2-649/12 решение от 14.05.12 по иску Бакиной к Администрации ОМР о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок



Дело № 2-649/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Елисеева Е.В.

при секретаре Смирновой С.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 14 мая 2012 года гражданское дело по иску Бакиной Г.Я. к Администрации Омского муниципального района Омской области о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок и заключить договор аренды,

УСТАНОВИЛ:

Бакина Г.Я. обратилась в суд с указанными требованиями по следующим основаниям:

В сентябре 2011г. истцом было подано заявление в администрацию ОМР Омской области о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение которого определено в 140 м. по направлению на юго-запад относительно жилого лома, имеющего почтовый <адрес> При подаче заявления, истцу было разъяснено, что в соответствии с решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 г. «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области» публикация в средствах массовой информации при предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не требуется. Так же было разъяснено, что необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с последующим заключением договора аренды на сформированный земельный участок. Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории была изготовлена ООО «Кадастр-Центр». По готовности схемы, истец обратилась в Администрацию ОМР Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с последующим заключением договора аренды на сформированный земельный участок. Рассмотрев заявление истца Глава муниципального района постановил: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом пане территории площадью 1000 кв.м. в границах Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено в 140 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый <адрес> Администрация Омского муниципального района обязала истца произвести оформление землеустроительного дела в части межевания земель. ООО «Кадастр-Центр» произвело оформление землеустроительных дел в части межевания земель, испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет. 17.01.2012 года истцом был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым (копия кадастрового паспорта прилагается). В этот же день истец обратилась в администрацию для сдачи кадастрового паспорта на земельный участок, с целью получения распоряжения администрации ОМР на предоставление сформированного земельного участка в аренду и заключения договора аренды. Принять кадастровые паспорта специалисты отказались, пояснив, что необходимо переписать заявление, в связи с тем, что были внесены изменения в Решение Совета Омского муниципального района от 27.05.2010 г., согласно которым все выделяемые участки должны публиковаться в СМИ и при появлении повторной заявки выставляться на аукцион. Однако данное изменение в Решение Совета Омского муниципального района от 27.05.2010 было принято после официального обращения истца в Администрацию Омского района. За разъяснением по данному вопросу истец обратилась к Главе администрации Омского муниципального района. 01.03.2012 года был получен письменный отказ в предоставлении земельного участка на тех основаниях, что приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) и, что истец может получить в аренду испрашиваемый земельный участок только с аукциона, ссылаясь на ст. 30, 30.1. ЗК РФ. То есть истцу необходимо произвести все работы по оформлению сформированного ею земельного участка сначала, при условии отсутствия повторного заявления при публикации объявления в СМИ. Учитывая то обстоятельство, что земельный участок имеет разрешенный вид использования -для ведения личного подсобного хозяйства и не обязательно предусматривает строительство индивидуального жилого дома, но в обязательном порядке используется для производства сельскохозяйственной продукции, нормы ст.ст. 30, 30.1. ЗК РФ, не применимы к данным правоотношениям. В данном случае применима ст. 34 ЗК РФ, которая регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. На основании изложенного просит суд обязать Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым , местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка.

Истец Бакина Г.Я. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Артемьев В.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным основаниям, просил суд обязать Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым , местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка.

Представитель ответчика Администрации Омского муниципального образования Омской области по доверенности Пономарева С.Д. в судебном заседании с требованиями Бакиной Г.Я. не согласилась по следующим основаниям: В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением    градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Кроме того, согласно статье 6 указанного Закона для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется в порядке, определенном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.01.2012 земельный участок с кадастровым отнесен к землям населенных пунктов. В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Таким образом, предоставление спорного земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства возможно в порядке, установленном статьей 30 Земельного кодекса РФ. Учитывая данные обстоятельства, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 28 - 34 Земельным Кодексом РФ.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.Согласно ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 № 112-ФЗ, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Правовой режим обеих разновидностей земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства имеет как ряд общих признаков, так и определенные отличия. Общей чертой является указание законодателя на подсобный характер сельскохозяйственной деятельности, ориентированной преимущественно на удовлетворение собственных нужд граждан и членов их семей. Принципиальное отличие данных земельных участков заключаются в возможности использования земельного участка в границах населенного пункта (приусадебные земельный участок) для строительства.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно п. 2 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок (п. 2.1).

В судебном заседании установлено, что согласно Постановлению Администрации ОМР Омской области от 17.10.2011г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. <адрес>., из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.

По результатам рассмотрения заявления Бакиной Г.Я. от 28.09.2011г. о предоставлении в аренду, для ведения личного подсобного хозяйства, земельного участка площадью 1000кв.м. местоположение которого определено в 140 м. <адрес> Администрация Омского МР Омской области 01.03.2012г. направила в адрес истца разъяснительное письмо, из которого следует, что работы по формированию земельного участка будут проведены при наличии технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям. Кроме того передача земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в случае, если имеется только одна заявка.

Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а так же межевого плана, выполненных ООО «Кадастр-Центр», следует, что спорный земельный участок площадью 1000 кв.м. расположен в кадастровом квартале , <адрес> местоположение которого определено в 140 м. <данные изъяты>., из состава земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.

Прокуратурой Омского района Омской области была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные Администрацией Омского муниципального района Омской области требований законодательства при предоставлении гражданам в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства при предоставлении земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем, 05.09.2011 г. прокуратурой Омского района Омской области в адрес Администрации Омского муниципального района было внесено представление «Об устранении нарушений земельного, градостроительного законодательства».

В соответствии Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельные участки за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). При этом, приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В свою очередь, полевые земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Таким образом, предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется исключительно в порядке, определенном ст. 30 Земельного Кодекса РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством. В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ при предоставлении земельного участка для строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, в соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 30 ЗК РФ передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается исключительно при условии предварительной и заблаговременной публикации органом местного самоуправления сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Предоставление Администрацией ОМР Омской области Бакиной Г.Я. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах Богословского СП ОМР местоположение которого определено в 140 м. <адрес>., в соответствии с нормами ст. 34 Земельного кодекса РФ, т.е. в порядке предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством (без предварительной и заблаговременной публикации органом местного самоуправления сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков) противоречит нормам ст.ст. 30, 32 Земельного кодекса и ст.ст. 1, 4 Закона о личном подсобном хозяйстве.

Анализ вышеизложенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что предоставление земельных участков для личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки) должны производиться в порядке, предусмотренном ст. 30 ЗК РФ, как земельные участки для целей, связанных со строительством, то есть исключительно на торгах, а земельных участков для личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта (полевые земельные наделы) - в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, как земельные участки для целей, не связанных со строительством, то есть без проведения торгов.

Данный вывод, также подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ в своем от 02.03.2011 г. № Д23-816, в котором разъясняется что предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) осуществляется в порядке, определенном ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности для целей, связанных со строительством.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Бакиной Г.Я. о возложении обязанности на Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым , <адрес>., а так же обязать Администрацию Омского района заключить договор аренды спорного земельного участка, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Бакиной Г.Я. о возложении обязанности на Администрацию Омского района принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым , местоположение которого определено в 140 м. <адрес>., и заключить договор аренды земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение – 21.05.2012 года.

Судья:                             Е.В. Елисеев

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 01.08.2012 решение оставлено без изменения

Согласовано