Дело № 2-649/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Елисеева Е.В.
при секретаре Смирновой С.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 14 мая 2012 года гражданское дело по иску Бакиной Г.Я. к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок и заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Бакина Г.Я. обратилась в суд с указанными требованиями по следующим основаниям:
В сентябре 2011г. истцом было подано заявление в администрацию ОМР Омской области о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение которого определено в 140 м. по направлению на юго-запад относительно жилого лома, имеющего почтовый <адрес> При подаче заявления, истцу было разъяснено, что в соответствии с решением Совета Омского муниципального района Омской области № от 27.05.2010 г. «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области» публикация в средствах массовой информации при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не требуется. Так же было разъяснено, что необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с последующим заключением договора аренды на сформированный земельный участок. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории была изготовлена ООО «Кадастр-Центр». По готовности схемы, истец обратилась в Администрацию ОМР Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с последующим заключением договора аренды на сформированный земельный участок. Рассмотрев заявление истца Глава муниципального района постановил: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом пане территории площадью 1000 кв.м. в границах Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено в 140 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый <адрес> Администрация Омского муниципального района обязала истца произвести оформление землеустроительного дела в части межевания земель. ООО «Кадастр-Центр» произвело оформление землеустроительных дел в части межевания земель, испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет. 17.01.2012 года истцом был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым № (копия кадастрового паспорта прилагается). В этот же день истец обратилась в администрацию для сдачи кадастрового паспорта на земельный участок, с целью получения распоряжения администрации ОМР на предоставление сформированного земельного участка в аренду и заключения договора аренды. Принять кадастровые паспорта специалисты отказались, пояснив, что необходимо переписать заявление, в связи с тем, что были внесены изменения в Решение Совета Омского муниципального района № от 27.05.2010 г., согласно которым все выделяемые участки должны публиковаться в СМИ и при появлении повторной заявки выставляться на аукцион. Однако данное изменение в Решение Совета Омского муниципального района № от 27.05.2010 было принято после официального обращения истца в Администрацию Омского района. За разъяснением по данному вопросу истец обратилась к Главе администрации Омского муниципального района. 01.03.2012 года был получен письменный отказ в предоставлении земельного участка на тех основаниях, что приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) и, что истец может получить в аренду испрашиваемый земельный участок только с аукциона, ссылаясь на ст. 30, 30.1. ЗК РФ. То есть истцу необходимо произвести все работы по оформлению сформированного ею земельного участка сначала, при условии отсутствия повторного заявления при публикации объявления в СМИ. Учитывая то обстоятельство, что земельный участок имеет разрешенный вид использования -для ведения личного подсобного хозяйства и не обязательно предусматривает строительство индивидуального жилого дома, но в обязательном порядке используется для производства сельскохозяйственной продукции, нормы ст.ст. 30, 30.1. ЗК РФ, не применимы к данным правоотношениям. В данном случае применима ст. 34 ЗК РФ, которая регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. На основании изложенного просит суд обязать Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым №, местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка.
Истец Бакина Г.Я. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Артемьев В.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным основаниям, просил суд обязать Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым №, местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального образования Омской области по доверенности Пономарева С.Д. в судебном заседании с требованиями Бакиной Г.Я. не согласилась по следующим основаниям: В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Кроме того, согласно статье 6 указанного Закона для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется в порядке, определенном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.01.2012 № земельный участок с кадастровым № отнесен к землям населенных пунктов. В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, предоставление спорного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства возможно в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса РФ. Учитывая данные обстоятельства, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 28 - 34 Земельным Кодексом РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.Согласно ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Правовой режим обеих разновидностей земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства имеет как ряд общих признаков, так и определенные отличия. Общей чертой является указание законодателя на подсобный характер сельскохозяйственной деятельности, ориентированной преимущественно на удовлетворение собственных нужд граждан и членов их семей. Принципиальное отличие данных земельных участков заключаются в возможности использования земельного участка в границах населенного пункта (приусадебные земельный участок) для строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п. 2 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок (п. 2.1).
В судебном заседании установлено, что согласно Постановлению Администрации ОМР Омской области № от 17.10.2011г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. <адрес>., из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.
По результатам рассмотрения заявления Бакиной Г.Я. от 28.09.2011г. о предоставлении в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства, земельного участка площадью 1000кв.м. местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Администрация Омского МР Омской области 01.03.2012г. направила в адрес истца разъяснительное письмо, из которого следует, что работы по формированию земельного участка будут проведены при наличии технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям. Кроме того передача земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а так же межевого плана, выполненных ООО «Кадастр-Центр», следует, что спорный земельный участок площадью 1000 кв.м. расположен в кадастровом квартале №, <адрес> местоположение которого определено в 140 м. <данные изъяты>., из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.
Прокуратурой Омского района Омской области была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные Администрацией Омского муниципального района Омской области требований законодательства при предоставлении гражданам в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства при предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем, 05.09.2011 г. прокуратурой Омского района Омской области в адрес Администрации Омского муниципального района было внесено представление № «Об устранении нарушений земельного, градостроительного законодательства».
В соответствии Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельные участки за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом, приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В свою очередь, полевые земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Таким образом, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется исключительно в порядке, определенном ст. 30 Земельного Кодекса РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством. В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ при предоставлении земельного участка для строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, в соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается исключительно при условии предварительной и заблаговременной публикации органом местного самоуправления сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Предоставление Администрацией ОМР Омской области Бакиной Г.Я. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах Богословского СП ОМР местоположение которого определено в 140 м. <адрес>., в соответствии с нормами ст. 34 Земельного кодекса РФ, т.е. в порядке предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством (без предварительной и заблаговременной публикации органом местного самоуправления сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков) противоречит нормам ст.ст. 30, 32 Земельного кодекса и ст.ст. 1, 4 Закона о личном подсобном хозяйстве.
Анализ вышеизложенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что предоставление земельных участков для личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки) должны производиться в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, как земельные участки для целей, связанных со строительством, то есть исключительно на торгах, а земельных участков для личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта (полевые земельные наделы) - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, как земельные участки для целей, не связанных со строительством, то есть без проведения торгов.
Данный вывод, также подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ в своем от 02.03.2011 г. № Д23-816, в котором разъясняется что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется в порядке, определенном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Бакиной Г.Я. о возложении обязанности на Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым №, <адрес>., а так же обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Бакиной Г.Я. о возложении обязанности на Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым №, местоположение которого определено в 140 м. <адрес>., и заключить договор аренды земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение – 21.05.2012 года.
Судья: Е.В. Елисеев
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 01.08.2012 решение оставлено без изменения
Согласовано