания № от 25.01.2012 года вышеуказанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Постановление не оспаривалось, штраф оплачен в полном объеме.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Незаконное пользование водным объектом, без решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и разрешения на сброс сточных и (или) дренажных вод влечет загрязнение водного объекта, истощение и иные негативные последствия, и в будущем негативно отразятся на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения.
В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимиты на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вышеуказанные требования ответчиком не выполнены, решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и или дренажных) вод и разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный озеро Чередовое не получено. В связи с этим ЗАО «Тепличный» должно было прекратить все сбросы в озеро Чередовое.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Согласно п. 4.1.4 Положения «Об Управлении Росприроднадзора по Омской области» утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.06.2011года № 400 Управление осуществляет федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области просит признать хозяйственную деятельность ЗАО «Тепличный» по сбросу сточных и (или) дренажных вод озеро Чередовое и хозяйственную деятельность в отсутствие разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект озеро «Чередовое» незаконной; приостановить хозяйственную деятельность ЗАО «Тепличный» по сбросу сточных и (или) дренажных вод в водный объект озеро Чередовое до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и до получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект в озеро Чередовое (л.д. 2-6).
В судебном заседании представитель истца по доверенности (л.д. 24) Саввина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ЗАО «Тепличный» по доверенности (л.д. 20) Сопова Ю.В. исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на то, что в настоящее время деятельность ЗАО «Тепличный» фактически приостановлена, теплицы не работают. На территории много теплиц, сток один, поэтому вопрос о разграничении ответственности не решен. Земельный участок в собственность не оформлен, идет процесс переоформления, в связи с чем, получить разрешение на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект в озеро Чередовое не представляется возможным.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и поскольку экологические правонарушения, нарушающие права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции.
В силу части 2 статьи 36 Водного кодекса РФ, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).
В соответствии с пунктом 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере Природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г., данная служба осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).
Названные полномочия предоставлены и территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, что закреплено в пункте 4.1.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Полномочия на предъявление исков при осуществлении функций по контролю и надзору использованием и охраной водных объектов предусмотрены пунктом 8 части 5 статьи 36 ВК РФ, а также Положением об Управлении Росприроднадзора по Омской области.
В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно положений ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В силу обязательства, возникшего из опасности причинения вреда в будущем, в том числе вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, лицо, которое ее осуществляет или намерено осуществлять (возможный причинитель вреда), обязано приостановить или прекратить соответствующую деятельность, а лица, для которых существует опасность причинения им вреда в будущем, вправе требовать через суд приостановления или прекращения указанной деятельности.
Основанием возникновения данного обязательства следует признать факт появления опасности причинения вреда в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения либо иной производственной деятельностью.
В результате возникновения опасности причинения вреда в будущем возникает обязательство по его предупреждению, элементами которого, как и любого другого гражданско-правового обязательства, являются стороны, содержание (права и обязанности сторон) и объект (предмет).
Элементы обязательства, возникшего из опасности причинения вреда в будущем:
Стороны данного гражданско-правового обязательства одновременно неизбежно являются и сторонами гражданского дела по иску о запрещении, прекращении либо приостановлении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Объектом обязательства, возникающего из опасности причинения вреда в будущем, следует признать те нематериальные и материальные блага, которые могут подвергнуться вредоносному воздействию вследствие какой-либо деятельности, в том числе вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности.
Норм, раскрывающих понятие «деятельность, создающая опасность причинения вреда в будущем», Гражданский кодекс РФ не содержит.
Действующими нормативными актами различных отраслей законодательства предусмотрены права и интересы участников правоотношений, регулируемых этими нормативными актами, и, соответственно, средства их гарантии и способы их защиты. Таким образом, для оценки обстоятельств, свидетельствующих о наличии или об отсутствии опасности причинения вреда в будущем, необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим деятельность, о прекращении которой ведется речь в исковом заявлении, и предусматривающим требования, предъявляемые к такой деятельности.
