Решение по делу № 2-385/10 об удовлетворении исковых требований



Дело № 2-2-385/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Ола 09 августа 2010г.

Ольский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В., при секретаре Левкович А.Б., с участием представителей истца и ответчика, рассмотрев в помещении Ольского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солововой Натальи Николаевны о признании права на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и права на перерегистрацию очередности для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, обязании администрации муниципального образования «Ольский район» перерегистрировать очередность для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

Соловова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Ольский район» о признании права на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и права на перерегистрацию очередности для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, как члена семьи заявителя, мотивировав заявленные требования доводами о том, что с 10.02.1998 года ее муж ФИО9 состоял в очереди по категории «инвалиды» на получение вышеуказанных социальных выплат. Она, являясь законной супругой ФИО9 и членом его семьи, также обладала правом на получение социальной выплаты, поскольку на момент постановки ее мужа на учет имела необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера. Однако, на момент постановки на учет ее мужа такое право по закону имел только один из членов семьи, в связи с чем с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты обратился ее муж ФИО9. 30.03.2010 года ее муж ФИО9 умер, в связи с чем она обратилась в администрацию муниципального образования «Ольский район» с заявлением о перерегистрации очередности на свое имя вместо мужа, в чем ей было отказано, ФИО9 в связи со смертью снят с учета вместе с ней. Полагая отказ в перерегистрации очередности вместо мужа на свое имя незаконным, просила признать за ней право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, признать за ней, как за членом семьи заявителя, право на перерегистрацию очередности для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с момента первоначальной постановки на учет ФИО9 в связи со смертью последнего, обязать администрацию муниципального образования «Ольский район» перерегистрировать очередность с ФИО9 на нее.

В судебное заседание Соловова Н.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны, в связи с чем, с учетом мнений представителей истца и ответчика, судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца Мисюра Л.Э. в судебном заседании, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении. Изменив предмет иска в соответствии с имеющимися у нее полномочиями, просит признать за истцом право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, признать за истцом, как за членом семьи заявителя, право на перерегистрацию очередности по категории очередности «работающие» для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с момента первоначальной постановки на учет ФИО9 в связи со смертью последнего, обязать администрацию муниципального образования «Ольский район» перерегистрировать очередность на Соловову Н.Н. с ФИО9 в связи со смертью последнего по категории очередности «работающие».

Представитель ответчика Попова В.Г. в судебном заседании иск не признала, сославшись на доводы отзыва на иск, из которого следует, что свои действия по снятию с учета ФИО9 в связи со смертью ответчик считает правомерными, указав при этом, что вопрос о перерегистрации очередности с одного члена семьи на другого в связи со смертью законодательством не урегулирован, в связи с чем в случае смерти гражданина, состоявшего на учете, членам его семьи приходится заново собирать все документы для регистрации и постановки на учет.

Выслушав представителей истца и ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается документами из учетного дела на имя ФИО9, последний с 08.06.1981 года был зарегистрирован в ..., ..., ..., ..., .... Согласно справке и.о. главы муниципального образования «Ольский район» ФИО4 от 22.04.2010 года № 01-15/1219 ФИО9 с 10.02.1998 года был поставлен в очередь на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды», и данное обстоятельство подтверждается копиями имеющихся и исследованных в судебном заседании документов учетного дела: заявлениями ФИО8, выпиской из карточки прописки ф. 6 и финансово-лицевого счета, его трудовой книжки, паспортов, справки об инвалидности, удостоверениями о назначении пенсии, справками о месте жительства ФИО8. Согласно имеющимся в его учетном деле копиям удостоверения и справки МСЭ-2004 № 3274138, ему соответственно с 10.04.2000 года назначена пенсия по старости, а 14.07.2005 года по общему заболеванию присвоена вторая группа инвалидности, жилья в других регионах страны семья не имела. В качестве члена семьи ФИО9 в документах учетного дела значится Соловова Н.Н., 27.06.1956 года рождения, брак между супругами зарегистрирован 06.04.1999 года, о чем в деле имеется копия свидетельства о заключении брака 1-ФК № 257185, актовая запись № 1.

Согласно свидетельству о смерти 1-ФК № 519883 от 01.04.2010г. ФИО9 30.03.2010 года умер, в связи с чем постановлением и.о. главы муниципального образования «Ольский район» от 16.04.2010г. № 118 он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Соответственно вместе с ним снята с учета его супруга Соловова Н.Н.

