Дело №2-520/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Харченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 27 февраля 2012 года дело по заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах Губич В.А. о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Губич В.А. о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, в обоснование заявленных требований указав, что Губич В.А. работала в МУЗ «Омская ЦРБ «Богословская участковая больница» в должности фельдшера с 01.04.1990 г. по настоящее время. До 2009 г. ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 г. предоставление льгот прекратилось. До настоящего времени льготы не восстановлены. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьями 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 г., утверждённого Законом Омской области №1093-ОЗ от 24.11.2008 г., субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 г. в части медицинских учреждений не предусмотрены. Меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36, 37 закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", ей как медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» в 2009, 2010, 2011 гг. не предоставлялись. Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 г. №50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год", которыми приостанавливается действие ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", признаны противоречащими федеральному законодательству. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 г., а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Муниципальное учреждение "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, из которого следует, что учредителем учреждения является Администрация Омского муниципального района Омской области. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. П. 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии со ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 названного Федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Не предоставление Администрацией Омского муниципального района мер социальной поддержки нарушает ее права и законные интересы. На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению Губич В.А. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить Губич В.А. меры социальной поддержки как медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010, 2011 гг.
В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Ершова А.В. заявление прокурора Омского района Омской области, поданное в интересах Губич В.А., поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Полагала, что срок для обращения в суд с заявлением о признании бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки не пропущен, так как Губич В.А. обратилась с заявлением к прокурору Омского района Омской области в январе 2012 г., по ее заявлению прокуратурой была проведена проверка, в результате которой был установлен факт нарушения прав Губич В.А., кроме того, права и законные интересы Губич В.А. продолжают нарушаться в настоящее время. Просила суд признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Губич В.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, а также обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ "Омская центральная районная больница" Губич В.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010, 2011 гг.
Заявитель Губич В.А., уведомленная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета финансов и контроля Администрации Омского муниципального района Омской области – Бужеря П.И., действующий на основании доверенностей, заявленные требования не признал, поддержал позицию, изложенную в приобщенном к материалам дела письменном отзыве на заявление, согласно которому, как следует из заявления прокурора, меры социальной поддержки Губич В.А. не предоставляются с 01.01.2009 года, и, несмотря на это, с соответствующими требованиями в суд она не обращалась. В заявлении прокурора указания на причины пропуска срока для обращения в суд отсутствуют. При установлении факта пропуска без причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ должен отказать в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Аналогичная правовая позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Прокурор Омского района Омской области просит суд обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» Губич В.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 и 2011 годы, однако, в обосновании своих требований прокурором не предоставлено суду доказательств, подтверждающие расходы, понесенные Губич В.А. на оплату отопления жилого дома и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого дома, понесенных Губич В.А. в указанный период времени, а также не указана общая сумма, подлежащая компенсации Губич В.А. Во исполнение Конституции РФ, в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества на территории Омской области принят и действует Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьями 36,37 Кодекса установлены меры социальной поддержки работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений. Так, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных указанными статьями Кодекса имеют постоянно проживающие в сельской местности работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях Омской области в сфере здравоохранения в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области. В соответствии с Кодексом государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности Омская область передает органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению N 1 к Кодексу. Однако, действие статей 36, 37 Кодекса, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-03 (ред. 03.02.2010), с 1 января по 31 декабря 2009 года - Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-03, с 1 января по 31 декабря 2011 года - Закон Омской области от 09.12.2010 № 1313-03 таким образом, в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области органам местного самоуправления муниципальных районов не передавались, субвенции на реализацию государственных полномочий в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2011 г. из бюджета Омской области в бюджет Омского муниципального района не поступали. Таким образом, Законом Омской области установлены, а переданы администрациям муниципальных районов только на 2008 год государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения с соответствующим финансированием за счет средств бюджета Омской области. В последующем именно Омская область перестала осуществлять обязанности по финансированию переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения с 01.01.2009 г. приостановив действие статей 36, 37 Кодекса. Соответственно, с 01.01.2009 г. органы местного самоуправления не осуществляют реализацию переданных Омской областью в соответствии с Кодексом государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами. В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Аналогичная правовая позиция закреплена и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Перечень вопросов местного значения, установленный ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Установление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отнесено к вопросам местного значения. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным 131-м Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми в установленном порядке. Кроме того, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения являются государственными полномочиями. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения органы местного самоуправления были наделены в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан еще с 01.01.2005 г., однако денежные средства на их реализацию из федерального бюджета никогда не направлялись, не направлялись они и в 2009-2011 г.г. Соответственно в ситуации, когда органам местного самоуправления финансовые средства на установление мер социальной поддержки из вышестоящих бюджетов не направляются, исходя из норм 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ основания для исполнения органами местного самоуправления соответствующих полномочий отсутствуют, равно как отсутствуют и правовые основания для признания бездействия Администрации по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам незаконным (аналогичная правовая позиция содержится и в судебных актах, выносимых по данному вопросу на территории РФ, в частности в Определении ВАС РФ от 01.04.2011 N ВАС-3081/11 по делу N А34-954/2010). По изложенным основаниям просил в удовлетворении заявленных требованиях отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица МУЗ "Омская центральная районная больница", представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства финансов Омской области, уведомленные надлежаще, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, представителей заинтересованных лиц, против чего не возражали остальные участники процесса.
