2-1301/12 решение от 17.07.12 по иску Министерства сельского хоз-ва и продовольствия Омской области к Лыско о взыскании средств областного и федерального бюджетов



Дело № 2-1301 за 2012 год

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

17 июля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

при секретаре Зайцевой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Лыско С.Б. о взыскании средств областного и федерального бюджетов, полученных неправомерно в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в суд с иском к Лыско С.Б. о взыскании средств областного и федерального бюджетов, полученных неправомерно в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, указав при этом следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».

Приложение № 1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» к Правилам устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее - социальные выплаты).

Типовое положение устанавливает условия предоставления социальных выплат указанным категориям лиц (пункты 4, 26) и порядок возврата в случае нарушения условий их предоставления (пункты 31 и 33).

В частности, согласно подпункту «б» пункта 26 Типового положения, социальные выплаты молодому специалисту предоставляются при соблюдении, в том числе, следующего условия - осуществление трудовой деятельности по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Типового положения, под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», а именно, сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Пунктом 33 Типового положения определено, что в случае несоблюдения указанного условия предоставления социальных выплат, уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области) вправе истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Лыско С.Б. 14 августа 2008 года обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о включении ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (далее - участники мероприятий - получатели социальных выплат).

10 февраля 2010 года Лыско СБ. включена в список граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Омскому муниципальному району на 2010 год.

В соответствии с постановлением Лыско С.Б. 26 февраля 2010 года включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2010 год, утвержденный распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) от 16 марта 2010 года

24 марта 2010 года Лыско СБ. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 31 Типового положения, между Министерством, Государственным научным учреждением «Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства» Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии) и Лыско С.Б. 29 марта 2010 года заключен договор об обеспечении жильем молодого специалиста.

Социальная выплата в общей сумме 318000 (Триста восемнадцать тысяч) рублей перечислена Лыско С.Б. на ее банковский счет, открытый в ОАО «Россельхозбанк» (средства областного бюджета в сумме 127200 рублей - платежное поручение от 11 мая 2010 года ; средства федерального бюджета в сумме 190800 рублей - платежное поручение от 23 августа 2010 года ).

Между тем, проверкой Контрольно-счетной палаты Омской области (акт проверки Министерства по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010 - 2014 годы)» от 11 декабря 2011 года установлено, что ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии не является организацией агропромышленного комплекса.

ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии - это государственное учреждение, осуществляющее, в том числе научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, испытания и анализ в научных областях, розничную торговлю домашними животными и кормом для домашних животных, мясом, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы, причем доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции у данного учреждения составляет менее семидесяти процентов от общего дохода организации за календарный год.

Таким образом, Лыско С.Б. трудоустроена в организацию, не относящуюся к организациям агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, что является нарушением условия предоставления социальной выплаты, установленного подпунктом «б» пункта 26 Типового положения.

Следовательно, Лыско С.Б. обязана вернуть полученные в виде социальной выплаты денежные средства.

Министерство уведомило Лыско С.Б. о необходимости возврата в областной и федеральный бюджеты неправомерно полученных ею в качестве социальной выплаты денежных средств (письмо от 1 февраля 2012 года ).

Уведомление получено 22 марта 2012 года.

Несмотря на требование Министерства о возврате социальной выплаты Лыско С.Б. до настоящего момента не возвратила полученные денежные средства.

Истец просит взыскать в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области с Лыско С.Б. средства областного и федерального бюджетов в общей сумме 318000, неправомерно предоставленные в виде социальной выплаты (л.д. 2-6).

В судебном заседании представитель истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по доверенности (л.д. 71) Писаренко Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. На вопросы суда пояснила, что денежные средства, полученные ответчиком, следует расценивать как неосновательное обогащение. В чем при этом выражалась неправомерность действий со стороны Лыско С.Б., она пояснить не может. На основании какого правого документа Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области может представлять интересы, касающиеся федерального бюджета, она также пояснить не может.

Ответчик Лыско С.Б. исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила следующее.

14.08.2008 года она обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о включении ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», указав, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома».

