Дело № 2-1452 за 2012 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2012 года Омский районный суд Омской области в составе
председательствующего Быкова А.В.,
с участием прокурора Романенко С.В.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах Кайзер Л.В. о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению в 2011 году мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Кайзер Л.В. о признании незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки, в обоснование заявленных требований, указав при этом, что в прокуратуру района обратилась Кайзер Л.В. с просьбой обратиться в суд в ее интересах о предоставлении ей как медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» мер социальной поддержки в соответствии с Законом Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Кайзер Л.В. работает в БУЗОО «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница» (до 01.01.2012 - муниципальное учреждение здравоохранения) в должности медицинской сестры с 25.02.1982 года по настоящее время. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. В 2011 году льгота Кайзер Л.В. не предоставлялась.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В частности, согласно части 6 статьи 63 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1, действовавших до 01.01.2012, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (ред. от 23.11.2011) были установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности.
Законом Омской области от 05.12.2011 № 1415-03 «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» ст. 37 Кодекса исключена, из ст. 36 исключены муниципальные учреждения здравоохранения Омской области.
Вместе с тем, Закон Омской области № 1415-03 вступил в силу с 01.01.2012, не обладает обратной силой, то есть не распространяется на отношения, возникшие до его принятия и вступления в силу.
Таким образом, на правоотношения в части права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, возникшие в 2011 году, то есть до принятия и вступления Закона Омской области № 1415-03 в силу, распространяется действие ст., ст. 36, 37 Кодекса.
В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.
В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого Законом Омской области № 1093-03 от 24.11.2008 субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены.
Письмо Министерства финансов Омской области от 20 января 2009 года рекомендует приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36, 37 Кодекса, Кайзер Л.В. как медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница» в 2011 году не предоставлялись.
Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст., ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству.
Статьей 1 «Основ законодательства об охране здоровья гражданам» от 22.07.1992 № 5487-1, действовавших до 01.01.2012, было указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.
Пунктом 6 статьи 2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 7 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона поставил в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.
Закрепленное в ч.1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.
В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
БУЗОО «Омская ЦРБ» до 01.01.2012 являлось муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения соответствующей редакции, из которого следует, что учредителем учреждения являлась администрация Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Пунктом 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии с ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действовавших до 01.01.2012, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из части 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
В пункте 5 ст. 53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан, доходы от местных налогов и сборов, доходы от региональных налогов и сборов, доходы от федеральных налогов и сборов, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, иные поступления.
В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.
Из ч. 1 ст. 63 названного Федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций.
Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.
В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Не предоставление администрацией Омского муниципального района Кайзер Л.В. в 2011 году мер социальной поддержки нарушает ее права и законные интересы.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению в 2011 году мер социальной поддержки Кайзер Л.В., проживающей <адрес>, в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения; обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Омская ЦРБ» Кайзер Л.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2011 год (л.д. 2-7).
В судебном заседании прокурор Романенко С.В., поданное в интересах Кайзер Л.В., заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Заявитель Кайзер Л.В., уведомленная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности (л.д. 23) Махиня Е.А. заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 26-27), в котором указал следующее.
Администрация Омского муниципального района Омской области с требованиями прокурора Омского района Омской области не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Аналогичная правовая позиция закреплена и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
В связи с чем, Администрация обращает внимание суда, что перечень вопросов местного значения, установленный 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Установление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным 131-м Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений в сфере здравоохранения являются государственными полномочиями.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.Отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения органы местного самоуправления были наделены в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан еще с 01.01.2005 года, однако денежные средства на их реализацию из федерального бюджета никогда не направлялись, не направлялись они и в 2011 году.
Соответственно в ситуации, когда органам местного самоуправления финансовые средства на установление мер социальной поддержки из вышестоящих бюджетов не направляются, исходя из норм 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ основания для исполнения органами местного самоуправления соответствующих полномочий отсутствуют, равно как отсутствуют и правовые основания для признания бездействия Администрации по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам незаконным (аналогичная правовая позиция содержится и в судебных актах, выносимых по данному вопросу на территории РФ, в частности в Определении ВАС РФ от 01.04.2011 № BAC-3081/11 по делу № А34-954/2010).
На основании изложенного, Администрация просит в удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах Кайзер Л.В. отказать.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При этом, согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Вместе с тем, в силу требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из данной нормы во взаимосвязи со статьей 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации следует, что право на судебную защиту относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека; в Российской Федерации оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии со статьями 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах все равны перед законом и судом; каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, имеет право на справедливое и публичное разбирательство беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанные положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации. По смыслу этих положений, право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.
В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. «ж» ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
БУЗОО «Омская ЦРБ» до 01.01.2012 являлось муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения соответствующей редакции, из которого следует, что учредителем учреждения являлась администрация Омского муниципального района Омской области.
В судебном заседании установлено, что Кайзер Л.В. работает в БУЗОО «Омская ЦРБ «Лузинская участковая больница» (до 01.01.2012 - муниципальное учреждение здравоохранения) в должности медицинской сестры с 25.02.1982 года по настоящее время. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. В 2011 году льгота Кайзер Л.В. не предоставлялась (л.д. 8-19).
Судом также установлено, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Омская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области 13.02.2008 года № 106-П (л.д. 20-21), из которого следует, что учредителем МУЗ «Омская ЦРБ» является Омский муниципальный район Омской области.
В соответствии с п. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения осуществляются органами местного самоуправления.
В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника.
Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, закрепленных п. 2 ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст., ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству.
Статьей 1 «Основ законодательства об охране здоровья гражданам» от 22.07.1992 № 5487-1, действовавших до 01.01.2012, было указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является установление гарантий социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников.
Пунктом 6 статьи 2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 7 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.
Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.
Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона поставил в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 37 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм по существу закрепляет обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора Омского района Омской области по признанию незаконным бездействия администрации Омского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе, администрации Омского муниципального района Омской области.
Доводы представителя администрации Омского муниципального района Омской области об отсутствии в Омском муниципальном районе Омской области необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения суд находит несостоятельными, поскольку названное обстоятельство не должно нарушать прав граждан указанной категории.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантирует право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Следовательно, отсутствие финансирования само по себе не освобождает Администрацию от предоставления таких мер.
При изложенных обстоятельствах, суд находит незаконным бездействие администрации Омского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Кайзер Л.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем, полагает необходимым обязать администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки заявителю в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2011 год.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина взысканию с Администрации Омского муниципального района Омской области в доход бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные Прокурором Омского района Омской области требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Кайзер Л.В., проживающей <адрес> в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Кайзер Л.В., проживающей <адрес> в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2011 год.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В.Быков
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 03.10.2012 года решение оставлено без изменения.
Согласовано А.В. Быков