Выслушав пояснения помощника прокурора Омского района Омской области, представителя Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитета финансов и контроля Администрации Омского муниципального района Омской области, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Губич В.А. является работником МУЗ "Омская центральная районная больница" – "Богословская участковая больница", работает в должности фельдшера с 01.04.1990 г. по настоящее время, что подтверждается копией трудового договора последней №247 от 26.06.2002 г., копией трудовой книжки.
Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения "Омская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области 13.02.2008 г. №106-П, из которого следует, что учредителем МУЗ "Омская ЦРБ" является Омский муниципальный район Омской власти в лице Управления здравоохранения Администрации Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной части субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.
В соответствии с положениями ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (действовавших до 31.12.2011 г.), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции, действовашей до 3112.2011 г.), предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции до 01.01.2012 г.), Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Из заявления прокурора следует, что Губич В.А., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета до 2009 г. Факт предоставления мер социальной поддержки заявителям до 2009 г. представителем Администрации Омского муниципального района Омской области в ходе судебного заседания не оспаривался.
В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Как установлено судом и следует из пояснений представителя Администрации Омского муниципального района Омской области в обоснование своих возражений, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г., согласно письму Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".
Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, было также приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Анализируя вышеизложенное, суд соглашается доводами прокурора и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставил в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам в период с 2009. по 2011 г. Указанный вывод суда основан на следующем.
Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагало отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Из Устава муниципального образования Омский муниципальный район Омской области следует, что в компетенцию Совета Омского муниципального района не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения.
Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит, что заявленные прокурором Омского муниципального района Омской области требования по признанию незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки за 2009, 2010, 2011 года, являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников в тот период входило в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - Администрации Омского муниципального района Омской области.
Доводы представителя Администрации Омского муниципального района Омской области об отсутствии в Омском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, а также отсутствие сведений, подтверждающих расходы, понесенные Губич В.А. на оплату отопления жилого дома и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого дома, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Довод представителя ответчика о том, что прокурором Омского района Омской области пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку заявление Губич В.А. поступило в прокуратуру в январе 2012 г., в связи с чем прокуратурой Омского района Омской области была проведена проверка и установлен факт нарушения прав и законных интересов Губич В.А., при этом право Губич В.А. на предоставление мер социальной поддержки за прошедший период продолжает нарушаться в настоящее время.
При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Губич В.А. за 2009, 2010, 2011 года, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая, что непредставление мер социальной поддержки Губич В.А. существенно затрагивает права последней, суд устанавливает срок до 01 мая 2012 г., в течение которого Администрация Омского муниципального района Омской области обязана предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Омская центральная районная больница" Губич В.А., в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 г., 2010 г., 2011 г.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина взысканию с Администрации Омского муниципального района Омской области в доход бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Омского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Губич В.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год, 2011 год.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить в срок до 01 мая 2012 года меры социальной поддержки медицинскому работнику Муниципального учреждения здравоохранения "Омская центральная районная больница" Губич В.А. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 год, 2010 год, 2011 год.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.О. Соколов
Решение в мотивированном виде изготовлено 02.03.2012 г.