Дело № 2-2145/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 08 октября 2010 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Метляевой И.Г.,
с участием:
помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,
представителей муниципального образования «поселок Армань» Шахурдиной Т.И.,
действующей на основании доверенности от 10.03.2010 года,
Балабиной М.И.,
действующей на основании доверенности от 07.10.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 08 октября 2010 года заявление прокурора Ольского района Магаданской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «поселок Армань» о признании бездействия муниципального образования «Поселок Армань» по непринятию мер по устройству защитных противопожарных полос, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в пос. Радужный, незаконными, и возложении обязанности изготовить противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в пос. Радужный,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «поселок Армань» (далее МО «поселок Армань») с требованием о признании бездействия муниципального образования «Поселок Армань» незаконным, и возложении обязанности изготовить противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в пос. Радужный.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии со ст. 5 Закона Магаданской области от 28.12.2004 года № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» статусом сельского поселения в составе Ольского района наделено муниципальное образование «поселок Армань», включающее поселок Армань с прилегающей территорией сельских населенных пунктов Радужный и Янский. В нарушение правил, установленных Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, в пос. Радужный не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). Данный факт зафиксирован должностным лицом государственного пожарного надзора в акте проверки от 21.09.2010 года. На основании изложенного просил суд признать бездействие муниципального образования «Поселок Армань», незаконным, и возложить на муниципальное образование обязанность по изготовлению противопожарных полос в пос. Радужный в срок до 30 апреля 2010 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ольского района Магаданской области требования, изложенные в заявлении, поддержал, и уточнил, что в связи с допущенной технической ошибкой, просит установить срок исполнения не до 30.04.2010 года, а до 30.04.2011 года.
Представитель МО «поселок Армань» Шахурдина Т.И. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась и пояснила суду, что поселок Радужный, действительно входит в состав МО «поселок Армань». В данном поселке проводятся противопожарные мероприятия, а именно имеется гидрант, для подключения средств тушения пожара, с северной стороны поселка прорыта противопожарная полоса, с двух сторон от поселка имеются естественно образованные овраги, в которых не произрастают растения, жилая часть поселка отделена от прилегающей к ней части территории огородами (частными подсобными хозяйствами), а также двумя дорогами, одна из которых асфальтированная. Также поселок прилегает к территории радиостанции (РС-7), земли которой относятся к ведению федеральных органов и, следовательно, муниципальное образование не может производить работы на данной территории. В поселке имеются парковые насаждения, состоящие из лиственных деревьев, которые также являются средством противопожарной безопасности. Помимо этого просила принять во внимание суда, что п. 112 ППБ 01-03 требования по устройству защитных противопожарных полос предъявляются к населенным пунктам, расположенным в лесном массиве, тогда как поселок Радужный нерасположен в лесном массиве, так же как и не расположен в непосредственной близости к лесному массиву. На удалении от жилых и административных построек в пос. Радужный имеются отдельные строения, самовольно возведенные гражданами, в виде сараев и теплиц, которые со всех сторон окружены огородами либо пустырями. В отдельных местах, недалеко от указанных огородов, имеются деревья (листвиницы) и кустарник. Примерное расстояние от них до самовольно возведенных строений составляет 100 - 180 метров и они отделены от данных деревьев и кустарника открытыми пространствами (огородами). Учитывая приведенные доводы, полагает, что требования прокурора необоснованны, так как на имеющемся расстоянии опасность переброса огня в случае лесного пожара на жилые и административные строения в поселке практически исключается. Кроме того, исключен переброс огня на самовольно возведенные строения, к тому же на муниципальном образовании не лежит обязанность по организации противопожарных мероприятий в части обеспечения пожарной безопасности самовольных строений. В заявлении прокурора указано и о возможности пожаров торфяных залежей, которых ни на территории поселка, ни в ближайших окрестностях не имеется. Просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Представитель МО «поселок Армань» Балабина М.И. в судебном заседании также не согласилась с заявлением прокурора, поддержала доводы, изложенные Шахурдиной Т.И., и в дополнении пояснила, что по периметру всего поселка стоят линии электропередач (ЛЭП), где отсутствуют лесные насаждения, поэтому вывод, что пос. пос. Радужный расположен в лесном массиве, необоснован. В удовлетворении заявления прокурора просила отказать.
Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 52, 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах.
На основании п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее Правила) в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В силу п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что пос. Радужный, согласно п. 1 ст. 2 Устава МО «поселок Армань» входит в состав поселка Армань.
В соответствии с картографическим описанием границ муниципального образования «поселок Армань», приведенным в Приложении № 2 к Закону Магаданской области "О границах и статусе муниципальных образований Магаданской области" от 28.12.2004 N 511-ОЗ Поселок Радужный: граница поселка проходит от точки, расположенной в 207 м юго-западнее электроподстанции, в северо-восточном направлении мимо огородов, принадлежащих радиостанции N 7 Магаданской ОРТПЦ, в северо-восточном направлении по границе п. Радужный, в юго-восточном направлении и далее по границе п. Радужный до огородов, мимо огородов и карьера щебня до территории свинарника, мимо водокачки, в сторону электроподстанции, в северо-западном направлении до точки, расположенной в 207 м юго-западнее электроподстанции.
