Дело № 2-1346/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Сасова В.В.,
при секретаре Сенцовой Н.А.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Ольского района Цымбалова Д.В.,
представителя Собрания представителей МО «Ольский район» Ивченко В.В. действующей без доверенности ( председатель),
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ола 06 августа 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим пункта 1.6 и раздела 4 Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим пункт 1.6 и раздел 4 Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола» (далее Порядок), утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «пос. Ола» от 15.10.2007 за N 172, указав следующее.
Пунктом 1.6 указанного Порядка установлено, что Постановление Главы о создании, реорганизации и ликвидации МУП, МУ подлежит согласованию с Собранием представителей муниципального образования «поселок Ола», а раздел 4 данного порядка устанавливает сам порядок согласования.
В то же время согласно ст.ст. 34, 37 и 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Полномочия, подконтрольность и иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
В целях решения вопросов местного значения муниципального образования ст. 57 Устава МО «пос. Ола» Администрация как исполнительно-распорядительный орган наделена правом:
- выступления в качестве учредителя муниципальных учреждений, утверждение их уставов, внесения в них изменений и дополнений, решение вопросов их реорганизации и ликвидации, назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных учреждений, применение к ним мер дисциплинарной ответственности и поощрений. Решение иных вопросов, связанных с осуществлением названных полномочий;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.
Пунктом 1.4 Порядка установлено, учредителем муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения от имени муниципального образования «пос. Ола» является администрация муниципального образования «пос. Ола»
Статьей 5 Федерального закона от 03.11.2006 г. за № 176-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает, что решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Принимается местной администрацией муниципального образования.
Статьей 8 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что учредителем унитарного предприятия может выступать муниципальное образование. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Указанные положения федерального законодательства и Устава МО «пос. Ола», по мнению прокурора не закрепляют обязательность согласования решения о создании, реорганизации и ликвидации МУП, МУ с представительными органами местного самоуправления и в этой связи оспариваемые положения Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола» приняты с превышением полномочий, являются незаконными и подлежат приведение в соответствии с действующим законодательством, поскольку в соответствии ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления не должны противоречить нормативным правым актам имеющим большую юридическую силу.
Участвующий в судебном заседании прокурор Цымбалов Д.В. заявленные требования поддержал и просил признать противоречащим действующему законодательству и недействующим пункт 1.6 и раздел 4 Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «пос. Ола» от 15.10.2007 за N 172, и в обоснования своей позиции дал пояснения аналогичные сведениям, изложенным в заявлении, дополнив, что существование данных норм, является административным барьером, значительно осложняющим решение Администрацией МО «пос. Ола» вопросов местного значения.
Председатель Собрания представителей МО «пос. Ола» Ивченко В.В. оставила разрешение заявления прокурора на усмотрения суда пояснив, что она как депутат, считает, оспариваемые прокурором положения Порядка, по своей сути являются излишними, препятствующими оперативному решению администрацией МО «пос. Ола» вопросов местного значения. К тому же, исходя из существующих на момент рассмотрения заявления процедур, оспариваемые положения Порядка не препятствуют Администрации созданию МУП или МУ даже при отсутствии согласия Собранию представителей, а только значительно удлиняют этот процесс во времени, поскольку при недостижении согласия между Администрацией и Собранием представителей, окончательное решение все же остается за Администрацией района.
Установив необходимость согласования решения о создании муниципального унитарного предприятия и муниципального учреждения Собрание представителей по существу вмешивается в полномочия Администрации МО «пос. Ола» по решению возложенных на нее вопросов местного значения. К тому же Собрание представителей как коллегиальный орган фактически не отвечает за свои решения.
Вопрос об исключении оспариваемых п. 1.6 и раздела 4 из упомянутого Порядка обсуждался Собранием представителей по протесту прокурора, однако голоса депутатов разделились поровну, и в этой связи никакого решения принято не было.
Выслушав мнение прокурора и представителя Собрания представителей, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Аналогичные положения закреплены и в ст. ст. 25 (п. 6 ч. 1), 89 и 90 Устава МО «пос. Ола».
В соответствии с указанными положениями Собрание представителей МО «пос. Ола»
Решением № 172 от 15.10.2006 г. утвердило «Порядок принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола» из положений которого следует:
- Учредителем МУП и МУ от имени муниципального образования «пос. Ола» выступает Администрация МО «пос. Ола» ( п. 1.4);
- решение о создании, реорганизации и ликвидации МУП, МУ оформляется постановлением Главы МО «пос. Ола» ( п. 1.5);
- постановление Главы о создании, реорганизации и ликвидации МУП, МУ подлежит согласованию с Собранием представителей МО «пос. Ола» ( п. 1.6);
- процедура согласования постановления Главы о создании, реорганизации МУП, МУ состоят из внесения проекта на рассмотрения в Собрание представителей, исследование оснований и необходимости создания МУП и МУ, согласительных процедур в случае отсутствия согласия Собрания представителей (раздел 4).
