12-3/2012, решение по желобе Администрации Омского муниципального района Омской области на постановление мирового судьи судебного участка №23



Дело №12-3/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Соколова В.О.,

при секретаре Колокольцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 16 января 2012 года жалобу юридического лица – Администрации Омского муниципального района Омской области на постановление мирового судьи судебного участка №23 Омского района Омской области от 21.11.2011 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №23 Омского района Омской области от 21.11.2011 г. Администрация Омского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась с жалобой на постановление мирового судьи, в которой находит постановление мирового судьи незаконным и принятым с нарушением норм процессуального и материального права, указывая на то, что на основании Распоряжения Управления Роспотребнадзора по Омской области от 10.08.2011 № 3089 в\п была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Омского муниципального района. По итогам указанной проверки был установлен факт хранения пестицидов в нарушение требований, установленных Санитарными правилами и нормативами 1.2.2584-10. «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы», и составлен акт проверки от 25.08.2011 № 3089. Так же на основании указанного акта проверки Управлением Роспотребнадзора по Омской области было выдано предписание, в соответствии с которым Администрации Омского муниципального района предписано выполнить в установленные сроки следующие мероприятия: 1) Исключить доступ посторонних лиц к месту хранения рассыпанных пестицидов; 2) Провести перезатаривание отходов пестицидов в герметичную емкость и определить место для хранения; 3) Провести утилизацию отходов пестицидов. С выданным предписанием Администрация Омского муниципального района не согласна, считает его не соответствующим действующему законодательству по следующим основаниям. В акте проверки Управления Роспотребнадзора по Омской области от 25.08.2011 отражено, что Администрацией Омского муниципального района были нарушены требования пунктов 5.1., 5.8., 5.10, 5.15. Санитарных правил и нормативов 1.2.2584-10. «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы». Вместе с тем, в силу пункта 1.2. указанных Санитарных правил и нормативов данные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки и технологическое оборудование, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье проживающего населения. В процессе своей деятельности Администрация Омского муниципального района пестициды и агрохимикаты не использует. Следует также учитывать, что полномочия органов местного самоуправления уровня муниципального района по решению вопросов местного значения закреплены в статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Перечень вопросов местного значения, установленный Законом о местном самоуправлении, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Вопросы организации хранения отходов пестицидов к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов согласно статье 15 Закона о местном самоуправлении не относятся. Более того, как следует из статьи 6 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако, по состоянию на данный момент органам местного самоуправления муниципального района государственные полномочия в сфере обращения с пестицидами не передавались. Таким образом, у Администрации Омского муниципального района отсутствуют правовые основания для исполнения мероприятий, указанных в обжалуемом предписании. По изложенным основаниям просит суд постановление мирового судьи судебного участка №23 Омского района Омской области от 21.11.2011 г. отменить.

В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области – Пономарева С.Д., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области – Копцева Е.А., действующая на основании доверенности, жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области не признала, полагала, что постановление о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Выслушав пояснения представителя Администрации Омского муниципального района Омской области, представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области, изучив материалы дела, суд не находит оснований для отмены постановления, считает, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Пункт 1.2 СанПиН 1.2.2584-10 предусматривает, что санитарно-эпидемиологические требования, связанные с хранением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов являются обязательными для исполнения юридическими лицами, эксплуатирующими производственные здания. Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми (п. 5.1 СанПиН).

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 209 ГК РФ).

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.11.2007 года нежилое помещение 1 П (склад), расположенный по адресу: ул. Школьная, д. 12, с. Петровка, Омский р-н Омской области принадлежит на праве собственности Омскому муниципальному району Омской области.

Как следует из материалов дела, в отношении Администрации Омского муниципального района Омской области Управлением Роспотребнадзора по Омской области была проведена внеплановая выездная проверка деятельности по адресу: Омская область, Омский район, с. Петровка, ул. Школьная, д. 12.

В ходе проверки установлено, что при хранении отходов пестицидов нарушена целостность тары, отходы хранятся в полуразрушенном складе, к которому не исключен доступ посторонних лиц. По результатм вышеуказанной проверки Администрации Омского муниципального района Омской области выдано предписание №3089 от 25.08.2011 г., в том числе обязывающее исключить доступ посторонних лиц к месту хранения рассыпанных пестицидов. В установленный срок (31.08.2011 г.), предписание в указанной части выполнено не было, в связи с чем в отношении Администрации ОМР Омской области составлен протокол об административном правонарушении от 06.09.2011 г., материалы дела переданы для рассмотрения мировому судье.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, деятельность Омского муниципального района Омской области регламентирована уставом, где в п.п. 13 п. 1 ст. 6 отмечено, что к вопросам местного значения относится, в т.ч. и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.п. 7.21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из Устава Омского муниципального района Омской области следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23).

При таких обстоятельствах суд полагает, что мировым судьей сделан обоснованный вывод о том, что предписание главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора об устранении нарушений санитарного законодательства является законным, поскольку оно выдано в рамках предоставленных ему полномочий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Поскольку установленные в ходе проверки нарушения могут повлечь причинение вреда окружающей среде, доводы жалобы о том, что Администрация Омского муниципального района в своей деятельности пестициды и агрохимикаты не использует, организация хранения отходов пестицидов не относится к полномочиям органов местного самоуправления мунвдипальных районов, не могут быть приняты во внимание.

Суд полагает, что в действиях Администрации Омского муниципального района Омской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – как невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. При назначении наказания правильно принято во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, учтены данные о лице, привлекаемом к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд находит постановление мирового судьи законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №23 Омского района Омской области от 21 ноября 2011 года о привлечении юридического лица – Администрации Омского муниципального района Омской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья                                            В.О. Соколов