Решение по жалобе ТОНД ГУ МЧС России по Омской области на постановление мирового судьи с\у №21 в Омском районе о прекращении производства по делу об админитсративном правонарушении в отношении МКОУ `Девятирековская ОШ ОМР`



Дело №12-123/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Беспятова Н.Н.,

при секретаре Смирновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 19 сентября 2012 года жалобу Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском районе Омской области от 15 августа 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области",

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №21 в Омском районе Омской области от 15.08.2012 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении МКОУ «Девятирековская ООШ ОМР Омской области» прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель начальника Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области Демеш О.Н. обратился с жалобой на постановление мирового судьи, в обоснование жалобы указав, что в силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствующих совершению административного правонарушения. Доводы судьи о предоставлении нечитаемого плана ввода в эксплуатацию, ксерокопии паспорта ПРУ, а также не предоставления в суд оригиналов, о месте нахождения подлинников данных документов суду не сообщено считает незаконным, так как все документы были предоставлены в оригиналах, копии хорошо читаемы, оригиналы хранятся в ГУ ГОЧС Омской области по адресу: г. Омск ул. Тимуровский проем, 2, 3 этаж, о чем в судебных заседаниях было сообщено судье. Отделом надзорной деятельности (Омского района) предоставлена в оригинале выписка из журнала учета защитных сооружений (противорадиационных укрытий) Омской области по состоянию на 23.05.2012г. с указанием характеристик объекта, и присвоенным инвентарным номером № 756-56. Отделом надзорной деятельности (Омского района) предоставлена заверенная выписка из журнала учета защитных сооружений (противорадиационных укрытий) Омского района с указанием характеристик объекта, и присвоенным инвентарным номером 779-56, подписанный лицом, уполномоченным осуществлять функции ГО, ЧС в муниципальном районе. 20.08.12r. в адрес ОНД (Омского района) поступил из Администрации ОМР Омской области реестр противорадиационных укрытий, в котором числится МКОУ «Девятериковская ООШ». С доводами представителей МКОУ «Девятериковская ООШ» о не знаний требований к ПРУ, и отсутствия ПРУ в учреждении не согласен. Комитет по
образованию Омского района, МКОУ «Девятериковская ООШ» надлежаще извещались информационными письмами, с руководителем учреждения в апреле 2012г пр. проводилась консультация по вопросам ГОЧС. Отделом надзорной деятельности (Омского района) осуществлялось необходимое информирование в области ГОЧС. Согласно плана гражданской обороны МКОУ «Девятериковская ООШ» от 11.01.12г. раздел №1 подтверждено, что в результате применения противником оружия массового поражения на территории МКОУ «Девятериковская ООШ» может возникнуть сложная радиационная химическая и медицинская обстановка. Школа может оказаться в зонах радиактивного заражения. Согласно плана гражданской обороны МКОУ «Девятирековская ООШ» от 11.01.2012г. раздел N2, позиция «Б», раздел: 3 позиция «А», подтверждено, что организация приводит в готовность укрытие к приему укрываемых, с получением сигнала «Воздушная тревога» укрывает персонал и обучающихся в укрытие. Согласно плана гражданской обороны МКОУ «Девятериковская ООШ» от 11.01.2012. приложение, подтверждено, что организацией разработан план основных мероприятии при переводе ГО учреждения с мирного на военное положение, расчет на обеспечение средствами защиты, расчет на укрытие, расчет на дооборудование укрытия, планы приведения ГОГО в готовность и.т.д. План гражданской обороны согласован с отделом ГО, ЧС (Администрация Омского муниципального района), которые в свою очередь является учредителем учреждения, а также представителем органа местного самоуправления в вопросах ГО, ЧС Омского муниципального района). Данный факт подтверждает наличие ПРУ в МКОУ «Девятериковскан ООШ». Письмо главы Петровского сельского поселения от 13.08.12г. «О том, что представители МКОУ «Девятериковская ООШ» не входят в состав комиссии по ГЧС», считает незаконным, так как глава поселения Борчишин А.Б. в должности главы работает не продолжительное время с 2011 года и не знал о мероприятиях проводимых в 2006г. Кроме того в письме указаны вопросы участия комиссии по пожарной безопасности, а не вопросы ГОЧС. В судебном заседаниях установлена вина юридического лица, нарушения выявленные надзорным органом подтверждены документарно. Изложенные доводы подтверждают не принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер но соблюдению требований в области гражданской обороны. Вместе с тем заместитель начальника Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области не согласен с мировым судьей Омского района в позиции статьи 26.7 КоАП РФ. В ходе проведения проверки проводилась фиксация правонарушений. Составлен протокол осмотра помещений ПРУ, к протоколу прилагаются фотоматериалы (документы), указывающие на фактическое наличие в подвальном помещении (ПРУ), с установкой инженерного технического оборудования. Организации в рамках возложенных на них законом полномочий, должны его выполнять. При изложенных обстоятельствах деяния МКОУ «Девятирековской ООШ» содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.7 КоАП РФ. На сегодняшний день, а также на момент рассмотрения дела юридическим лицом МКОУ «Девятирековской ООШ» требования действующего законодательства в области гражданской обороны не исполнено. На основании изложенного просил постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель начальника ОНД (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области Демеш О.Н., жалобу поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе, суду пояснил, что школа знала о наличии укрытия еще задолго до начала проверки. Директор школы обращалась за консультацией по вопросам требований к ПРУ, ей были даны соответствующие консультации, в школу были направлены методические рекомендации. Также директору школы были предоставлены паспорт ПРУ и акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством убежища с. Девятириковка, однако копии данных документов она отказалась взять. Директором школы после получения консультации был выполнен ряд мероприятий, изданы распорядительные документы по вопросам эксплуатации ПРУ, однако не в полном объеме. Мероприятия, требующие финансовых затрат, выполнены не были. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании законный представитель МКОУ «Девятирековская ООШ ОМР Омской области» - Хусаинова А.С., являющаяся директором, возражала против удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи. Суду подтвердила факт того, что она действительно обращалась за консультацией по вопросам эксплуатации ПРУ, пояснила, что она издала ряд распорядительных документов по вопросам эксплуатации ПРУ, разрабатывала паспорт ПРУ, но не завершила до конца данную работу. Указала, что отсутствуют финансовые средства, необходимые для эксплуатации ПРУ, поддержания его в работоспособном состоянии. Полагала, что мировой судья правильно дал оценку действий МКОУ «Девятирековская ООШ ОМР Омской области» и с учетом норм действующего законодательства и права, обоснованно прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях МКОУ "Девятирековская ООШ ОМР Омской области" состава административного правонарушения. Просила оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