В связи с этим для понимания смысла правового института «деятельность, создающая опасность причинения вреда в будущем» необходимо обратить внимание на понятие «безопасности», которое дается в Законе РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ). Как следует из преамбулы, настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 этого закона под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Понятие «жизненно важных интересов» дано в части 2 указанной статьи: это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
В части 3 статьи 1 закона дан перечень основных объектов безопасности, к которым отнесены: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В части 1 статьи 3 закона дается понятие угрозы безопасности, которая представляет собой совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В силу части 2 данной нормы именно реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 56 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», предусматривающая меры воздействия за нарушение природоохранных требований, указывает, что «при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»
Пресечение действий, нарушающих право, как способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 ГК РФ, предполагает доказанность фактического осуществления таких действий, продолжаемость этих действий во времени и наличие причинной связи между осуществляемыми действиями и нарушением права.
При этом, при оценке противоправности деятельности, о прекращении которой поставлен вопрос в исковом заявлении, необходимо принимать во внимание, что исходя из смысла и содержания статей 1, 9, 10 ГК РФ способы осуществления права не должны быть противоправными, должны соответствовать нормам нравственности, разумности и добросовестности, не должны противоречить назначению субъективного права, не должны выходить за пределы субъективного права.
Невыполнение ответчиком при осуществлении формально законной деятельности какого-либо из указанных условий может являться одним из подтверждений наличия угрозы ущемления в будущем конкретных субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Действительно, пунктом 8 ст. 1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Любой сброс вод, в том числе сточных и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п.7 ст. 1 Водного кодекса РФ).
Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).
В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Поддержание поверхностных и подземных объектов в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия в водные объекты (ч.1 ст. 36 Водного кодекса РФ).
Согласно ч.4 ст. 23 Федерального закона от 1-.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора по Омской области в январе 2012 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО «Тепличный» по обращению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 30.12.2011 года № и обращению Администрации Ленинского административного округа города Омска от 30.12.2011года № о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде - поверхностному водному объекту озеру Чередовое незаконным сбросом сточных вод, сбрасываемых ЗАО «Тепличный» в озеро Чередовое, в ходе которой установлено следующее.
16 января 2012 года в 15:00 часов в ходе проведения натурного обследования дренажного колодца на территории ЗАО «Тепличный» по адресу: <адрес>, водовыпуск сточных (дренажных) вод ЗАО «Тепличный», расположенный в районе пересечения улиц <адрес> и идущей параллельно ул. <адрес> установлено, что на территории ЗАО «Тепличный», в контрольном колодце сточных (дренажных) вод выявлен факт наличия сточных (дренажных) вод на дне колодца, с последующим сбросом сточных (дренажных) вод в озеро Чередовое. При обследовании водовыпуска (географические координаты местонахождения водовыпуска: 54° 54/ 734// СШ, 73° 24/ 118//ВД) установлено, что в озеро Чередовое поступают незначительное количество сточных (дренажных) вод (2,3 м. куб/сутки) по ручью шириной 50 см.
Факт сброса сточных (дренажных) вод в озеро Чередовое от ЗАО «Тепличный» зафиксирован фотоснимками, а также отбором проб сточных вод специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» акт отбора проб от № от 16.01.2012 года.
Превышения нормативов допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных (дренажных) вод на выпуске в озеро Чередовое не выявлено, что подтверждается протоколом анализа качества вод № от 18.01.2012 года (л.д. 15, 16).
Согласно формы 2-ТП (Водхоз) в 2011году сброс сточных (дренажных) вод из водовыпуска № в озеро Чередовое составил 14,5 м. куб/год.
ЗАО «Тепличный» самовольно использует водный объект озеро Чередовое, с целью сброса сточных (дренажных) вод, образующиеся при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации двух теплиц (полив овощных культур) без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом (разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду) в составе сточных (дренажных) вод, что подтверждается объяснением генерального директора ЗАО «Тепличный» Шулицким А.В. от 16.01.2012 года (л.д. 14).
Более того, постановлением о назначении административного наказания № от 25.01.2012 года вышеуказанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Постановление не оспаривалось, штраф оплачен в полном объеме (л.д. 12-13).
Установлено, что у ЗАО «Тепличный» до настоящего времени в установленном порядке не оформлено право пользования водным объектом озеро Чередовое с целью сброса сточных вод и (или) дренажных вод, что не оспаривала в настоящем судебном заседании представитель ответчика.
