12-87/2012, по жалобе Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области на постановление мирового судьи



Дело №12-87/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Соколова В.О.,

при секретаре Харченко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 июля 2012 года жалобу Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №21 в Омском районе Омской области мирового судьи судебного участка №23 в Омском районе Омской области от 15 июня 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области",

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №21 в Омском районе Омской области мирового судьи судебного участка №23 в Омском районе Омской области от 15.06.2012 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» в связи с малозначительностью прекращено, с вынесением устного замечания.

Заместитель начальника Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области Демеш О.Н. обратился с жалобой на постановление мирового судьи, в обоснование жалобы указав, что в силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствующих совершению административного правонарушения. Ссылка мирового судьи в постановлении на то, что обязанности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера учреждением исполняются с незначительными нарушениями, которые носят формальный характер в судебном заседании не подтвердилось. В судебном заседании установлено, что нарушения, выявленные надзорным органом фактически не устранены. Ссылка мирового судьи в постановлении на то, что выявленные нарушения после составления надзорным органом были фактически устранены, не является основанием для прекращения административного производства, так как на момент проверки состав административного правонарушения имеет своё место и по настоящее время. МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» не ведется работа по поддержанию готовности сил и средств к проведению иных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, укомплектованию и оснащению нештатного формирования. Звено по обслуживанию ЗС ГО (ПРУ) согласно нормам оснащения не обеспечивается комплектом измерителя дозы ИД-1 в количестве 1 штука, индивидуальным измерителем дозы ИД-11 в количестве 4 штук, индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8 в количестве 4 штук. Ссылка судьи на отсутствие нештатного формирования – звена по обслуживанию перечня нештатных формирований, не может является основанием для невыполнения приказа МЧС России. Организацией с января 2011 г. и по настоящее время не были предприняты меры по обучению заместителя председателя КЧС, членов КЧС, специалистов ДДС, руководителей нештатных формирований. С 2010 г. организацией не планировалась работа по обучению работников организации способам защиты от чрезвычайных ситуаций в специализированной организации. К административной ответственности юридическое лицо (правонарушитель) привлекается за то, что совершено, а не за то, что в последствии исправлено (будет исправлено). Организации в рамках возложенных на них законом полномочий, должны его выполнять. Считал, что деяния МКОУ «Первомайская СОШ» содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.6 КоАП РФ. На сегодняшний день, а также на момент рассмотрения дела юридическим лицом МКОУ «Первомайская СОШ» требование действующего законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера исполнено в полном объеме не было. На основании изложенного просил суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 15.06.2012 г. и направить материалы дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель начальника ОНД (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области Демеш О.Н., жалобу поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе, просил жалобу удовлетворить.

В судебном заседании представитель МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» - Пастухова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи. Полагала, что мировой судья правильно дал оценку действий МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» и с учетом норм действующего законодательства и права, обоснованно прекратил производство по делу в связи с малозначительностью, так как какой-либо вред общественным интересам в результате бездействия МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» причинено не было. Просила оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд не находит оснований для отмены судебного постановления, находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Установлено, что в ходе проведенной Территориальным отделом надзорной деятельности (Омского района) в период 02.04.2012 года по 25.04.2012 года внеплановой выездной проверки МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа ОМР Омской области» выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм правил по предупреждению аварий и катастроф на объекте социального назначения:

- Не укомплектована штатная численность личного состава формирований группы общественного порядка, противопожарного звена противогазами фильтрующими гражданскими типа ГП-7 и его модификации в количестве 8 штук. Звено по обслуживанию ЗС ГО не обеспечено противогазами ГП-7 в количестве 4 штук, респираторами в количестве 4 штук комплектом измерителя дозы ИД-1, индивидуальными измерителями дозы ИД-11 в количестве 4 шт., индивидуальным противохимическим пакетом ИПП-8 в количестве 4 штук, индивидуальным перевязочным пакетом в количестве 4 штук.

- Не создан в учреждении резерв материальных ресурсов (средства индивидуальной защиты) для ликвидации ЧС: противогазы, фильтрующие гражданские типа ГП-7 и его модификации в количестве 12 штук, респираторами в количестве 4 штук комплект измерителя дозы ИД-1, индивидуальными измерителями дозы ИД-11 в количестве 4 шт., индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 в количестве 4 штук, индивидуальный перевязочный пакет в количестве 4 штук.