Установлено, что в ходе проведенной на основании распоряжения /ГО от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области плановой выездной проверки МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» выявлены нарушения специальных условий (правил), эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, а именно: -

учреждением, эксплуатирующим защитное сооружение ГО (далее ЗС ГО) противорадиационное укрытие не разработан паспорт (ПРУ), заверенный организацией эксплуатирующей ЗС и органом управления по делам ГО и ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органом технической инвентаризации.

Окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО (ПРУ) не соответствует предъявляемым требованиям (не окрашены воздуховоды внутри помещений в белый цвет, в зеленый- водопроводные трубы, баки запасы воды, в коричневый -трубы системы отопления).

В ЗС ГО отсутствует эксплуатационно-техническая документация: паспорт убежища (ПРУ), журнал проверки состояния ПРУ, сигналы оповещения ГО, план перевода ЗС ГО на режим ПРУ, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава звена по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения ЗС ГО, инструкции по ТБ при обслуживании оборудования, по использованию СИЗ, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования, правила пользования приборами, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений за медпомощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов. ПРУ не имеет обозначения. Аварийные безнапорные емкости для запаса питьевой воды отсутствуют. Не проводятся планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, плановое техническое обслуживание специального оборудования и технических систем. Маршруты движения к ЗС не обозначены указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время. Для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно не были подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки, трафареты знаков и указателей, расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей, не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним.

Системы жизнеобеспечения ЗС ГО (вентиляция, водоснабжение, канализация) не исправны.