Разрешая заявление прокурора, суд, не смотря на вышеизложенные положения закона и нормативных правовых актов МО «пос. Ола» приходит к выводу, что положения о необходимости согласования постановления Главы администрации МО «пос. Ола» приняты с превышением предоставленных Собранию представителей МО «пос. Ола» указанными Уставом и федеральными законами полномочий.
Так, исходя из положения ст. 24, 25 и 42 Устава МО «пос. Ола» Собрание представителей призвано:
- отражать и представлять интересы населения муниципального образования;
- осуществлять нормотворчество в соответствии со своими полномочиями, прописанными в федеральном и региональном законодательстве, а также в Уставе муниципального образования;
- контролировать исполнение принимаемых нормативных актов и в целом деятельность исполнительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 53 Устава МО «пос. Ола» и п. 1.1., раздела 2 Положения об Администрации МО «пос. Ола» Администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Предметом деятельности Администрации является осуществление исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования, отнесенных к ее компетенции в целях:
-обеспечения качественного и оперативного решения вопросов местного значения МО;
- комплексного социально-экономического развития МО;
-повышения уровня жизни жителей МО;
-обеспечения рационального расходования средств бюджета МО.
Согласно ст. 3.2.7, 3.2.8 и 3.2.10 упомянутого Положения, для достижения целей деятельности, Администрация полномочна владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом находящимся в муниципальной собственности МО, а так же выступать в качестве учредителя муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.
Таким образом, с учетом того, что на Администрации МО «пос. Ола» лежит обязанность качественно и оперативно решать вопросы местного значения, для чего она обладает правом самостоятельно определять способы их решения, в том числе и путем создания муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, суд приходит к выводу, что обязательность согласования решения о созданий данных предприятий и учреждений является вмешательством в деятельность Администрации и не входит в компетенцию Собрания представителей, исходя из целей создания и деятельности данного органа местного самоуправления.
Помимо этого, рассматривая во взаимосвязи положения пунктов 1.5 и 1.6 Порядка принятия решений связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола» о том, что решение о создании, реорганизации МУП, МУ оформляется постановлением Главы администрации и это постановление подлежит согласованию с Собранием представителей, суд приходит к выводу, что в данной ситуации идет не согласование принятия решения о создании МУП и МУ, а о согласование уже принятого решения, что так же указывает на то, что положения о согласовании в той форме, в которой они изложены в обжалуемых положениях Порядка, принято с превышением полномочий, а следовательно противоречит действующему ФЗ № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава МО «пос. Ола», которые в соответствии со ст. 7 ч. 4, ст. 43 ч. 2 ФЗ № 131-ФЗ имеют большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и при рассмотрения дела пришел к выводу, что имеются иные несоответствия положений Порядка действующему законодательству.
Так, в соответствии со ст. 44 ФЗ № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
А положениями ч. 2 ст. 8 и ч.ч. 1, 2 ст. 52 Устава МО «пос. Ола» установлено, что в муниципальном образовании установлены следующие виды муниципальных правовых актов: Устав, решения принятые на референдуме, решения Собрания представителей; постановления и распоряжения Администрации МО, распоряжения и постановления председателя Собрания представителей.
Как следует из положений обжалуемого Порядка, в п. 1.5, 1.6, 2.3, 3.1, 3.2 и разделе 4 указано, что по вопросам создания, реорганизации и ликвидации МУП и МУ выносятся Постановления Главы муниципального образования «пос. Ола», т.е. вида муниципального правового акта не определенного в Уставе МО «пос. Ола».
В связи с изложенным указанные положения Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола» так же противоречат изложенным выше положениям ФЗ № 131-ФЗ и Устава, что дает основания для их признания незаконными с момента принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Ольского района удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 1.6 и раздел 4 Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «пос. Ола» от 15.10.2007 за N 172, как предписывающие необходимость согласования решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, и устанавливающие порядок такого согласования, со дня его принятия.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункты 1.5, 1.6, 2.3, 3.1, 3.2 и раздел 4 Порядка принятия решений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных унитарных предприятий и учреждений муниципального образования «поселок Ола», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «пос. Ола» от 15.10.2007 за N 172, в части указания на необходимость издания постановления Главы администрации муниципального образования, со дня внесения изменений в Устав муниципального образования «пос. Ола».
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 13 августа 2010 г., с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.
Судья подпись В.В. Сасов
Копия верна:
Судья Ольского районного суда В.В.Сасов
Подлинник находится в Ольском районном суде Магаданской области в материалах дела № 2-1346/2010.