Дело № 2- 1172 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области о признании действия Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными и понуждении к устранению недостатков,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области о признании действия Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными и понуждении к устранению недостатков, указав при этом следующее.
В соответствии со статьей 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Конституции РФ в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В РФ ратифицированы и имеют юридическую силу на всей страны международные договоры, к которым относится Женевская Конвенция 1959 года, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 года, а так же в РФ Федеральный закон от 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет следующие права:
1) гражданские (личные) права: право на имя; право на любовь и понимание родителями: право на заботу (быть первым, о ком должно заботиться общество); защита от жестокости; право на усыновление (в том числе иностранное); право на здоровье;
2) социальные права ребенка: право на достойный уровень жизни; на охрану здоровья; право на хорошее жилище;
3) культурные права: право на образование; право на участие в культурной жизни;
4) экономические права: свобода от экономической эксплуатации; в Конвенции о правах ребенка устанавливаются обязанности государства по обеспечению прав ребенка, а также права и свободы детей.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статье 31 Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям муниципальных районов и городских округов.
Поскольку воспитанники образовательного учреждения в силу возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и законных интересов, органы государственной власти в соответствии со статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, вправе обратиться в имением в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека».
Согласно статье 44 Федерального закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
11.03.2012 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области была проведена плановая выездная проверка по надзору в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», в лице директора Криворучко Е.В., расположенного <адрес>
В ходе проверки установлено:
1. частично нарушена целостность ограждения структурного подразделения;
2. потолки и стены в спортивном зале в основном здании имеют следы протекания кровли;
3. в кабинете информатики, кабинете № 306 линолеум имеет дефекты покрытия;
4. окна в спортивном зале в основном здании деформированы, местами имеется сгнившая рама, отсутствуют условия для проветривания, часть окон не имеют цельного стеклополотна;
5. уровни искусственной освещенности в учебных кабинетах в основном здании не соответствуют нормируемым, что подтверждается протоколом испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 17.02.2012 года № 200618 ГД/ГП,
6. в структурном подразделении в спорткомнате и учебном кабинете недостаточное количество светильников; в части учебных кабинетов в основном здании не оборудованы регулируемые солнцезащитные устройства;
7. умывальные раковины в кабинетах начальных классов, в столовой и туалетах, в лаборантских, кабинете домоводста и кабинете ИЗО не обеспечены проводкой горячей воды через смесители;
8. в мясном цехе на пищеблоке основного здания установлены бытовые раковины объемом 10 л вместо моечных ванн;
9. стол для обработки овощей имеет дефекты металлического покрытия, что не позволяет качественно проводить влажную обработку с применением моющих и
дезинфицирующих средств;
10. в структурном подразделении для обучающихся не организовано горячее питание;
11. в структурном подразделении при буфетном питании не проводится бракераж продукции и поступающего сырья;
12. не обеспечено выполнение профилактической дезинфекции в филиале образовательного учреждения в соответствии с нормативными документами (отсутствовали дезинфекционное средство и емкости с крышками для приготовления дезинфекционных растворов).
В соответствии с требованиями п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» территория общеобразовательного учреждения быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10 %.
Деревья высаживают на расстоянии не менее 15, 0 м, а кустарники - не менее 5, 0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.
4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.
4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускается скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.
Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зле следует прекращать.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 л к, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Производственные, складские и административно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием в соответствии с санитарными правилами.
4.5. Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств, и отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
6.8. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3, 5 - 4-х часов.
14.5. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.
Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой.
14.6. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
В соответствии с п. 4.2.1 СП 3.5.1378-03. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила» в образовательных учреждениях для детей и подростков (далее - детских учреждениях) профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию проводят в соответствии с нормативными документами, заключительную дезинфекцию - по эпидемиологическим показаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
- проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно статье 39 ФЗ-52 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лично не имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции установленной актами, определяющими статус этих органов, органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Таким образом, деятельность Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» противоречит действующему законодательству нарушает Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» СП 3.5.1378-03. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», нарушая при этом права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Управление Роспотребнадзора по Омской области просит:
1. Признать действия Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.
2. Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области в установленные предписаниями должностного лица № от 11.03.2012 года сроки, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
в срок до 13.08.2012 года:
- выполнить отделку стен и потолка в спортивном зале в основном здании в соответствии с гигиеническими требованиями после устранения течи кровли;
- выполнить отделку пола в кабинете информатики, кабинете № 306 в соответствии с гигиеническими требованиями;
- оборудовать светопроемы в учебных кабинетах регулируемыми солнцезащитными устройствами, не снижающими уровень естественной освещенности;
- обеспечить умывальные раковины в кабинетах начальных классов, в столовой и туалетах, раковины в лаборантских, кабинете ИЗО, домоводства подводкой горячей воды через смесители
- проводить бракераж готовой продукции и поступающего сырья в структурном подразделении
- обеспечить выполнение профилактической дезинфекции в образовательном учреждении в соответствии с нормативными документами
в срок до 14.12.2012 года:
- выполнить замену окон в спортивном зале в основном здании;
в срок до 30.08.2013 года:
- восстановить целостность ограждения структурного подразделения;
- обеспечить нормируемые уровни искусственной освещенности учебных помещениях в основном здании и в структурном подразделении;
- выполнить замену в мясном цехе на пищеблоке основного здания бытовых раковин объемом 10 л на моечные ванны;
- заменить стол для обработки овощей;
- организовать горячее питание для обучающихся в структурном подразделении. (л.д. 2-10).
Определением от 13.06.2012 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Омского муниципального района, как распределитель денежных средств (л.д. 68-74).
В настоящем судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности (л.д. 66) Копцева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Директор Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» Криворучко Е.В. исковые требования признала, суду пояснила, что устранение выявленных нарушений будет зависеть от финансирования. Устранить все выявленные нарушения в срок, указанный в предписании было невозможно из-за того, что в школе шел учебный процесс, а также из-за отсутствия финансирования. Просила продлить срок для устранения нарушений.
Представитель Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности (л.д. 67) Пастухова Е.В. исковые требования признала, суду пояснила, что выявленные нарушения будет возможно устранить в полном объеме только в 2013 году после формирования бюджета.
Администрация Омского муниципального района Омской области в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом (л.д. 78), суду был представлен письменный отзыв, в котором указано следующее (л.д. 80-81).
Администрация Омского муниципального района Омской области, ознакомившись с заявлением Управления Роспотребнадзора Омской области, относительно заявленных требований поясняет следующее.
МКОУ «����?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????�?????????????��????????????h��???????��????????????h��??????????��??????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������/�����?������?�����?������?�����?������/�����?������/�����?������/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?��������������?�????D?$??$? �??
Решение «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год» было принято Советом Омского муниципального района 08.12.2011, в составе расходов бюджета Омского муниципального района Омской области (далее - бюджет) денежные средства на указанные в исковом заявлении цели, не были предусмотрены.
В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет.
В настоящее время бюджет Омского муниципального района является дефицитным, что подтверждается копиями решений Совета Омского муниципального района от 08.12.2011 № 55 «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год», от 17.05.2012 № 15.
На основании изложенного Администрация просит суд установить срок исполнения решения суда не ранее 01.01.2013 года.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека».
В силу положений ст. 44 Федерального закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно требований ст. 39 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании" содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям муниципальных районов и городских округов.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что 11.03.2012 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области была проведена плановая выездная проверка по надзору в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», в лице директора Криворучко Е.В., расположенного <адрес>
В ходе проверки установлено:
1. частично нарушена целостность ограждения структурного подразделения;
2. потолки и стены в спортивном зале в основном здании имеют следы протекания кровли;
3. в кабинете информатики, кабинете № 306 линолеум имеет дефекты покрытия;
4. окна в спортивном зале в основном здании деформированы, местами имеется сгнившая рама, отсутствуют условия для проветривания, часть окон не имеют цельного стеклополотна;
5. уровни искусственной освещенности в учебных кабинетах в основном здании не соответствуют нормируемым, что подтверждается протоколом испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» от 17.02.2012 года № 200618 ГД/ГП,
6. в структурном подразделении в спорткомнате и учебном кабинете недостаточное количество светильников; в части учебных кабинетов в основном здании не оборудованы регулируемые солнцезащитные устройства;
7. умывальные раковины в кабинетах начальных классов, в столовой и туалетах, в лаборантских, кабинете домоводста и кабинете ИЗО не обеспечены проводкой горячей воды через смесители;
8. в мясном цехе на пищеблоке основного здания установлены бытовые раковины объемом 10 л вместо моечных ванн;
9. стол для обработки овощей имеет дефекты металлического покрытия, что не позволяет качественно проводить влажную обработку с применением моющих и
дезинфицирующих средств;
10. в структурном подразделении для обучающихся не организовано горячее питание;
11. в структурном подразделении при буфетном питании не проводится бракераж продукции и поступающего сырья;
12. не обеспечено выполнение профилактической дезинфекции в филиале образовательного учреждения в соответствии с нормативными документами (отсутствовали дезинфекционное средство и емкости с крышками для приготовления дезинфекционных растворов).