- Не прошли обучение (в течение года со дня назначения на должность) в УМЦ или в иной организации имеющей соответствующую лицензию заместитель председателя КЧС, члены КЧС организации (Лапаева В.Н., Киндюшенко Л.А., Бульбакова Т.В., Рудюк Л.Г., Васькина О.А.). Не прошли обучение (повышение квалификации) в УМЦ или в иной организации имеющей соответствующую лицензию руководитель, специалисты ДДС организации, руководители нештатных формирований (Лапаева В.Н., Васькина О.А., Бульбакова Т.В., Рудюк Л.Г., Коркин В.В., Беляева Э.Б.).

По результатам проверки Территориальным отделом надзорной деятельности по Омскому району ГУ МЧС России по Омской области был составлен протокол № 5 от 20.04.2012 года в отношении МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения (п. 6 Постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года).

В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

В соответствии с ч. 1 ст.20.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Субъектом указанного административного правонарушения могут быть должностные и юридические лиц, не выполняющие предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании установлено, что в настоящий момент МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа ОМР Омской области" укомплектована штатная численность личного состава формирований группы общественного порядка, противопожарного звена противогазами, фильтрующими гражданскими типа ГП-7 и его модификации в количестве 8 штук, дополнительно приобретены противогазы в количестве 4 штук, респираторы в количестве 4 штук, индивидуальные перевязочные пакеты в количестве 4-х штук. В учреждении создан резерв материальных ресурсов (средства индивидуальной защиты) для ликвидации ЧС: противогазы, фильтрующие гражданские типа ГП-7 и его модификации в количестве 12 штук, респираторы в количестве 4 штук, индивидуальные перевязочные пакеты в количестве 4-х штук. Прошли обучение в УМЦ Лапаева В.Н. (08.06.2012 года получила удостоверение), согласно графику в период с 18.06.2012 года по 22.06.2012 года пройдет обучение Васькина О.А., с 03.09.2012 года по 07.09.2012 года - Киндюшенко Л.А., Рудюк Л.Г., с 01.10.2012 года по 05.10.2012 года Беляева Э.Б., с 15.10.2012 года по 19.10.2012 года Коркин В.В.

Анализируя представленные доказательства, суд соглашается с выводом мирового судьи о том, что причиной неукомплектования средствами индивидуальной защиты звена по обслуживанию ЗС ГО является отсутствие данного нештатного формирования в учреждении. При этом мировой судья обоснованно указал на то обстоятельство, что наличие данного звена в учреждении перечнем нештатных формирований образовательных учреждений Омской области не предусмотрено.

Доводы подателя жалобы - заместителя начальника ОНД (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области Демеш О.Н. о том, что перечень штатных формирований, указанных в перечне, не является исчерпывающим, поскольку приказом МЧС России №583 от 15.12.2002 г. предусмотрены вышеназванные нештатные формирования, суд полагает несобоснованными, так как перечень нештатных формирований был утвержден и согласован в установленном порядке, в том числе со стороны ГУ МЧС России по Омской области.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным является деяние, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда, и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 года № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Учитывая вышеназванные положения закона и обстоятельства дела, суд считает, что мировой судья правильно пришел к выводу о том, что в действиях МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, т.е. невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

При этом суд полагает, что мировой судья верно, с учетом характера совершенного правонарушения, действий лица, привлекаемого к административной ответственности и последствий совершенного правонарушения, которые не носят неустранимого характера, а также что выявленные нарушения устраняются в настоящее время, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность совершенного административного правонарушения, пришел к выводу о том, что правонарушение не причинило ущерба интересам государства, а, следовательно, не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Доводы жалобы о том, что меры к устранению выявленных нарушений МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» были приняты лишь после проведения проверки, не являются основанием для отмены постановления суда, принятого с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Оснований для отмены постановления мирового судьи в связи с представленным оригиналом паспорта противорадиационного укрытия в МКОУ «Первомайская СОШ ОМР Омской области» суд также не усматривает, поскольку в данном случае не произошло существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений.

При таких обстоятельствах, суд находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы Территориального отдела надзорной деятельности по Омскому району ГУ МЧС России по Омской области об отмене постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 -30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №21 в Омском районе Омской области мирового судьи судебного участка №23 в Омском районе Омской области от 15 июня 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "Первомайская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" в связи с малозначительностью, с вынесением устного замечания, оставить без изменения, а жалобу Территориального отдела надзорной деятельности по Омскому району ГУ МЧС России по Омской области - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья              В.О. Соколов