Внимательно изучив Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года», ответчик отметила для себя, что целевая программа направлена на достижение целей - повышение престижности проживания в сельской местности, повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, посредством решения главной задачи - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов.

Работая в бюджетном учреждении ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии, расположенном в том же населенном пункте в котором проживает, Лыско С.Б. самостоятельно при наличии финансовой возможности с 2001 года вела строительство одноэтажного дома <адрес> Обратив внимание, что основной целью Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» организация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, ответчик окончательно приняла решение стать участником данной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

10 февраля 2010 года Лыско С.Б. была включена в список граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использование социальной выплаты по Омскому муниципальному району на 2010 год. Распоряжением от 16.03.2010 года Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области был утвержден сводный список в который была включена и она ( «молодые специалисты, молодые семьи»).

29 марта 2010 года между Лыско С.Б., ГНУ СибНИИП РАСХН (ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии) и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области был подписан договор об обеспечении жильем молодого специалиста (молодой семьи), предметом которого являлось - взаимодействие сторон по обеспечению жильем молодого специалиста (молодой семьи) за счет средств социальной выплаты, а также собственных и (или) заемных средств работника.

Согласно п. 2.2. договора об обеспечении жильем молодого специалиста (молодой семьи) - Министерство Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области вправе: истребовать от работника в судебном порядке средства в размере предоставленной социально выплаты в случаях: расторжения трудового договора до истечения указанного в подп. 2.3.2. п. 2.3. договора срока по инициативе работника в соответствии со ст. 80 ТК РФ или по инициативе Работодателя по предусмотренным ст. 81 ТК РФ основаниям, связанным с нарушением работником положений трудового законодательства; если работник не заключил трудовой договор с другим работодателем или не обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение 6 (шести) месяцев со дня досрочного расторжения трудового договора не по инициативе работника и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства.

Согласно п. 2.3. работник обязуется: - работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с дачи выдачи свидетельства (дата выдачи 24.03.2010 года), удостоверяющего право работника на получение социальной выплаты.

В последствие было оформлено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 24.03.2010 года, в соответствии с условиями программы ответчику была предоставлена социальная выплата в размере 318 000 рублей (190 800 рублей за счёт средств федерального бюджета, 127200 рублей за счёт средств областного бюджета).

Согласно Справки отдела кадров ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии, Лыско С.Б. является сотрудником данного учреждения по настоящие время, соответственно с ее стороны не нарушены существенные условия договора об обеспечении жильем молодого специалиста (молодой семьи) п. 2.2., п. 2.3. Оснований истребовать с нее как с работника в судебном порядке согласно вышеперечисленного договора средства в размере предоставленной соц. выплаты у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области не имеется.

К исковому заявлению Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области прилагает Акт проверки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по вопросу целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы Омской области «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014 годы)», в котором установлено следующие - при проверке документов Администрация Омского муниципального района в нарушение подпункта «б» пункта 26 раздела 3 Типового положения, утвержденного постановлением , необоснованно включила в список молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Омскому муниципальному району на 2010 год Лыско С.Б. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области выплатило 190800 рублей за счёт средств федерального бюджета, 127200 рублей за счёт средств областного бюджета. При предоставлении имущества, усматривалась воля стороны, предоставляющей имущество, а при принятии такого имущества - воля приобретателя.