В соответствии с положениями ст. 44 Водного кодекса
1. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты:
1) содержащие природные лечебные ресурсы;
2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
3. Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:
1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
4. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 6.4 Закона о введении в действие Водного кодекса, сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Сточные и дренажные воды понимаются здесь в смысле их определений, содержащихся в ст. 1 Кодекса.
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты. Под дренажом понимается устройство для сбора и отвода отфильтрованных и подземных вод (см. ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения).
В правоприменительной практике встречается также понятие коллекторно-дренажных вод.
Стандарт TGL 92-023 «Сточные воды - терминология, определения понятий» определяет, что сточная вода - это вода, загрязненная вследствие использования ее в быту и на производстве, а также атмосферная вода, отводимая с территорий населенных пунктов. Эколого-технологически сточные воды часто классифицируются по источнику происхождения:
- промышленные (производственные), которые образуются в результате технологических процессов и при добыче полезных ископаемых и отводятся посредством систем промышленной или общесплавной канализации;
- бытовые - образующиеся в жилых и подсобных помещениях;
- поверхностные, то есть дождевые, ливневые, талые.
Отдельно выделяются сточные воды с судов
Технологически существуют различные методы очистки таких вод. При механическом методе осуществляется фильтрация и отстаивание. Химический метод, когда применяются специальные вещества и соединения-реагенты, которые превращают загрязняющие вещества в нерастворимые осадки. Физико-химический метод состоит в применении термического воздействия, озона и ультразвукового воздействия. Биологический (микробиологический) состоит в применении свойств особых микроорганизмов, в результате чего загрязняющие вещества распадаются на безвредные или относительно безвредные компоненты. Оптимальным считается повторное применение сточных вод после очистки, для этого создаются системы оборотного водоснабжения, а также замкнутые системы водоснабжения и канализации.
Требования, о которых ведет речь ч. 1 рассматриваемой статьи, содержатся как в Кодексе, так и иных нормативных актах в области обращения со сточными водами и нормативных актах экологического законодательства в целом.
Прежде всего, водопользователи (и собственники) обязаны соблюдать действующие на данный момент установленные нормативы допустимых сбросов (НДС), о которых подробнее идет речь в ст. 35 Кодекса. Собственники и водопользователи, далее, обязаны соблюдать действующие на данный момент санитарные, гигиенические, технологические и иные нормы, правила и нормативы, которые касаются как самих сточных вод, так и систем водоотведения и технологических процессов водоотведения.
Запреты же, содержащиеся в ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи (не считая указанной в начале рассмотрения нормы ст. 6.4 Закона о введении в действие Водного кодекса) носят строго императивный характер и толковаться должны однозначно - в указанные здесь виды водных объектов и в водные объекты, расположенные на указанных здесь территориях сброс сточных и дренажных вод запрещен. Аналогичные нормы содержатся и в иных законах, с которыми коррелируют данные нормы Кодекса, в частности, ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее - ФЗ «О природных лечебных ресурсах») императивно ограничивает на территории округа санитарной охраны ряд видов деятельности:
- на территории первой зоны округа запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;
- на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению;
- на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Помимо нормативов допустимых сбросов, существует ряд иных конкретизирующих документов, в которых детализируются и установленные ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи запрещающие нормы.
Можно указать на СанПиН 2.1.5.980-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г.). Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 (СанПиН 2.6.1.2523-09, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. № 47). Проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Предоставление отдельных водоемов, водотоков или их участков в обособленное водопользование для конкретных хозяйственных целей, в т.ч. для охлаждения подогретых вод (пруды-охладители), создание лесотоварных баз и др. производится только вне 1 - 2 поясов зоны санитарной охраны источников.
Отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. К отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в т.ч. очистных сооружений, допускается по проектам, имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным нормам и правилам. Не допускается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых хозяйственных и других объектов, которые не обеспечены мероприятиями и сооружениями для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, без опробования, испытания и проверки работы всего оборудования, включая лабораторный контроль за качеством водных объектов.
Любое изменение технологических процессов, связанных с увеличением объема, изменением состава сточных вод, а также концентраций содержащихся в них веществ без заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы не допускается.
Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий. Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
При проектировании сооружений обеззараживания сточных вод выбирается метод (хлорирование, ультрафиолетовая обработка, озонирование и др.) с учетом эффективности обеззараживания и сравнительной опасности продуктов трансформации в соответствии с МУ 2.1.5.800-99 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. «Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27 декабря 1999 г.). Расчет допустимых сбросов сточных вод, подвергшихся обеззараживанию, должен быть выполнен с учетом количественного и качественного состава продуктов трансформации.
В случае строительства очистных сооружений, в т.ч. сооружений биологической очистки сточных вод, водопользователи обязаны обеспечить проведение пуско-наладочных работ в сроки, установленные приемочной комиссией. После выхода объекта на полную проектную мощность водопользователи обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований качества воды водных объектов в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод и передать результаты исследований в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы для подтверждения соответствия объекта настоящим санитарным правилам, согласования ПДС и перечня контролируемых показателей.
Ввод в эксплуатацию объектов и сооружений допускается при наличии системы противоаварийных мер. В целях обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в т.ч. нефте- и продуктопроводах, нефте- и продуктохранилищах, нефтяных скважинах, буровых платформах, судах и других плавающих средствах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и очистных сооружениях предприятий и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия в соответствии с водным законодательством, МУ 1.1.724-98 «Организация и проведение санитарно-гигиенических мероприятий в зонах химических аварий» (утв. Первым заместителем Министра здравоохранения РФ, Главным государственным санитарным врачом РФ 3 декабря 1998 г.) и с учетом рекомендаций, изложенных в международных Картах химической безопасности. Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы и утверждаются в установленном порядке.
Согласно приказу МПР РФ от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды. Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со ст. 20 и 21 ФЗ «Об охране окружающей сред». Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Согласно статье 37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей.
Основания и порядок пользования водным объектом определены в Водном кодексе Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.
Согласно статье 1 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Одним из основных принципов водного законодательства является целевое использование водных объектов (пункт 4 статьи 3 ВК РФ).
Согласно п.4, п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Статьей 9 ВК РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Так, в силу главы 3 ВК РФ право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.
Частью 2 статьи 11 ВК РФ предусмотрено, в каких случаях необходимо решение о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в пользование, в зависимости от целей использования (пункты 1-11).
В соответствии со статьей 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (часть 1); в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование (часть 2); порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6).
Таким образом, Правила утверждены Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 6 статьи 23 ВК РФ.
Правилами установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 10), в том числе документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (подпункт "е"); представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 17).
Содержащееся в пункте 10 Правил требование о подаче заявления и приложения необходимых документов распространяется только для случаев использования водных объектов в целях, указанных в части 2 статьи 11 ВК РФ. При этом по смыслу оспариваемой нормы представление документа о предоставлении в пользование земельного участка необходимо лишь в том случае, когда для осуществления водопользования земельный участок технологически необходим.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, выделения береговой полосы.
Учитывая изложенное, суд считает требование в части признания деятельности ответчика по осуществлению сбросов сточных вод в поверхностный водный объект - озеро Чередовое в отсутствие специального разрешения незаконной.
Кроме того, как было указано выше согласно положений ст. 1065 ГК РФ, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Основанием для отказа может служить противоречие общественным интересам.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих, что приостановление деятельности ЗАО «Тепличный» будет противоречить общественным интересам, суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Более того, в настоящем судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ЗАО «Тепличный» фактически свою деятельность не осуществляет.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам ст.103 ГПК РФ с ЗАО «Тепличный» подлежат взысканию в местный бюджет расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст., ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать хозяйственную деятельность ЗАО «Тепличный» по сбросу сточных и (или) дренажных вод озеро Чередовое и хозяйственную деятельность в отсутствие разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект озеро Чередовое незаконной.
Приостановить хозяйственную деятельность ЗАО «Тепличный» по сбросу сточных и (или) дренажных вод в водный объект озеро Чередовое до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и до получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект в озеро Чередовое.
Взыскать с ЗАО «Тепличный» в доход местного бюджета расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Решение вступило в законную силу 28.07.2012 года.
Согласовано А.В. Быков