В акте проверки № 40, составленным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору С.С. Филоновым отмечено МО «поселок Армань» нарушены обязательные требования, а именно п. 112 ППБ 01-03 - в пос. Радужный МО «поселок Армань», расположенного в непосредственной близости к лесному массиву, не выполнены мероприятия исключающие возможность переброски огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных минерализованных противопожарных полос).
На основании данного акта проверки было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 32, которым МО «поселок Армань» предписывается в срок (апрель 2011 года) провести мероприятия исключающие возможность переброски огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных минерализованных противопожарных полос).
Но в соответствии со «Стандартом отрасли Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния. ОСТ-56-103-98» утвержденного приказом Рослесхоза от 24.02.1998 года № 38 (далее ОСТ 56-103-98) противопожарное устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос производится только в лесах.
Таким образом, обязательным требованием для проведения работ по устройству защитных полос обязательно только в населенных пунктах, расположенных в лесном массиве.
В ходе судебного заседания факт расположения пос. Радужный в лесном массиве (то есть окружение его со всех сторон лесом, близко примыкающим к зданиям и сооружениям в поселке) не нашли своего подтверждения.
Данный вывод подтверждается картографическим описанием границ пос. Радужный, из которого видно, что по периметру поселка располагается не лесная зона, а открытые пространства (огороды), имеется естественные (природные) барьеры продвижения огня (карьер щебня). А также подтверждается и иными материалами дела, то есть актом проверки № 40 от 21.09.2010 года (из которого следует, что поселок находится в близости от леса, но не в лесном массиве, а также не указано на каком расстоянии от леса) и актом общего осмотра пос. Радужный, Ольского района, Магаданской области от 07.10.2010 года, согласно которому поселок Радужный местами граничит с лесным массивом только в северо-западом и юго-восточном направлении.
В акте от 07.10.2010 года отмечено, что переброска огня возможна только на одноэтажные деревянные самостоятельные постройки (сараи, теплицы).
Однако принять этот вывод в качестве подтверждения возможности переброса огня на здания и сооружения пос. Радужный, суд не может, поскольку указанные строения (сараи и теплицы) не являющиеся строениями поселка (жилыми либо административно-хозяйственными), так как возведены самовольно жителями поселка. Данные строения имеют единичный характер, не соединены между собой, находятся на удалении друг от друга, а также ограждены друг от друга огородами и пустырями (то есть открытыми пространствами, по которым невозможно распространение лесного пожара). Данные выводы подтверждаются кадастровым планом пос. Радужный МГО - 01 - 01(2).
Кроме того, согласно пояснениям представителя МО «поселок Армань» Шахурдиной Т.И. расстояние от данных построек до леса составляет 100-180 метров. Не доверять данным пояснениям у суда не имеется оснований, поскольку Шахурдина Т.И. была одним из членом комиссии, выезжавшим на место 07.10.2010 года, а также потому, что данные пояснения соответствуют карте градостроительного зонирования п. Радужный, из которой видно, что территория, на которых расположены строения и сооружения в пос. Радужный напрямую не соприкасаются с лесным массивом.
Из кадастрового плана и карты градостроительного зонирования (п. Радужный) видно, что по периметру всего поселка проходят линии электропередач (ЛЭП) и автомобильные дороги, которые согласно ОСТ 56-103-98 (гл. 1) являются искусственными разрывами, позволяющими предотвращать распространения пожара.
Не может быть принят судом как доказательство бездействия МО «поселок Армань» по устройству защитных полос, протокол об административном правонарушении представленный прокурором, поскольку на момент рассмотрения дела суду не представлены сведения, что данный протокол рассмотрен в административном порядке, и МО «поселок Армань» привлечено к административной ответственности.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представителями МО «поселок Армань» пояснено, а прокурором подтверждено, что на данный протокол об административном правонарушении направлены возражения, поскольку при проведении выездной проверки инспектором были допущены нарушения ее проведения (территория пос. Радужный инспектором не осматривалась). Данные возражения были направлены в вышестоящий административный орган, с копиями для прокурора Ольского района и в суд. Однако на день рассмотрения дела ответ на возражения на протокол не были рассмотрены вышестоящим административным органом.
Таким образом, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения прокурора и представителей МО «поселок Армань», суд приходит к выводу, что требования прокурора Ольского района о признании бездействия МО «поселок Армань» незаконными и возложении обязанности по устройству противопожарных полос в пос. Радужный, удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, что пос. Радужный находится именно в лесном массиве и на него распространяются требования п. 112 Правил не имеется, как и не имеется доказательств о наличии торфяных залежей как в поселке Радужный, так и в его окрестностях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления прокурора Ольского района Магаданской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «поселок Армань» о признании бездействия муниципального образования «Поселок Армань» по непринятию мер по устройству защитных противопожарных полос, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в пос. Радужный, незаконными, и возложении обязанности изготовить противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, в пос. Радужный, отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения - 13 октября 2010 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.А. Стахорская