Принимая во внимание требования аудитора, речь идёт только в отношении выплаченных средств из областного бюджета, это требование понятно, принимая во внимание региональные нормы права, согласно п. 1, ст. 9 Закона Омской области «О контрольно - счётной палате Омской области» - Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия: контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Омской области; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Омской области и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ответчик считает, что в отношении заявленного требования в иске взыскать с нее средства федерального бюджета в размере 190800 рублей у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области нет оснований, так как оно не является субъектом наделённым правом действовать от имени Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ - не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Со стороны Лыско С.Б. отсутствует недобросовестность и не имеется оснований полагать наличие счётной ошибки. Исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области о взыскании средств областного и федерального бюджетов, полученных в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья имеют прямое отношение к наличию правовой ошибки при проведении оценки представленных документов на этапе их рассмотрении в Администрации Омского муниципального района Омской области и далее на уровне Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Наличие правовой ошибки в случае добросовестности получателя средств влечет возникновение негативных последствий, возлагающихся на плательщика. Такой подход возложения негативных последствий на плательщика (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области) вследствие наличия правовой ошибки объясняется спецификой правового положения, которое он занимает. В обязательствах по выплате денежных сумм согласно ст. 1109 ГК РФ на обязанной стороне всегда выступает профессионал, т.е. лицо, обладающее специальными навыками в той или иной сфере гражданского оборота. Правовые ошибки, совершенные таким профессионалом, законодатель относит на его неправомерное поведение. Таким образом, возможность не возврата ошибочно начисленных сумм в силу наличия правовой ошибки на стороне плательщика и добросовестности получателя средств можно рассматривать, с одной стороны, как некую санкцию, установленную за непрофессиональные (неправомерные) действия плательщика, а с другой - как гарантию прав добросовестного получателя денежных средств, в качестве которого выступает гражданин.

Лыско СБ. не согласна с исковыми требованиями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в полном объеме, считает требования истца незаконными, не обоснованными, не подлежащими удовлетворению, и просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Лыско С.Б. по доверенности (л.д. 129) Ахрамович А.А. исковые требования, предъявленные к его доверителю, также не признал. Суду пояснил следующее.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области выплатило Лыско С.Б. - 190800 рублей за счёт средств федерального бюджета, 127200 рублей за счёт средств областного бюджета.

Необоснованность включения Лыско С.Б. истец связывает с доводами, что ответчик работает в ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии в учреждении не являющимся организацией агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.

Истец утверждает, что ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии - это государственное учреждение, осуществляющие, в том числе научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, испытания и анализ в научных областях, розничную торговлю домашними животными и кормом для домашних животных, мясом, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы, причём доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции у данного учреждения составляет менее семидесяти процентов от общего дохода организации за календарный год.

В ст. 5 «Государственная аграрная политика» п. 4. ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определено основное направления государственной аграрной политики: развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса. На территории Сибири и дальнего Востока - ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии единственный научный центр по птицеводству, решающий всесторонне все вопросы проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрения достижений науки и передового опыта, направленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, а именно в птицеводстве.

Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии) является подведомственной Россельхозакадемии государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме федерального бюджетного учреждения. В Перечне организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года № 1102-р. в разделе государственные научные учреждения под № 229 указан - Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук, <адрес>

ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии (ранее ГНУ СибНИИП РАСХН) является правопреемником Западно-Сибирской зональной опытной станции по птицеводству. Западно-Сибирская зональная опытная станция по птицеводству была организована в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 года № 740 «Об организации производства яиц и мяса птицы на промышленной основе» и приказом по Министерству сельского хозяйства от 18 сентября 1967 года № 265 и находилась в непосредственном подчинении Всесоюзного производственно-научного объединения «Союзптицепром» при Госагропроме СССР. Российская академия сельскохозяйственных наук создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ). Российская академия сельскохозяйственных наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. Согласно упомянутому выше Указу Президента Российской Федерации институт передан в Россельхозакадемию. Институт является подведомственной Россельхозакадемии государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме федерального бюджетного учреждения. Учредителем института является Россельхозакадемия. Согласно разделу II Устава ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии (Устав утверждён Постановлением президиума Россельхозакадемии 24.09.2009 года Протокол №10) -«Основными целями деятельности института являются проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение достижений науки и передового опыта, направленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию»; «Изучение, обобщение и распространение достижений отечественной и мировой науки для их ускоренного освоения в практике разнообразных сельскохозяйственных товаропроизводителей и сервисных структур, других формирований агропромышленного комплекса России».

Устав Российской академии сельскохозяйственных наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 года № 180, согласно п. 12 Устава - основными целями деятельности Российской академии сельскохозяйственных наук являются организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний в области агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию.

Принимая во внимание п. 16. Устава Российская академия сельскохозяйственных наук в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выступать учредителем или соучредителем организаций, служащих целям и задачам, определенным настоящим уставом, а также вступать в ассоциации и союзы. Учредителем ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии является Россельхозакадемия.

