Решение о признании отказа в утверждании схемы расположения земельного участка незаконным.



Дело № 2-881/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Омск 23 апреля 2012 года

Судья Омского районного суда Омской области Елисеев Е.В.,

при секретаре Смирновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кукуева Н.Г. о признании незаконным отказа Администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему,

УСТАНОВИЛ:

Кукуев Н.Г. обратился в суд по следующим основаниям. Он является собственником объекта недвижимости – части жилого дома (2Ч), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АА от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время заявитель желает воспользоваться правом на приватизацию земельного участка, расположенного под частью жилого дома, собственником которой он является. Указал, что в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, граждане, имеющие в собственности, … здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с земельным законодательством. В связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка, требовалось утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. По заявлению Кукуева Н.Г. ГП ОО «Омский центр ТИЗ» осуществлены кадастровые работы и подготовлена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, д. <адрес>, 2Ч. С подготовленной схемой заявитель обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской <адрес> для ее утверждения. Специалисты Администрации рекомендовали заявителю обратиться в землеустроительную организацию для подготовки межевого плана с последующим обращением в орган кадастрового учета для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении земельного участка. Следуя указанным разъяснениям, заявитель обратился в ГП ОО «Омский центр ТИЗ», где был подготовлен межевой план земельного участка. Однако при обращении заявителя с заявлением об учете изменений земельного участка, к которому был приложен подготовленный межевой план данного земельного участка, в ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, в связи с не предоставлением необходимых для кадастрового учета документов, а именно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области было вынесено решение об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления. После получения отказа в осуществлении учета изменений земельного участка заявитель обратился в адрес Администрации Омского муниципального района с заявлением об утверждении схемы от 07.12.2011 г. В ответ на данное заявление был получен письменный отказ от Администрации Омского муниципального района (29.12.2011 г. исх. 06-03/980). Причинами отказа в утверждении схемы явились разночтения в представленных документах, а также то, что земельный участок уже учтен в государственном кадастре недвижимости. 31.01.2012 г. после устранения разночтений в представленных документах заявитель вновь обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области за утверждением Схемы, приложив к заявлению копии решений ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений, в связи с отсутствием схемы. 22.02.2012 г. заявителем был получен повторный отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы, причиной которого явилось то, что земельный участок уже поставлен на государственный кадастровый учет. Администрацией было рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру либо в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области для уточнения границ земельного участка. Однако ранее заявителю кадастровым инженером уже был подготовлен межевой план, с которым он обращался в орган кадастрового учета для уточнения границ земельного участка, на что был получен отказ в осуществлении учета изменений данного земельного участка по причине отсутствия схемы. Полагает, что отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы нарушает его права и является незаконным, так как необоснованный отказ Администрации Омского муниципального района Омской области (еще на промежуточном этапе) ставит заявителя в положение, не позволяющее предпринимать дальнейшие действия по приобретению прав на земельный участок. Просит признать решение Администрации Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. Березянка, <адрес>, 1Ч, незаконным, обязать Администрацию Омского муниципального района Омской <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании заявитель Кукуев Н.Г., его представитель Горелова Н. доводы заявления поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что в результате действий Администрации Омского муниципального района Омской <адрес> истцу созданы препятствия на осуществление права на приватизацию земельного участка. В последнем ответе ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> что является незаконным.

Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Суппис Н.А. требования заявителя не признала, подержала доводы, изложенные в письменном возражении. Из указанных возражений усматривается, что Администрация Омского муниципального района Омской области считает требования заявителя Кукуева Н.Г. незаконными, противоречащими действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ Кукуев Н.Г. обратился с заявлением в адрес Администрации Омского района по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого определено по адресу: <адрес>. Администрацией в адрес Кукуева Н.Г. неоднократно были направлены письма с разъяснениями о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Кроме этого, порядок предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района гражданам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 г. № 26 «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области». Граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Омского муниципального района приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами. В данном порядке перечислен перечень документов, необходимых при обращении граждан в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения. П.п. 1.6.4 п. 1.6 раздела 1 указанного Порядка установлено, что в случае отсутствия у заявителя кадастрового паспорта земельного участка в месячный срок со дня обращения обеспечивает утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории при наличии положительного заключения Управления по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и жизнеобеспечению района Администрации Омского муниципального района. Из представленных документов Кукуева Н.Г., а также кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 55:20:160201:2003 следует, что спорный земельный участок заявителя Кукуева Н.Г. уже учтен в государственном кадастре недвижимости. В настоящее время земельный участок сформирован, земельному участку присвоен кадастровый номер, по сведениям государственного кадастра недвижимости определено местоположение земельного участка, следовательно, утверждение схемы расположения земельного участка, согласно действующему законодательству, не требуется. Согласно Федеральному закону РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит изменения в государственный кадастр недвижимости в связи с уточнением границ земельного участка на основании межевого плана. Учитывая, что подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории предусмотрены только при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ, правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Кукуевым Н.Г., у Администрации отсутствуют. Таким образом, Администрация считает, что принятое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка законно, действия Администрации основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Просит в удовлетворении требований Кукуева Н.Г. отказать в полном объеме. Считает, что заявителем пропущен срок исковой давности.

