Решение о признании осуществления деятельности без лицензии незаконной



Дело № 2-1558/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего Беспятова Н.Н.,

при секретаре Топчий Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 августа 2012 года дело по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному образовательному учреждению "Лузинская средняя общеобразовательная школа" о признании осуществления деятельности без лицензии незаконным, о возложении обязанности по принятию мер к организации лицензирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Омского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился с иском к МКОУ "Лузинская СОШ № 1" о признании осуществления деятельности без лицензии незаконным, о возложении обязанности по принятию мер к организации лицензирования, в обоснование заявленных требований указав, что проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что МКОУ «Лузинская СОШ № 1» нарушаются требования федерального законодательства об образовании в части получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. МКОУ «Лузинская СОШ № 1» осуществляет свою деятельность без лицензии по программе для детей дошкольного возраста. Согласно уставу МКОУ «Лузинская СОШ № 1» является муниципальным казенным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, обеспечивает охрану здоровья и создает условия для развития личности. Согласно лицензии ответчик имеет право ведения образовательной деятельности только по общеобразовательным программам уровня начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. С 2011 года и до настоящего времени МКОУ «Лузинская СОШ № 1» реализует образовательную программу для детей дошкольного возраста при отсутствии лицензии на право осуществления дошкольного образования. Количество принятых в учреждение детей в соответствии м приказом директора учреждения № 428 от 01.09.2011г. составляет 20 человек. Факт обучения детей дошкольного возраста по программе дошкольного образования, не предусмотренного лицензией на осуществление образовательной деятельности подтверждается вышеуказанным приказом директора. Осуществление образовательной деятельности без лицензии является грубым нарушением положений Закона РФ «Об образовании», нарушает права и интересы несовершеннолетних граждан, посещающих данное учреждение и не способных самостоятельно защищать свои права. На основании изложенного просил, признать деятельность МКОУ «Лузинская СОШ № 1» по осуществлению образовательного процесса, реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии противоречащими Закона РФ «Об образовании», обязать МКОУ «Лузинская СОШ № 1» устранить допущенные нарушения законодательства об образовании, получить лицензию на реализацию программы дошкольного образования.

В судебном заседании помощник прокурора Омского района Омской области Ершова А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что по результатам проверки было установлено, что открыта группа для детей дошкольного возраста, что подтверждается соответствующим приказом директора школы об открытии группы. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии. Однако лицензия МКОУ «Лузинская СОШ № 1» имеет только на осуществление образовательной деятельности. Просила обязать ответчика получить лицензию на реализацию программы дошкольного образования до 01.01.2013 г.

Представитель ответчика директор МКОУ «Лузинская СОШ № 1» Фомичев В.П. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, дополнительно пояснил, что сложившаяся ситуация заставила открыть группу дошкольного образования по обращению родителей, так как детских садов нет. Дети, учившиеся в группе в 2011 году, теперь учатся в 1 классе школы. В настоящий момент детей в группу набрали снова, однако саму группу не открыли до решения суда. Они направили документы в Управление Роспотребнадзора по Омской области, в орган противопожарного надзора. Для получения соответствующей лицензии требуется время и денежные средства, однако бюджетные средства могут быть выделены только в следующем финансовом году.

Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Пономарева С.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований, в отзыве на исковое заявление указала, что получение лицензии на право осуществлять образовательную деятельность в сфере дошкольного образования предполагает под собой принятие на себя муниципальными образовательными учреждениями новых расходных обязательств. МКОУ «Омская средняя общеобразовательная школа» является казенным учреждением, следовательно, в соответствии с положениями бюджетного законодательства финансирование деятельности указанного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета представляет собой документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета составляется при формировании бюджета на очередной финансовый год. Решение «О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2012 год» было принято Советом Омского муниципального района 08.12.2011, в составе расходов бюджета Омского муниципального района Омской области (далее - бюджет) денежные средства на цели, связанные с получением лицензии на право осуществлять образовательную деятельность, не были предусмотрены. В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет. В настоящее время бюджет Омского муниципального района является дефицитным, что подтверждается копиями соответствующих решений Совета Омского муниципального района (копии прилагаются). Просила суд установить срок исполнения решения суда не ранее 01.01.2013 года.

Представитель Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области Светлова И.А. не возражала против удовлетворения требований, просила установить срок для получения лицензии не ранее 01.02.2013г.

Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, изучив представленные документы, суд считает, что требования прокурора Омского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать исковые требования.

На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований

Признание иска ответчиком иска подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем суд принимает признание иска.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закона) при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Статья 32 Закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения, в том числе самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1,2 ст. 33.1 Закона, лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений по образовательным программам.

Пункт 6 указанной статьи предусматривает, что документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах.

Пункт 40 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Судом установлено, что согласно Уставу МКОУ «Лузинская СОШ № 1» является муниципальным казенным образовательным учреждением, основными целями деятельности которого являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, обеспечивает охрану здоровья и создает условия для развития личности.

В соответствии с пунктом 1.2. Устава МКОУ «Лузинская СОШ № 1» учредителем является Омский муниципальный район в лице Комитета по образованию Администрации ОМР.

В силу п. 1.12 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

МКОУ «Лузинская СОШ № 1» Министерством образования Омской области выдана лицензия серии А № 282848, в соответствии с которой ответчик имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Приказом директора МКОУ «Лузинская СОШ » Фомичева В.П. от ДД.ММ.ГГГГ открыты группы с кратковременным пребыванием детей с количеством обучающихся 20 человек и режимом работы по пятидневной рабочей неделе с 13-00 до 16-00 с количеством 3 часа в день.

Таким образом, нашел подтверждение в судебном заседании факт осуществления образовательной деятельности по программе дошкольного образования без наличия соответствующей лицензии. Ответчик не отрицает, что данные нарушения до настоящего не устранены. Эти обстоятельства подтверждаются также пояснениями представителя ответчика, данными в судебном заседании.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в МКОУ "Лузинская СОШ № 1" нарушается действующее законодательство об образовании, чем создается угроза для прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая существо спора, а также то обстоятельство, что для получения лицензии требуется продолжительный период времени, принимая во внимание финансовое положение ответчика, особенности его финансирования, суд полагает возможным установить срок для устранения имеющихся нарушений до 01.02.2012 г.

Поскольку ответчик МКОУ "Лузинская СОШ №1" не освобожден от уплаты государственной пошлины, с него, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден. Однако, с учетом особенностей финансирования и материального положения ответчика, суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход бюджета, до 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Омского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконной деятельность муниципального казенного образовательного учреждения «Лузинская средняя образовательная школа № 1» по реализации образовательной программы для детей дошкольного возраста без лицензии.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Лузинская средняя образовательная школа № 1» получить лицензию на реализацию программы дошкольного образования в срок до 01.02.2013 года.

Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Лузинская средняя общеобразовательная школа № 1" государственную пошлину в доход бюджета Омского муниципального района Омской области в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Беспятова

Мотивированный текст решения изготовлен 04.09.2012 г.