В заявлении о постановке ее на учет вместо супруга в связи со смертью последнего и по дате подачи им заявления муниципальным образованием «Ольский район» Солововой отказано.

Суд полагает, что данный отказ является необоснованным в силу следующих обстоятельств.

Согласно положениям Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675, острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требует реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. В результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» должны быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения. Целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, являются соответственно формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России и комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основные задачи Программы: создание условий для развития, в частности, жилищного сектора и приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающего комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи из 3 человек и более).

Как следует из раздела П Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера, имеют право на получение социальных выплат, то есть являются участниками упомянутой Подпрограммы, и главной целью этой Подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а основной задачей - финансовая поддержка указанных граждан путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также путем предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Подпрограммой предусмотрена возможность граждан приобретать на рынке жилья жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных и (или) заемных средств.

Приобретаемое жилье оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, то есть участника Подпрограммы.

Согласно ст. 9 действовавшего на момент постановки на учет ФИО9 Федерального закона № 116-ФЗ от 17.08.1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» очередность предоставления субсидий гражданам определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с распределением выделяемых на указанные цели денежных средств из федерального бюджета. Из ст. 5 данного Закона (о размере выделяемой субсидии) видно, что наряду с другими условиями минимальным стажем работы в районах Крайнего Севера, необходимым для получения субсидии, являлся стаж 10 лет.

Как установлено Положением о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации, выезжающим из Магаданской области, утвержденным постановлением губернатора Магаданской области от 05.11.1997 года № 297, право на получение упомянутой субсидии имеют граждане со стажем работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет (п. 2); в первую очередь предоставление субсидии предусмотрено, среди прочих, инвалидам (п. 4); принятие на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, предоставлено главам администрации района (города) (п. 6); органам местного самоуправления предписывалось формирование общей очереди, а также очередности внеочередников и первоочередников, нуждающихся в субсидиях, в соответствии с датой подачи заявления (п. 7); субсидия предоставляется на строительство или приобретение жилья по социальной норме площади жилья для семьи (п.п. 10 и 11).

25.07.2010г. принят ФЗ № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которому установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета обладаю граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ст. 1 ч. 1), однако, Постановлением Конституционного суда РФ от 24.05.2001 № 8-П данная норма признана не соответствующей Конституции РФ и указано, что право на получение субсидий распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при стаже работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет. Статьей 5 данного Закона установлено, что размер жилищной субсидии определяется, исходя из, в частности, социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи; очередность предоставления жилищной субсидии гражданам, а также порядок сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 10).

Во исполнение вышеназванного Закона губернатором Магаданской области постановлением от 17.08.1998 года № 185 утвержден Порядок реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в котором сохранена продолжительность 15-летнего стажа для лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии (п. 1); полномочия районных администраций по ведению учета упомянутых граждан, однако, при этом предусмотрено, что учету подлежит один представитель семьи, другие члены семьи не могут быть поставлены в ту же очередь на получение субсидии (п. 2); предусмотрены общая очередь, а также первоочередников с включением в нее инвалидов (п. 3); размер жилищной субсидии также поставлен в зависимость, среди прочих условий, от социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи (п. 8).

25.10.2001 года в Российской Федерации принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым, наряду с другими условиями установлено право граждан на получение субсидий при стаже работы не менее 15 лет (10 лет -в отношении состоящих на учете) (ст. 1); установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

- первая очередь - для выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ и по согласованию с Правительством РФ;

- вторая - граждане, признанные инвалидами 1 и П групп, инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- третья - пенсионеры;

- четвертая - безработные;

- пятая - работающие граждане с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 одним из критериев определения размера жилищной субсидии указан состав семьи, а на основании ст. 6 Закона условием выдачи государственного жилищного сертификата на получение жилищной субсидии в обмен на этот сертификат названо обязательство по передаче занимаемого получателем жилищной субсидии жилого помещения органам государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления за подписью всех совершеннолетних членов семьи (ст. 6).

Аналогичные требования в части очередности получения жилищных субсидий содержатся в п. 17 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879.

Помимо того, в приведенном Положении предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение вышеупомянутых социальных выплат, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (п. 20); граждане снимаются с учета, помимо прочего, в случае смерти гражданина, имеющего право на получение социальных выплат (п. 21 подп. «з»).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что они не конкретизируют состав участников граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья в других регионах страны, но по своему содержанию исключают возможность участия в получении социальной выплаты семей умерших граждан, на которых при жизни умерших, как на членов их семей, по существу распространялось действие этих норм.

