Дело № 2-891/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 14 мая 2012 года
Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,
при секретаре Смирновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Беляевой М.К. о признании действий Главы Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области незаконными, возложении обязанности на Администрацию Надеждинского сельского поселения ОМР Омской области выдать градостроительные планы на земельные участки
УСТАНОВИЛ:
Беляева М.К. обратилась в суд по следующим основаниям.
20.02.2012г. в администрацию Надеждинского поселения истцом были поданы заявления на выдачу градостроительных планов на земельные участки с кадастровым №, расположенные в <адрес>, принадлежащие истцу на праве собственности. 22.03.2012 г. от Администрации Надеждинского СП были получены ответы, согласно которым: подготовка градостроительного плана на земельный участок приостановлена на период подготовки, рассмотрения и утверждения в соответствии с действующим законодательством Проекта межевания. Истец считает действия Главы Администрации Надеждинского СП Мироновой А.И. по приостановке выдачи градостроительного плана на неопределенный срок незаконными и необоснованными, поскольку, глава Администрации Миронова А.И. в своем письме сообщает, что администрацией будет принято решение по подготовке проекта межевания, что со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Однако, подготовка градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц не является препятствием в подготовке документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования. Процедура межевания земельных участков истца проведена, осуществлен государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми: паспортами на указанные земельные участки. Истец считает, что Глава Администрации Надеждинского поселения ОМР Омской области неправомерно и незаконно приостановила подготовку и выдачу градостроительных планов на земельные участки, принадлежащие истцу на праве собственности. Подготовка градостроительного плана никаким образом не является препятствие Администрации одновременно проводить процедуру по подготовке и утверждению проекта межевания территории. Администрация своими действиями создает препятствия истцу, как собственнику, для использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Истцом на указанных земельных участках планируется строительство индивидуальных жилых домов уже этой весной. Затягивание Администрацией процедуры выдачи градостроительных планов, а в последствии выдачи разрешения на строительство, на неопределенное время отсрочит начало строительства, так как в соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается, в том числе при предъявлении градостроительного плана на земельный участок. Просит суд признать действия Главы Администрации Надеждинского сельского поселения Мироновой А.И. по приостановке в подготовке и выдачи градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми №, расположенные в <адрес> выдать градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми №, расположенные <адрес>, в течение 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Определениями от 16.04.2012 г., 27.04.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Омского муниципального района Омской области, общество с ограниченной ответственностью «УК «Большекулачинская».
Истец Беляева М.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Локоткова Н.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что довод Администрации Надеждинского сельского поселения об отсутствии возможности выдать градостроительные планы, в связи с отсутствием документации по планировке территории, утвержденной в установленном порядке (в частности проект межевания территории), является необоснованным по следующим основаниям. Отсутствие документов по планировке территории (разработка и утверждение которых является обязанностью органов местного самоуправления) не должно являться основанием для грубого нарушения прав собственности физического лица на земельные участки, в частности права использовать принадлежащие земельные участки по его прямому назначению – для индивидуального строительства в данном случае. Порядок утверждения документации по планировке территории определен пп. 1-16 ст. 46 ГрК РФ, при этом, согласно п. 17 ст. 46 ГрК РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч. 1-16 приведенной статьи (принятие Администрацией решения о подготовке документов по планировке территории, его опубликование, проведение публичных слушаний, утверждение документов по планировке), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания плана. Градостроительный план не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, по своему содержанию таковым не является, может быть изготовлен применительно к любому земельному участку, как предназначенному для строительства, так и не подлежащему застройке, содержит информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах поставленного на кадастровый учет земельного участка. Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка по такому основанию как преждевременность его выдачи. Все замечания, высказываемые представителями Администрации к документации по планировке территории, заказчиком которой является ООО «УК «Большекулачинская», не имеют отношения к рассматриваемому делу по иску физического лица о выдаче градостроительного плана. Ссылка представителя Администрации на невозможность выдачи градостроительного плана земельного участка при отсутствии схем на коммуникации несостоятельна. Согласно пп. 7 п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается лишь информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (газоснабжение, водоснабжение) были переданы в Администрацию Надеждинского сельского поселения организацией, у которой заявителем были приобретены земельные участки – ООО «УК «Большекулачинская». Технически условия присоединения к электрическим сетям были получены заявителем самостоятельно, о чем также известно Администрации Надеждинского сельского поселения. Кроме этого, в судебное заседание была представлена копия межевого плана об образовании восьмидесяти земельных участков (первая очередь строительства), в котором указаны и координаты земельных участков, принадлежащих заявителю.