Руководствуясь п. 14. Устава, для решения указанных в п. 13 настоящего устава задач Российская академия сельскохозяйственных наук: осуществляет деятельность по обеспечению социальной защищенности своих работников, участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя.

Ярким примером, иллюстрирующим прямое отношение Россельхозакадемии и ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии, к агропромышленному комплексу РФ является Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу РФ на 2012 - 2014 годы, принятое 15 декабря 2011 года.

Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в агропромышленном комплексе.

Сторонами Соглашения являются: работники организаций агропромышленного комплекса, в лице их представителя - Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее - Профсоюз); работодатели, в лице их представителей - Общероссийского агропромышленного объединения работодателей (далее - Росагропромобъединение), Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее - АККОР), Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия); федеральные органы исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее -Минсельхоз России), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее -Россельхознадзор).

Главными направлениями деятельности Минсельхоза России, Россельхознадзора, Россельхозакадемии, Росагропромобъединения, АККОРа и Профсоюза по выполнению настоящего Соглашения являются:

- совершенствование экономических и социально-трудовых отношений в сфере АПК;

- участие в реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (после ее утверждения), разработке, принятии и реализации федеральных целевых и ведомственных программ развития АПК с целью обеспечения продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;

- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции;

- научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Работая в отделе ветеринарии ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии в должности заведующей отделом Лыско С.Б. курирует и непосредственно осуществляет ряд производственных мероприятий направленных на соблюдение ветеринарно-санитарного благополучия сельскохозяйственной птицы находящийся на территории экспериментального птичника, который принадлежит ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии на праве оперативного управления, в данном птичнике находиться поголовье Кросса «Сибиряк-2», зав. отделом ветеринарии Лыско С.Б. осуществляет комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий направленных на поддержание здоровья поголовья птицы. Согласно договорам заключённым с ведущими птицеводческими хозяйствами Омской области: ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии, ЗАО «Продовольственная корпорация «ОША», ЗАО «Русь» специалисты отдела ветеринарии, включая Лыско С.Б. оказывают услуги по испытанию кормового сырья, кормов, сыворотки крови и биологических объектов на предмет качества и ветеринарной безопасности. Хотелось бы обратить внимание суда на роль ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии в развитие АПК Омской области, яркой иллюстрацией является статья в районной газете «Омский пригород» № 27 за 12.07.-19.07.2012 года. - «Наука - фермеру» - «Всё решает человек».

Представитель ответчика поддерживает своего доверителя в полном объеме и считает, что заявленные исковые требования истца незаконны, не обоснованны, не подлежащие удовлетворению, и просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Являясь экономической деятельностью, сельскохозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем.

При осуществлении сельскохозяйственной деятельности возникают разнообразные и взаимосвязанные между собой отношения. Одни из них - традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства. Другая область отношений связана с переработкой сельскохозяйственной продукции, ее хранением и доставкой (транспортировкой) до потребителя. Третья сфера отношений - это отношения, складывающиеся в связи с материально-техническим обеспечением и производственно-техническим обслуживанием собственно сельского хозяйства. Такое разнообразие отношений, возникающих в области сельскохозяйственной деятельности при ее организации и осуществлении, позволяет отождествлять понятие сельскохозяйственной деятельности в широком смысле с понятием агропромышленного производства, а сельское хозяйство - с агропромышленным комплексом.

Сельскохозяйственная деятельность осуществляется различными сельскохозяйственными и несельскохозяйственными организациями, а также гражданами и их объединениями. При этом ее целью может быть удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции (огородничество, личное подсобное хозяйство граждан) либо решение определенных задач, не связанных с выполнением рыночных функций (например, деятельность сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений).

Вместе с тем в структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции основное место занимают сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Их самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства (выращивания), переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, является предпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве и составной, но весьма значительной частью сельскохозяйственной деятельности.

Особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве заключаются прежде всего в том, что главным средством производства при осуществлении сельскохозяйственной деятельности выступают земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные организации, не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства, относятся к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. Это, в частности, птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы.