Между тем, по мнению суда, смерть гражданина не должна признаваться событием, уменьшающим объем предоставляемой меры социальной поддержки, право на получение которой должно переходить семье умершего.

Следовательно, лишение члена семьи умершего гражданина, признававшегося участником Подпрограммы, возможности участвовать в ней является ограничением прав члена семьи названного участника по сравнению с тем, как они определены в Законе, а лишение члена семьи возможности участвовать в Подпрограмме, реализуемой в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, существенно снижает ранее достигнутый уровень защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности.

Таким образом, порядок обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, не позволяют гражданам, не допущенным к участию в действующей Подпрограмме, реально получить предоставляемую им федеральным законодательством меру социальной поддержки, что приводит к искажению существа установленной жилищной льготы.

Это противоречит нормам законодательства о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку установленные им гарантии обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий фактически не действуют при отсутствии надлежащего правового механизма их реализации.

Как видно из копии трудовой книжки Солововой Н.Н., она на момент постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера, ее мужа ФИО9 (10.02.2008г.), начала трудиться в районах Крайнего Севера с 21.07.1973 года.

Согласно консультации привлеченного к участию в деле специалиста ФИО6 истец Соловова Н.Н. по состоянию на 10.02.1998 года имела стаж работы в районах Крайнего Севера в количестве 17 лет 08 месяцев и 20 дней, то есть по продолжительности превышающий требуемый (15 лет) для получения жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Жилья в других районах Российской Федерации Солововы, как ранее, так и в настоящее время не имели и не имеют, что представителем ответчика не оспаривалось.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм законодательства и нормативных актов, наличия у Солововой необходимого стажа и отсутствия у нее жилья в других регионах России, а также с учетом того, что смерть ее супруга ФИО8 не должна ограничивать ее прав на получение социальной выплаты, суд находит требование истца о признании ее имеющей право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера подлежащим удовлетворению.

Поскольку же, как указано выше, социальные выплаты (денежные ссуды), осуществляемые из федерального бюджета, для выезжающих из районов Крайнего Севера имеют своей целью обеспечение в пределах, установленных законом, денежными средствами для приобретения или строительства жилья на территории Российской Федерации для всей семьи гражданина, состоящего на учете, а члены семьи в случае смерти этого гражданина в связи с указанным событием не должны утрачивать право на получение данной жилищной льготы, то, с учетом наличия у истца соответствующего стажа работы в районах Крайнего Севера и отсутствия жилья в других регионах страны на момент постановки ее супруга ФИО9 на учет, обоснованным и подлежащим удовлетворению суд считает также требование истца о признании за ней права на перерегистрацию очередности с момента первоначальной постановки на учет ФИО9 в связи со смертью последнего, но по категории очередности «работающие», а не «инвалиды», так как к данной категории граждан, имеющих право на социальную выплату в связи с переселением из районов Крайнего Севера, она не относится.

Соответственно, поскольку праву истца корреспондирует обязанность ответчика по перерегистрации очередности ФИО9 на истца по категории очередности «работающие», то подлежащим удовлетворению суд считает и требование об обязании ответчика - администрации муниципального образования «Ольский район» перерегистрировать очередность с ФИО9 в связи со смертью последнего на Соловову Н.Н. по категории очередности «работающие».

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Солововой Н.Н.

На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска ответчику в пользу истца следует присудить понесенные последней расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Солововой Наталье Николаевне иск о признании права на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и права на перерегистрацию очередности для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, обязании администрации муниципального образования «Ольский район» перерегистрировать очередность для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера удовлетворить.

Признать за Солововой Натальей Николаевной право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Признать за Солововой Натальей Николаевной, как членом семьи заявителя, право на перерегистрацию очередности для получения социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с момента первоначальной постановки на учет ФИО9, то есть с 10.02.1998 года, в связи с о смертью последнего по категории очередности «работающие».

Обязать администрацию муниципального образования «Ольский район» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу перерегистрировать очередность с ФИО9 на Соловову Наталью Николаевну по категории очередности «работающие».

Взыскать с администрации муниципального образования «Ольский район» в пользу Солововой Натальи Николаевны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 17 августа 2010 года, с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.

Судья Г.В.Карташова