2-1298/12 решение от 11.07.12 по иску прокурора к МКОУ `Новотроицкая СОШ`, Администрации ОМР, Комитету по образованию о признании деятельности незаконной...



Дело № 2-1298 за 2012 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе

председательствующего Быкова А.В.,

с участием прокурора Рябухи А.М.,

при секретаре Зайцевой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску прокурора Омского района в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Администрации Омского муниципального района Омской области, Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области о признании деятельности по осуществлению образовательного процесса, реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии противоречащими Закону РФ «Об образовании» и понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКОУ «Новотроицкая СОШ» о признании деятельности по осуществлению образовательного процесса, реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии противоречащими Закону РФ «Об образовании», понуждении к устранению допущенных нарушений, указав при этом следующее.

Проверкой, проведенной прокуратурой района в апреле 2012 года, установлено, что МКОУ «Новотроицкая СОШ» нарушаются требования федерального законодательства об образовании в части получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Установлено, что МКОУ «Новотроицкая СОШ» осуществляет свою деятельность без лицензии по программе для детей дошкольного возраста.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Статья 32 Закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения.

Так, к компетенции образовательного учреждения, помимо прочего, относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1,2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений по образовательным программам.

Пункт 6 указанной статьи предусматривает, что документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах.

Аналогичные требования о лицензировании образовательной деятельности содержит п. 40 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральным законодательством закреплено требование о лицензировании образовательных учреждений для осуществления образовательного процесса, реализации образовательных программ.

Согласно уставу МКОУ «Новотроицкая СОШ» является муниципальным казенным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, обеспечивает охрану здоровья и создает условия для развития личности.

В соответствии с пунктом 1.2. Устава МКОУ «Новотроицкая СОШ» учредителем является Омский муниципальный район в лице Комитета по образованию Администрации ОМР.

В силу п. 1.12 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

Согласно приложению к лицензии , предоставляющей МОУ «Новотроицкая СОШ» (после 01.01.2012 - МКОУ «Новотроицкая СОШ») право осуществления образовательной деятельности, выданной Министерством образования Омской области 10.12.2007, муниципальное образовательное учреждение имеет право ведения образовательной деятельности по общеобразовательным программам уровня начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

С 2011 года и до настоящего времени МКОУ «Новотроицкая СОШ» реализует образовательную программу для детей дошкольного возраста при отсутствии лицензии на право осуществления дошкольного образования.

Количество принятых в учреждение детей в соответствии с приказом директора учреждения от 30.08.2011 составляет 24 человека.

Факт осуществления обучения детей дошкольного возраста по программе дошкольного образования, не предусмотренной лицензией на осуществление образовательной деятельности, подтверждается приказом директора учреждения от 30.08.2011, списком детей, посещающих образовательное учреждение, объяснениями директора МКОУ «Новотроицкая СОШ» и т.д.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является грубым нарушением Закона РФ «Об образовании», нарушает права и интересы несовершеннолетних граждан, посещающих данное образовательное учреждение и не способных самостоятельно защищать свои права и интересы.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних граждан.

Прокурор просит признать деятельность МКОУ «Новотроицкая СОШ» по осуществлению образовательного процесса, реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии противоречащими Закону РФ «Об образовании»; обязать МКОУ «Новотроицкая СОШ» устранить допущенные нарушения законодательства об образовании, получить лицензию на реализацию программы дошкольного образования (л.д. 2-4).

Определением от 02.07.2012 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Омского муниципального района Омской области и Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области (л.д. 31-34).

В судебном заседании прокурор Рябуха А.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель МКОУ «Новотроицкая СОШ» и Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности (л.д. 39, 40) Пастухова Е.В. исковые требования признала, просила суд установить срок для устранения допущенных нарушений до 2013 года.

Представитель ответчика - Администрации Омского муниципального района Омской области (доверенность на л.д. 41) Суппис Н.А. исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

В представленных суду Администрацией Омского муниципального района Омской области письменных возражениях указано следующее (л.д. 24-25).

Администрация Омского муниципального района Омской области, ознакомившись с заявлением прокурора Омского района Омской области, относительно заявленных требований поясняет следующее.

Получение лицензии на право осуществлять образовательную деятельность в сфере дошкольного образования предполагает под собой принятие на себя муниципальными образовательными учреждениями новых расходных обязательств. МКОУ «Новотроицкая СОШ» является казенным учреждением, следовательно, в соответствии с положениями бюджетного законодательства финансирование деятельности указанного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета составляется при формировании бюджета на очередной финансовый год.

Решение «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год» было принято Советом Омского муниципального района 08.12.2011, в составе расходов бюджета Омского муниципального района Омской области денежные средства на цели, связанные с получением лицензии на право осуществлять образовательную деятельность, не были предусмотрены.

В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет.

В настоящее время бюджет Омского муниципального района является дефицитным, что подтверждается копиями решений Совета Омского муниципального района от 08.12.2011 № 55 «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год», от 17.05.2012 № 15.

На основании изложенного, просит суд установить срок исполнения решения суда не ранее 01.01.2013 года.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Материалами дела, в настоящем судебном заседании установлено, что прокуратурой Омского района в апреле 2012 года была проведена проверка, в ходе которой установлено, что МКОУ «Новотроицкая СОШ» нарушаются требования федерального законодательства об образовании в части получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, в частности МКОУ «Новотроицкая СОШ» с 2011 года и до настоящего времени осуществляет свою деятельность без лицензии по программе для детей дошкольного возраста.

Факт осуществления обучения детей дошкольного возраста по программе дошкольного образования, не предусмотренной лицензией на осуществление образовательной деятельности, подтверждается приказом директора учреждения, списком детей, посещающих образовательное учреждение, объяснениями директора школы и не оспаривался в настоящем судебном заседании (л.д. 5-10).

Согласно уставу (л.д. 14-18) МКОУ «Новотроицкая СОШ» является муниципальным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, обеспечивает охрану здоровья и создает условия для развития личности.

В соответствии с пунктом 1.2. Устава МКОУ «Новотроицкая СОШ» учредителем учреждения является Омский муниципальный район в лице Комитета по образованию Администрации ОМР.

В силу п. 1.12 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Статья 32 Закона РФ «Об образовании» определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения. Так, к компетенции образовательного учреждения, помимо прочего, относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). На основании п.7 ст. 33 Закона лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии.

Согласно п. 8 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. №174, для получения лицензии соискатель лицензии, помимо других документов, представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что осуществление образовательной деятельности в МКОУ «Новотроицкая СОШ» без соответствующего разрешения (лицензии) противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следует иметь в виду, что никаких допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора в исковом заявлении, ответчиками в силу положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Ссылка представителя администрации на положения бюджетного законодательства не освобождает администрацию от исполнения заявленных требований.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению и в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, предоставляет срок ответчикам для устранения недостатков до 01 января 2013 года.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что ответчики фактически финансируются за счет средств Омского муниципального района Омской области, заявление прокурора Омского района Омской области в указанной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать деятельность Муниципального казенного образовательного учреждения «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по осуществлению образовательного процесса, реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии противоречащей Закону РФ «Об образовании».

Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», Администрацию Омского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области устранить допущенные нарушения законодательства об образовании, получить лицензию на реализацию программы дошкольного образования в срок до 01 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.В.Быков

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.09.2012 года решение оставлено без изменения.

Согласовано А.В. Быков