Не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей.

Из протокола об административном правонарушении следует, что согласно паспорту противорадиационного укрытия №11, в МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» в подвальном помещении имеется противорадиационное укрытие. Согласно техническим характеристикам вместимость укрытия 285 человек, площадь 425 кв.м. Наличие в школе ПРУ подтверждается также планом ввода его в эксплуатацию. Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений Омской области ПРУ школы имеет инвентарный номер 779-56. В связи с изложенным МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» обязана выполнять требования закона по надлежащему содержанию ЗС ГО. Школой данная работа не проводилась. По изложенным основаниям в отношении МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ №3 от 20.04.2012 г.

Согласно ст. 19, 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия для воспитания детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.З ч.З ст. 32 вышеназванного закона).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее ФЗ № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года №1039 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно п. 1.2, 2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2003 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее Правила) требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3).

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п. 1.4).

В соответствии с п. 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления;

Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: Паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ). Сигналы оповещения гражданской обороны. План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ). План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. Инструкция по обслуживанию ДЭС. Инструкция по противопожарной безопасности. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ). Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью. Журнал учета работы ДЭС. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. Список телефонов.

Пунктом 6.2.1 Правил предусмотрено, что все убежища и ПРУ подлежат обозначению.

Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в убежище (ПРУ).

Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (п.3.2.21).

Пунктом 5.1.1 Правил закреплено, что техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.

В пункте 6.2.3 Правил указывается, что маршруты движения к защитным сооружениям обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п. 3.2.1 Правил).

Как следует из обжалуемого постановления от 15.08.2012 г., мировой судья пришел к выводу о том, что МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», не знало о том, что в подвальном помещении учреждения расположено противорадиационное укрытие. МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» не было проинформировано о необходимости принятия мер по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведению учета существующего объекта гражданской обороны. Кроме того, представителем Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области представлены только копии паспорта ПРУ, плана ввода в эксплуатацию ПРУ.

Из пояснений должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, пояснений законного представителя МКОУ "Девятирековская ООШ", учетной карточки консультации от 25.04.2012 г., копии реестра противорадиационных укрытий Омского муниципального района Омской области, где фигурирует с.Девятириковка СШ, письменных объяснений законного представителя МКОУ "Девятирековская ООШ" от 23.05.2012 г., данных в ходе проведения проверки, где директором школы указано, что документация по противорадиационному укрытию составляется и ведется, мероприятия, требующие финансовых вложений школа не может обеспечить в связи с отсутствием финансирования в данной области, следует, что руководитель МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», знала о том, что в подвальном помещении учреждения расположено противорадиационное укрытие, кроме того, имелась информация о необходимости принятия мер по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны.

Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что выводы мирового судьи об отсутствии в действиях МКОУ «Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, был сделан преждевременно и без надлежащего исследования материалов дела, в том числе, не принято во внимание наличие изложенных выше документов, подтверждающих факт нахождения в подвале здания МКОУ "Девятирековская ООШ ОМР Омской области" противорадиационного укрытия, в связи с чем оснований для признания постановления мирового судьи законным и обоснованным не имеется.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем, на момент рассмотрения судом жалобы срок привлечения МКОУ "Девятирековская ООШ" к административной ответственности истек, что, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, является основанием для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Указанный вывод суда основан на следующем.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Суд полагает, что в данном случае срок давности за допущенное правонарушение истек, поскольку факт совершения правонарушения установлен на основании протокола осмотра от 23.05.2012 г.

Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Таким образом, истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является безусловным условием, при наличии которого дело об административном правонарушении не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению.

При таких обстоятельствах, по истечении срока давности привлечения МКОУ "Девятирековская ООШ" к административной ответственности, оснований для отмены постановления мирового судьи от 15.08.2012 г. о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и направления дела на новое рассмотрение, а также о прекращении производства по делу по иным основаниям не имеется.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №21 в Омском районе Омской области от 15 августа 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области", оставить без изменения, а жалобу Территориального отдела надзорной деятельности по Омскому району ГУ МЧС России по Омской области - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья              Н.Н. Беспятова