Дело № 2-1292 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» о понуждении выполнить требования законодательства по квотированию,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» о понуждении выполнить требования законодательства по квотированию, указав при этом следующее.
В статье 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено общее правило установления квоты для приема на работу инвалидов, согласно которому организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее двух и не более четырех процентов).
Статьей 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее - Закон о квотировании) определено, что квота устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В соответствии со статьей 4 Закона о квотировании минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Омской области в пределах установленной квоты.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек:
1) установлена квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;
2) определено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
Согласно статье 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.
В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление), утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177, Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости).
В соответствии со статьей 8 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 30 ноября 2011 года №, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» (далее - организация). Период проведения проверки с 26 декабря 2011 года по 23 января 2012 года.
В ходе проведения проверки организации установлено следующее:
1) среднесписочная численность работников организации составляла 378,8 единиц;
2) размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составлял 11 единиц;
3) в организации работало 4 инвалидов;
4) специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен.
По результатам проверки организации, уполномоченным должностным лицом Главного управления выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 23 января 2012 года № по двум нарушениям:
1) несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов;
2) неисполнение обязанности по созданию (выделению) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.
В установленный срок, к 26 марта 2012 года, предписание организацией исполнено не было.
По информации казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Омского района» среднесписочная численность работников организации по состоянию на 31 мая 2012 года составляет 382,7 единиц, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 11 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 5 единиц. Специальное рабочее место не создано и инвалид на данное рабочее место не принят.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению казенных учреждений службы занятости населения Омской области, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
В свою очередь общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» не предпринимает действий, направленных на выполнение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.
Бездействием общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
Статьей 46 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» выполнить требования законодательства по квотированию, а именно: 1) обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов; 2) обеспечить создание (выделение) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, и принять на него инвалида.
В судебном заседании представитель истца Главного управления государственной службы занятости населения Омской области по доверенности Тарабанов А.И. (л.д.36) исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. На вопросы суда пояснил, что по информации центра занятости ответчику инвалиды для трудоустройства не направлялись, соответственно ответчик не отказывал никому в приеме на работу. Центр занятости осуществляет непосредственную работу с работодателем. Организация не должна закрывать квоту по причине отсутствия инвалидов. Организации должны самостоятельно находить работников-инвалидов, например, путем подачи объявлений в средства массовой информации. По результатам проведенной проверки в ООО «Лузинское молоко» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства.
Представитель ответчика ООО «Лузинское молоко» по доверенности Бакаев Ю.Ю. (л.д.37) исковые требования не признал в полном объеме, ссылаясь на то, что квоты на каждый день не могут быть обеспечены. Данные в отношении инвалидов являются персональными. Предприятие не имеет данных об инвалидах с тем чтобы обеспечить трудоустройство конкретного лица. К тому же лица не обладают необходимыми навыками выполнения определенной работы и необходимо их профессиональное обучение.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.В силу требований п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.Согласно статье 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида.В соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177, Главное управление является органом исполнительной власти, осуществляющим надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости).В соответствии со статьей 8 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 30 ноября 2011 года №, Главным управлением проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» (далее - организация). Период проведения проверки с 26 декабря 2011 года по 23 января 2012 года.В ходе проведения проверки организации установлено следующее:1) среднесписочная численность работников организации составляла 378,8 единиц;2) размер установленной квоты для трудоустройства инвалидов составлял 11 единиц; 3) в организации работало 4 инвалидов; 4) специальное рабочее место не создано, инвалид на данное рабочее место не трудоустроен.По результатам проверки организации, уполномоченным должностным лицом Главного управления выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 23 января 2012 года № по двум нарушениям:1) несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов;2) неисполнение обязанности по созданию (выделению) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.В установленный срок, к 26 марта 2012 года, предписание организацией исполнено не было. При этом ответчик обжаловал предписание в суде, однако в удовлетворении требований ему было отказано (л.д. 25-29), в связи с чем характер нарушений и их объем не подлежит доказыванию по правилам ст. 61 ГПК РФ. По информации казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения Омского района» среднесписочная численность работников организации по состоянию на 31 мая 2012 года составляет 382,7 единиц, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов - 11 единиц, занятых рабочих мест в счет установленной квоты - 5 единиц. Специальное рабочее место не создано и инвалид на данное рабочее место не принят.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению казенных учреждений службы занятости населения Омской области, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
Бездействием общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство в рамках квотирования рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
Данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 с п. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан содействовать обеспечению занятости населения, соблюдать установленную квоту при трудоустройстве для инвалидов.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
При этом допустимых доказательств того, что с учетом специфики рода деятельности организации невозможно создать или выделить места для инвалидов суду не представлено.
В тоже время обязанность подыскивать инвалидов для их дальнейшего трудоустройства действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем требования в этой части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст., ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» организовать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной законодательством квотой для инвалидов.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» организовать специальное рабочее место в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
В остальной части заявленных требований Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области отказать за необоснованностью.
Взыскать с ООО «Лузинское молоко» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.09.2012, постановлено:
«решение Омского районного суда Омской области от 5 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной и резолютивной частей решения следующее суждение суда: «В остальной части заявленных требований Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области отказать за необоснованностью».
Согласовано А.В. Быков