Сельскохозяйственная деятельность зависит от природно-климатических и биологических факторов, что делает ее не только наиболее рискованной по сравнению с другими сферами деятельности, но и обусловливает особенности в характере организации производства и труда. Для такой деятельности характерны сезонные работы, особый режим работы в «напряженные» периоды (посевная, уборочная кампании), особые формы организации труда (фермы, бригады).Законодательство, регулирующее сельскохозяйственную деятельность, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем.

Первостепенное значение принадлежит Конституции РФ, которая закрепляет основополагающие принципы формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: единство экономического пространства, свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на всей территории Российской Федерации, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Некоторые из конституционных принципов получили дальнейшее закрепление и развитие в федеральных законах.

Так, Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» определяет, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителей и реализуются ими по своему усмотрению исходя из экономической выгоды.

Важнейшим законом, устанавливающим правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства».

Правовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей определено Федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации» HYPERLINK "garantF1://12031264.0"«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также «О личном подсобном хозяйстве граждан».

Правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства предусмотрены Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Договорные отношения, складывающиеся при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, регулируются нормами ГК РФ.

Режим использования земель сельскохозяйственного назначения определяется Земельным кодексом РФ, а оборот таких земель - Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Исходя из того, что земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение, государство принимает специальные меры по обеспечению их плодородия, правовые основы которых определены Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Специальный налоговый режим - уплата единого сельскохозяйственного налога - установлен в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей Налоговым кодексом РФ.

Отдельные федеральные законы регулируют осуществление отдельных видов деятельности в сельском хозяйстве. Так, Закон РФ от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» определяет основные функции и организационную структуру ветеринарной службы, права и обязанности сельскохозяйственных товаропроизводителей по предупреждению и ликвидации болезней животных, порядок установления и снятия карантина, меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.

Отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыболовство и пчеловодство, регулируются законодательством в области племенного животноводства, и прежде всего Федеральным законом от 12 июля 1995 года «О племенном животноводстве». Отношения в области рыболовства определены специальным Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля, регулируются Федеральным законом от 12 ноября 1997 года «О семеноводстве».

Порядок формирования и использования федерального и регионального фондов зерна определяется Федеральным законом от 14 мая 1993 года «О зерне».

Порядок и формы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами определены Законом РФ от 26 июня 1991 года «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами». Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве определены Федеральным законом от 24 июня 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

При возрастающей роли федеральных законов, регулирующих отношения в сфере осуществления сельскохозяйственной деятельности, определенное значение сохраняют нормативные правовые акты Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2007 года № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Как было указано выше, согласно положений ст., ст. 5-9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»

1. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

2. Основными целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:

1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;

3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

4. Основные направления государственной аграрной политики:

1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. В качестве условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.

Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

Государственная программа утверждается Правительством Российской Федерации на определенный им период не позднее 15 июля года, предшествующего первому году ее действия, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Государственная программа разрабатывается по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Основные показатели проекта государственной программы на 2008 - 2012 годы рассматриваются комиссией, в состав которой входят представители Правительства Российской Федерации и по четыре представителя от каждой палаты Федерального Собрания Российской Федерации, и направляются в Правительство Российской Федерации для их рассмотрения и утверждения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная программа содержит основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств на цели и задачи на предстоящий период по годам.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, не позднее 1 декабря года, предшествующего первому финансовому году действия государственной программы, организует доведение до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации об участии юридических и физических лиц в ее реализации, о перечне и формах соответствующих документов.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 марта последнего года реализации государственной программы вносит в Правительство Российской Федерации проект государственной программы на следующий определенный Правительством Российской Федерации период.

Реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Федеральные и отраслевые целевые программы формируются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».

Приложение № 1 «Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» к Правилам (далее - Типовое положение) устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее - социальные выплаты).

В соответствии с пунктами 12, 14 Типового положения органы местного самоуправления (далее - ОМС) осуществляют:

- прием заявлений граждан, имеющих право на получение социальных выплат и изъявивших желание улучшить жилищные условия, с приложением соответствующих документов;

- проверку правильности оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений;

- формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат (далее - списки);

- направляют списки с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.

Уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области) в соответствии с пунктами 15, 16, 19 Типового положения:

- на основании представленных ОМС списков и документов, с учетом бюджетных денежных средств, формируют и утверждают сводные списки получателей социальных выплат (далее - сводные списки) в порядке, установленном постановлением Правительства Омской области от 27 июля 2009 года № 129-п «О реализации отдельных положений Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858;

- уведомляет ОМС о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в сводные списки;

- заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - свидетельство);

- перечисляет денежные средства на банковские счета получателей социальных выплат.

Типовое положение устанавливает условия предоставления социальных выплат указанным категориям лиц (пункты 4, 26) и порядок возврата в случае нарушения условий их предоставления (пункты 31 и 33).

В частности, согласно подпункту «б» пункта 26 Типового положения, социальные выплаты молодому специалисту предоставляются при соблюдении, в том числе, следующего условия - осуществление трудовой деятельности по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Типового положения, под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», а именно, сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Пунктом 33 Типового положения определено, что в случае несоблюдения указанного условия предоставления социальных выплат, уполномоченный орган (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области) вправе истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Лыско С.Б. 14 августа 2008 года обратилась в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о включении ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (далее - участники мероприятий - получатели социальных выплат) (л.д. 7).

10 февраля 2010 года Лыско СБ. включена в список граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты по Омскому муниципальному району на 2010 год (л.д. 10).

В соответствии с постановлением Лыско С.Б. 26 февраля 2010 года включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2010 год, утвержденный распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) от 16 марта 2010 года (л.д. 12-23).

24 марта 2010 года Лыско С.Б. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты (л.д. 24).

В соответствии с пунктом 31 Типового положения, между Министерством, Государственным научным учреждением «Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства» Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии) и Лыско С.Б. 29 марта 2010 года заключен договор об обеспечении жильем молодого специалиста (л.д. 26-27).

Социальная выплата в общей сумме 318000 (Триста восемнадцать тысяч) рублей перечислена Лыско С.Б. на ее банковский счет, открытый в ОАО «Россельхозбанк» (средства областного бюджета в сумме 127200 рублей - платежное поручение от 11 мая 2010 года ; средства федерального бюджета в сумме 190800 рублей - платежное поручение от 23 августа 2010 года , л.д. 28-29).

В тоже время, в ходе судебного заседания установлено, что никаких противоправных действий ответчик по получению субсидии не совершила.

    Заявка была принята в установленном порядке и в том же порядке ответчик получила субсидию.

В связи с изложенным положения п. 33 Типового положения не может быть положен за основу для взыскания денежных сумм.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Принимая во внимание Указ Губернатора Омской области № 61 от 15 марта 2004 года «Об утверждении положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области» - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим проведение государственной политики Омской области в сфере агропромышленного комплекса. Задачами Министерства являются: - содействие развитию сельскохозяйственной науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической деятельности в агропромышленном комплексе.

Исходя из Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области такие полномочия не усматриваются.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Со стороны Лыско С.Б. отсутствует недобросовестность и не имеется оснований полагать наличие счётной ошибки.

Исходя из заявленных целей и задач Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ответчик посчитала для себя возможным приемлемым предложение Администрации Омского муниципального района Омской области принять участие в данной целевой программе, как молодой специалист - молодая семья (в 1999 году ответчик с отличием закончила ОмГАУ, с 2001 года работает в отделе ветеринарии ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии, в 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Схемы профилактики и лечения респираторного и ассоциативного микоплазмоза сельскохозяйственных птиц», является выпускницей научно-педагогической школы профессора А.П. Красикова, член всемирной научной ассоциации птицеводов (ВНАП), автор более 60 печатных работ, в том числе 3 методических рекомендаций, 1 брошюры, 5 наставлений, 1 монографии, 2 патентов, ее научная деятельность отмечена грамотами и дипломами Главного управления сельского хозяйства Омской области, Российской академии сельскохозяйственных наук, ИВМ ОмГАУ), проживающей <адрес>

И по существу работы ответчика следует учесть следующие обстоятельства.