В соответствии с требованиями п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» территория общеобразовательного учреждения быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10 %.
Деревья высаживают на расстоянии не менее 15, 0 м, а кустарники - не менее 5, 0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.
4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.
4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускается скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.
Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зле следует прекращать.
6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 л к, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
Согласно п. 4.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Производственные, складские и административно-бытовые помещения рекомендуется оснащать оборудованием в соответствии с санитарными правилами.
4.5. Производственные столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств, и отвечать требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами.
6.8. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3, 5 - 4-х часов.
14.5. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.
Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой.
14.6. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
В соответствии с п. 4.2.1 СП 3.5.1378-03. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила» в образовательных учреждениях для детей и подростков (далее - детских учреждениях) профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию проводят в соответствии с нормативными документами, заключительную дезинфекцию - по эпидемиологическим показаниям.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № от 11.03.2012 года (л.д. 23-30) и вынесено предписание № от 11.03.2012 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д. 12-15).
Более того, в отношении учебного заведения был составлен протокол об административном правонарушении № от 11.03.2012 (л.д. 9-10).
Факт наличия указанных нарушений, а также факт того, что нарушения в указанные в предписании сроки и до настоящего времени не устранены, не оспаривался в настоящем судебном заседании ответчиками.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку действиями ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и интересы несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в данном образовательном учреждении, и угрожают личной безопасности указанной категории лиц.
Касаемо субъектов гражданско-правой ответственности, то таковыми являются все ответчики по делу, исходя из следующего.
Согласно п. 1.2. Устава МКОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района» его учредителем является муниципальное образование Омский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области (л.д. 38-61).
В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МКОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района».
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Следует иметь в виду, что никаких допустимых доказательств, опровергающих доводы истца в исковом заявлении, либо, подтверждающих хотя бы частичное устранение нарушений, ответчиками в силу положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Ссылки на положения бюджетного законодательства не освобождает ответчиков от исполнения заявленных требований.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд предоставляет срок ответчикам для устранения недостатков до 01 сентября 2012 года – начала учебного года.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что ответчики фактически финансируются за счет средств Омского муниципального района Омской области, суд считает возможным не взыскивать с них государственную пошлину.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Муниципального казенного образовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрацию Омского муниципального района Омской области в срок до 01 сентября 2012 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- выполнить отделку стен и потолка в спортивном зале в основном здании в соответствии с гигиеническими требованиями после устранения течи кровли;
- выполнить отделку пола в кабинете информатики, кабинете № 306 в соответствии с гигиеническими требованиями;
- оборудовать светопроемы в учебных кабинетах регулируемыми солнцезащитными устройствами, не снижающими уровень естественной освещенности;
- обеспечить умывальные раковины в кабинетах начальных классов, в столовой и туалетах, раковины в лаборантских, кабинете ИЗО, домоводства подводкой горячей воды через смесители;
- проводить бракераж готовой продукции и поступающего сырья в структурном подразделении;
- обеспечить выполнение профилактической дезинфекции в образовательном учреждении в соответствии с нормативными документами;
- выполнить замену окон в спортивном зале в основном здании;
- восстановить целостность ограждения структурного подразделения;
- обеспечить нормируемые уровни искусственной освещенности учебных помещениях в основном здании и в структурном подразделении;
- выполнить замену в мясном цехе на пищеблоке основного здания бытовых раковин объемом 10 л на моечные ванны;
- заменить стол для обработки овощей;
- организовать горячее питание для обучающихся в структурном подразделении.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 12.09.2012 решение оставлено без изменения.
Согласовано А.В. Быков