Представитель Администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по доверенности С.А. Аленина в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила отзыв, согласно которому Администрация Омского СП возражает против вовлечения ее в процесс, поскольку требования заявителя Кукуева Н.Г. не затрагивают интересы и не связаны с осуществлением полномочий Администрации Омского сельского поселения ОМР Омской области.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Сосковец А.В. в судебном заседании пояснил, что администрация ОМР должна утвердить схему расположения земельного участка, данное обстоятельство явилось основанием для приостановлении, а затем для отказа во внесении сведений в ГКН о границах земельного участка Кукуева.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно положениям ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ нражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с ч.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления уровня муниципального района могут распоряжаться (т.е. издавать правовые акты о предоставлении земельных участков) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничены либо находящиеся в собственности Омского муниципального района.

Согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Согласно решению Омского районного суда Омской области от 30.04.2010 г. по иску Кукуева Н.Г. к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании права собственности на часть жилого дома, за Кукуевым Н.Г. признано право собственности на часть одноэтажного двухквартирного жилого дома (соответствующую <адрес>), инвентарный номер , общей площадью 36,6 кв.м, жилой площадью 27,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Омское <адрес> Кукуевым Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о государственной регистрации права.

По заявлению Кукуева Н.Г. специалистами ГП ОО «Омский центр ТИЗ» была подготовлена схема расположения земельного участка заявителя, подготовлен межевой план указанного земельного участка.

Однако, из решений отдела кадастрового учета по Омскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости», усматривается, что в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка Кукуева Н.Г., требовалось утверждение органом местного самоуправления Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Так, в соответствии с решением отдела кадастрового учета по Омскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений», выявлено отсутствие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, указано о необходимости обращения в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка, принято решение о приостановлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 55:20:160201:2003, Кукуеву Н.Г. рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для внесения соответствующих изменений в межевой план.

Согласно решению отдела кадастрового учета по Омскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости», Кукуеву Н.Г. отказано в кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 55:20:160201:2003, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

Из представленных материалов дела усматривается, что Кукуев Н.Г. неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращался с заявлением на имя главы Администрации Омского муниципального района Омской <адрес> с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1257 кв.м, в границах Омского сельского поселения, местоположение которого определено относительно части жилого дома (1Ч), имеющего почтовый адрес: <адрес>, д. Березянка, <адрес>, из категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства.

Из письма администрации Омского муниципального района Омской области от 20.12.2011 г. за № 06-03/980 усматривается, что в представленных заявителем документах выявлены разночтения: кадастровый номер земельного участка, указанный в пояснительной записке к Схеме, не совпадает с кадастровым номером, указанным на титульном листе и в графической части схемы; доступ к земельному участку в пояснительной записке к Схеме иной, чем в ее графической части; местоположение испрашиваемого земельного участка в заявлении не соответствует местоположению, указанному в схеме. Кроме этого, указано, что земельный участок уже учтен в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 55:20:160201:2003, следовательно, основания для утверждения Схемы расположения на кадастровом плане территории, у Администрации Омского муниципального района отсутствуют. Рекомендовано обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области либо к кадастровому инженеру, исполнителю кадастровых работ для уточнения границ испрашиваемого земельного участка.

Из сообщения Администрации Омского муниципального района Омской области № 06-03/111 от 22.02.2012 г. усматривается, что спорный земельный участок уже учтен в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 55:20:160201:2003, Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 27.05.2010 г. № 26 «О порядке предоставления земельных участков на территории Омского муниципального района Омской области» утверждение схемы не требуется, рекомендовано обратиться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области либо к кадастровому инженеру, исполнителю кадастровых работ для уточнения границ испрашиваемого земельного участка.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, заявителю кадастровым инженером уже был подготовлен межевой план земельного участка, с которым он обращался в орган кадастрового учета для уточнения границ земельного участка, однако был получен отказ в осуществлении кадастрового учета изменений данного земельного участка по причине отсутствия схемы расположения границ земельного участка, утвержденной органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 23 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в случаях, предусмотренных федеральными законами, при проведении кадастровых работ для подготовки межевых планов используются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

Необходимость разработки Схемы расположения земельного участка предусмотрена ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

К уникальным характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре отнесены: вид объекта недвижимости, кадастровый номер, дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о кадастре, к сведениям о земельном участке, необходимым для выдачи кадастрового паспорта такого земельного участка, относятся уникальные характеристики, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, перечисленные в ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре.

В связи с тем, что границы земельного участка Кукуева Н.Г. не определены в установленном законом порядке, то есть в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении его границ, орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Указанный вывод также подтверждается Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.10.2010 г. № Д23-4013, в соответствии с которым при приобретении прав на земельные участки в порядке, установленном ст. 36 Земельного кодекса РФ, уполномоченные органы власти утверждают и выдают схемы расположения земельных участков также в случаях необходимости уточнения местоположения границ таких земельных участков.

На основании изложенного, суд соглашается с доводами заявителя о необходимости утверждения администрацией ОМР схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка в собственность, а необоснованный отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в утверждении схемы расположения земельного участка ставит заявителя в положение, не позволяющее предпринимать дальнейшие действия по приобретению прав на земельный участок.

Заявленный представителем администрации ОМР пропуск Кукуевым Н.Г. срока подачи заявления не соответствует действительности, поскольку со дна дачи письменного ответа (22.02.2012 года) с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка до дня подачи заявления в суд (13.04.2012 года) не прошло 3 месяца, то есть срок, предусмотренный ч.1 ст.256 ГПК РФ Кукуевым Н.Г. не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Администрации Омского муниципального района Омской области от 22.02.2012 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области решить по заявлению Кукуева Н.Г. вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение – 28.04.2012 года.

Судья:                                         Е.В. Елисеев