На территории Сибири и дальнего Востока - ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии единственный научный центр по птицеводству, решающий всесторонне все вопросы проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрения достижений науки и передового опыта, направленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, а именно в птицеводстве.

Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук является подведомственной Россельхозакадемии государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме федерального бюджетного учреждения.

В Перечне организаций, подведомственных Российской академии сельскохозяйственных наук, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года № 1102-р. в разделе государственные научные учреждения под № 229 указан - Сибирский научно-исследовательский институт птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук, с. Морозовка, Омский район Омской области.

ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии (ранее ГНУ СибНИИП РАСХН) является правопреемником Западно-Сибирской зональной опытной станции по птицеводству. Западно-Сибирская зональная опытная станция по птицеводству была организована в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 года № 740 «Об организации производства яиц и мяса птицы на промышленной основе» и приказом по Министерству сельского хозяйства от 18 сентября 1967 года № 265 и находилась в непосредственном подчинении Всесоюзного производственно-научного объединения «Союзптицепром» при Госагропроме СССР. Российская академия сельскохозяйственных наук создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ).

Российская академия сельскохозяйственных наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. Согласно упомянутому выше Указу Президента Российской Федерации институт передан в Россельхозакадемию. Институт является подведомственной Россельхозакадемии государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме федерального бюджетного учреждения.

Учредителем института является Россельхозакадемия. Согласно разделу II Устава ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии (Устав утверждён Постановлением президиума Россельхозакадемии 24.09.2009 года Протокол № 10) -«Основными целями деятельности института являются проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение достижений науки и передового опыта, направленных на получение новых знаний в сфере агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию»; «Изучение, обобщение и распространение достижений отечественной и мировой науки для их ускоренного освоения в практике разнообразных сельскохозяйственных товаропроизводителей и сервисных структур, других формирований агропромышленного комплекса России».

Устав Российской академии сельскохозяйственных наук утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 года № 180, согласно п. 12 Устава - основными целями деятельности Российской академии сельскохозяйственных наук являются организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний в области агропромышленного комплекса, способствующих его технологическому, экономическому и социальному развитию.

В своей деятельности Российская академия сельскохозяйственных наук руководствуется также следующими целями, изложенными в Уставе: всемерное содействие развитию наук в области агропромышленного комплекса; укрепление связей между наукой в области агропромышленного комплекса и образованием, содействие образовательной деятельности. Основными задачами Российской академии сельскохозяйственных наук являются: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области агропромышленного комплекса; разработка новых технологий в области агропромышленного комплекса; участие в научном обеспечении государственной политики в области агропромышленного комплекса, стратегических направлений, целей и программ его развития.

Принимая во внимание п. 16. Устава Российская академия сельскохозяйственных наук в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выступать учредителем или соучредителем организаций, служащих целям и задачам, определенным настоящим уставом, а также вступать в ассоциации и союзы. Учредителем ГНУ СибНИИП Россельхозакадемии является Россельхозакадемия.

Руководствуясь п. 14. Устава, для решения указанных в п. 13 настоящего устава задач Российская академия сельскохозяйственных наук: осуществляет деятельность по обеспечению социальной защищенности своих работников, участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя.

Таким образом, указание истца о том, что место работы истца не относится к предприятиям агропромышленного комплекса, в совокупности с изложенными выше доказательствами, нельзя признать обоснованным.

Кроме того, следует обратить внимание что по указанной программе (л.д.12-23) социальную выплату получили лица, деятельность которых напрямую не связана с агропромышленным комплексом (начальник ГИБДД, иерей Омско - Тарской епархии, домохозяйки, безработные и т.п.), однако в акте проверки Контрольно-счетной палаты Омской области, на который ссылается истец, указанные лица вообще не нашли своего отражения.

Учитывая изложенные выше допустимые доказательства, исковые требования Министерства не подлежат удовлетворению в связи с их необоснованностью.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области в удовлетворении исковых требований к Лыско С.Б. о взыскании денежных средств в размере 318000 рублей 00 копеек, полученных в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.В.Быков

Решение вступило в законную силу 21.08.2012 года.

Согласовано А.В. Быков