Представитель администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки не известна, из представленных письменных возражений на иск следует, что с требованиями не согласны в полном объеме.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «УК «Большекулачинская» по доверенности Константинова Е.В. в судебном заседании поддержала требования истца, пояснив, что оснований для отказа в выдаче градостроительного плана не имеется.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Пономарева оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица, против чего не возражали остальные участники процесса.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу частей 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, предназначенные для строительства объекта, требуется подготовка градостроительного плана, которая осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Из содержания части 3 статьи 44 названного кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительном кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности (отказ) должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Из положений части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Администрацией Надеждинского сельского поселения принято постановление № от 01.06.2011 г. «Об утверждении проекта планировки территории малоэтажной комплексной застройки <данные изъяты>», где расположены земельные участки, принадлежащие заявителю.
Следовательно, с заявлением о выдаче градостроительного плана вправе обратиться либо правообладатель земельного участка, либо лицо, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права №, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 13.10.2011 г., кадастровым паспортам земельных участков № от 27.01.2011 г. Беляева М.К. является собственником земельных участков, относящийся к категории земель населенных пунктов, предоставленных для жилищного строительства, площадью 950 кв.м. и 1199 кв.м, с кадастровыми №, расположенные <адрес>
Таким образом, из материалов дела усматривается, что градостроительный план запрошен заявителем применительно к ранее сформированному земельному участку, расположенному на территории населенного пункта – д<адрес>, с целью строительства на указанных земельных участках объектов недвижимости.
Пункт 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", то есть, предназначен для застройки и развития населенного пункта с. Надеждино Омского района Омской области, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка. При таких обстоятельствах, Беляева М.К. как собственник указанного земельного участка, вправе возводить на участке жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из письма Главы Администрации Мироновой А.И. от 19.03.2012 года усматривается, что Администрацией будет принято решение по подготовке проекта межевания территории малоэтажной застройки, в связи с чем подготовка градостроительного плана на земельный участок Беляевой М.К. приостановлена.
В соответствии с п. 3 ст. 46 ГрК РФ, со дня опубликования решения о подготовке документов по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке и сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 ст. 45 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц не является препятствием в подготовке документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования.
Процедура межевания в отношении принадлежащих Беляевой М.К. земельных участков проведена, осуществлен их государственный кадастровый учет. Таким образом, глава Администрации Надеждинского сельского поселения Миронова А.И. неправомерно и незаконно приостановила подготовку и выдачу градостроительных планов на земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, поскольку подготовка градостроительного плана никаким образом не является препятствием Администрации одновременно проводить процедуру по подготовке и утверждении проекта межевания территории.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия главы Администрации Надеждинского сельского поселения по приостановке подготовки и выдаче градостроительных планов на земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, не соответствует приведенным правовым нормам, препятствует Беляевой М.К. в реализации прав на принадлежащие ему земельные участки и подлежит признанию незаконным.
Доводы представителя Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о невозможности выдачи градостроительного плана в связи с необходимостью прохождения определенной процедуры градостроительной подготовки, в том числе подготовки и утверждения проекта планировки территории, подготовки проекта межевания и т.д., суд полагает не основанными на законе и прямо противоречащими положениям п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд, учитывая, что отказ в выдаче градостроительного плана на земельный участок нарушает права заявителя, полагает необходимым обязать Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать Беляевой М.К. запрашиваемый градостроительный план на принадлежащие ему земельные участки со сроком в 7 дней, так как с момента подачи заявления в администрацию (20.02.2012г.) прошло более 1 месяца.
На Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области следует возложить обязанность в 30-дневный срок подготовить, утвердить и выдать запрашиваемые заявителем Беляевой М.К. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми №, <адрес>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Администрации Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по приостановке в подготовке и выдачи градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми №, <адрес>
Обязать Администрацию Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать Беляевой М.К. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми №, <адрес>, в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение – 21.05.2012 года.
Судья Е.В. Елисеев
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 01.08.2012 решение оставлено без изменения
Согласовано