2-1245/2012 заочное решение от 04.07.2012 года по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора к ООО `Сунгари` о понуждении провести в соответствии с требованиями земельного законодательства используемый земельный участок



Дело № 2- 1245 за 2012 год

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Урусова Р.Ю.,

при секретаре Зайцевой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сунгари» о понуждении привести в соответствие с требованиями земельного законодательства используемый земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Сунгари» о понуждении привести в соответствие с требованиями земельного законодательства используемый земельный участок, указав при этом следующее.

Омской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.05.2012 года с привлечением Управления Россельхознадзора по Омской области, Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведена выездная проверка в отношении деятельности ООО «Сунгари» (свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серия ), осуществляющего выращиванию овощной продукции (огурцы, томаты).

Указанная деятельность осуществляется на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>. Площадь земельного участка составляет 54000 кв. м.

Пользование данным земельным участком ООО «Сунгари» осуществляется на основании дополнительного соглашения от 22.08.2007 года по договору аренды земельного участка от 22.10.2002 года.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

Согласно статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Проверкой установлено, что данные требования законодательства ООО «Сунгари» не выполняются в полном объеме.

В ходе осмотра вышеуказанного земельного участка установлен факт произрастания сорной травянистой растительности различного видового состава между теплицами, и на неиспользуемой под размещение теплиц земле (общая площадь заросшей земли между теплицами составляет около 0,35 га, площадь заросшего земельного участка, не используемого в составляет около 1 га.)

Данные факты отражены в справке о результатах проверки государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области от 24.05.2012 года, фотоматериалами.

Также установлено, что используемый земельный участок захламлен отходами пленки, овощной продукции, бытовыми отходами, что подтверждается подготовленной по результатам проверки справкой от 24.05.2012 года главного специалиста управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, фотоматериалами.

В объяснении, данном в прокуратуре 30.05.2012 года, учредитель ООО «Сунгари» Х.Ц., принимавший участие в проверке, вышеуказанные факты подтверждает.

Пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.

Тем самым ООО «Сунгари» не выполняются вышеуказанные установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению защите земель и охране почв.

Пунктом 11 Приказа Минприроды РФ № 525, от 22.12.1995 года «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.2009 , определен порядок получения и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области.

Пункт 2 данного положения устанавливает, что заявители, заинтересованные в проведении работ, обращаются в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ООО «Сунгари» без получения разрешений в соответствующих органах в апреле 2012 года на используемом земельном участке вдоль теплиц были вырыты ямы глубиной около 0,2 м., шириной 2 м., длинной 6 метров в количестве 7 штук. Тем самым был снят плодородный слой почвы. Данные ямы являются емкостями с водой, используемой для полива.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды РФ , от 22.12.1995 года рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей арендатора земельного участка ООО «Сунгари» с кадастровым номером , в границах <адрес>, представляет угрозу окружающей природной среде и здоровью людей. Такие последствия повлекут нарушение интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать ООО «Сунгари» обработать от сорной растительности в соответствии с агротехническими нормами земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, используемый по дополнительному соглашению сторон по договору аренды, в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу; обязать ООО «Сунгари» очистить от отходов производства и потребления земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, используемый по дополнительному соглашению сторон по договору аренды; обязать ООО «Сунгари» провести рекультивацию частей земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, нарушенных при проведении работ по размещению ям в количестве 7 штук глубиной около 0,2 м., шириной 2 м., длинной 6 метров в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу; взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину (л.д. 2-6).

В судебном заседании прокурор Урусов Р.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители 3 лиц Управления Россельхознадзора по Омской области по доверенности Юрьев В.П. и Министерства природных ресурсов и экологии Омской области по доверенности Азамаева О.Н. также исковые требования прокурора поддержали.

Ответчик ООО «Сунгари» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

Согласно статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статья 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.

Пунктом 11 Приказа Минприроды РФ № 525, от 22.12.1995 года «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положением о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18.09.2009 № 41-п, определен порядок получения и выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области.

Пункт 2 данного положения устанавливает, что заявители, заинтересованные в проведении работ, обращаются в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды РФ № 525, от 22.12.1995 года рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой 24.05.2012 года с привлечением Управления Россельхознадзора по Омской области, Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведена выездная проверка в отношении деятельности ООО «Сунгари» (свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серия , л.д. 8), осуществляющего выращиванию овощной продукции (огурцы, томаты).

Указанная деятельность осуществляется на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>. Площадь земельного участка составляет 54000 кв. м.

Пользование данным земельным участком ООО «Сунгари» осуществляется на основании дополнительного соглашения от 22.08.2007 года по договору аренды земельного участка от 22.10.2002 года (л.д. 9-13).

В ходе осмотра вышеуказанного земельного участка установлен факт произрастания сорной травянистой растительности различного видового состава между теплицами, и на неиспользуемой под размещение теплиц земле (общая площадь заросшей земли между теплицами составляет около 0,35 га, площадь заросшего земельного участка, не используемого в составляет около 1 га.)

Данные факты отражены в справке о результатах проверки государственного инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области от 24.05.2012 года (л.д. 14).

Также установлено, что используемый земельный участок захламлен отходами пленки, овощной продукции, бытовыми отходами, что подтверждается подготовленной по результатам проверки справкой от 24.05.2012 года главного специалиста управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (л.д. 15).

В объяснении, данном в прокуратуре 30.05.2012 года, учредитель ООО «Сунгари» Х.Ц., принимавший участие в проверке, вышеуказанные факты подтверждает (л.д. 16-17).

Кроме того, ООО «Сунгари» без получения разрешений в соответствующих органах в апреле 2012 года на используемом земельном участке вдоль теплиц были вырыты ямы глубиной около 0,2 м., шириной 2 м., длинной 6 метров в количестве 7 штук. Тем самым был снят плодородный слой почвы. Данные ямы являются емкостями с водой, используемой для полива (л.д. 14).

Поскольку доказательств, подтверждающих устранение нарушений, суду, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представлено не было, с учетом того, что ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей арендатора земельного участка ООО «Сунгари» с кадастровым номером , в границах <адрес>, представляет угрозу окружающей природной среде и здоровью людей, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ООО «Сунгари» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст., ст. 103, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать ООО «Сунгари» обработать от сорной растительности в соответствии с агротехническими нормами земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, используемый по дополнительному соглашению сторон по договору аренды, в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Обязать ООО «Сунгари» очистить от отходов производства и потребления земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, используемый по дополнительному соглашению сторон по договору аренды.

Обязать ООО «Сунгари» провести рекультивацию частей земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в границах <адрес>, нарушенных при проведении работ по размещению ям в количестве 7 штук глубиной около 0,2 м., шириной 2 м., длинной 6 метров в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Взыскать с ООО «Сунгари» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, с соблюдением требований ст. 242 ГПК РФ.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: А.В. Быков

Заочное решение вступило в законную силу 18.08.2012 года.

Согласовано А.В. Быков