решение по делу № 2-2175/10 о признании бездействия незаконным



Дело № 2-2175/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 21 октября 2010 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Метляевой И.Г.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ольского района Магаданской области - Кобыщи А.В.,

представителя администрации муниципального образования «село Балаганное» - Мисюра Л.Э., действующей на основании доверенности от 21.01.2009 года № 17,

представителя администрации МО «Ольский район» Поповой В.Г., действующей на основании доверенности от 18.05.2010 года № 01-15/1418,

представителей ГУ МЧС России по Магаданской области - ФИО19, действующей на основании доверенности № 46 от 14.01.2010 года, и ФИО20, действующего на основании доверенности № 116 от 19.10.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 21 октября 2010 года заявление прокурора Ольского района Магаданской области, поданное в интересах муниципального образования «село Балаганное» Ольского района, неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «село Балаганное» к администрации муниципального образования «село Балаганное» о признании бездействия администрации муниципального образования «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» незаконным, понуждению администрации муниципального образования «село Балаганное» к проведению утилизации остатков мазута на территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «село Балаганное» Ольского района, неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «село Балаганное» к администрации муниципального образования «село Балаганное» о признании бездействия администрации муниципального образования «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное», не созданию финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «село Балаганное» незаконным, понуждению администрации муниципального образования «село Балаганное» к созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «село Балаганное», проведению утилизации остатков мазута на территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории муниципального образования «село Балаганное» установлен факт разлива остатков мазута из емкостей для хранения нефтепродуктов, общей площадью 30 кв.м., которые принадлежали ликвидированному МУП «ЖКХ «Арманское». Указывает, что поскольку емкости для хранения нефтепродуктов находятся на территории муниципального образования «село Балаганное», при ликвидации котельной глава данного муниципального образования должен был создать комиссию по приемке данной территории с составлением акта приемки, в котором должно быть отражено нахождение на принимаемой территории емкостей с остатками мазута, а также поставлен вопрос об его утилизации за счет ликвидируемого предприятия, чего сделано не было. Полагает, что указанные емкости в настоящее время являются бесхозными, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством обязанность по утилизации остатков мазута лежит на администрации МО «село Балаганное», которая не предприняла мер по их утилизации, в связи, с чем просит признать бездействие администрации незаконным и понудить к проведению утилизации указанных остатков мазута. Кроме того, указывает, что в нарушение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» администрацией МО «село Балаганное», несмотря на принятие постановления № 4 от 13.04.2009г. «О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО «село Балаганное», не созданы резервы материальных ресурсов, в связи, с чем просит признать бездействие администрации МО «село Балаганное» по не созданию резервов финансовых и материальных ресурсов незаконным и понудить администрацию к созданию резервов финансовых и материальных ресурсов.

Определением Ольского райсуда от 20.10.2010г. принят отказ прокурора от требований в части признания бездействия администрации муниципального образования «село Балаганное» по не созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «село балаганное» незаконным и понуждения администрации муниципального образования «село Балаганное» к созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «село Балаганное», в связи с тем, что представителем администрации муниципального образования «село Балаганное» представлены доказательства создания и наличия резерва материальных средств и резервного фонда, созданного в том числе и для целей по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «село Балаганное», и производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Ольского района Магаданской области просил признать бездействие администрации муниципального образования «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» незаконным, и обязать администрацию муниципального образования «село Балаганное» провести утилизацию остатков мазута с территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» своими средствами и способом, выбранным самостоятельно, в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом ссылался на доводы, изложенные в заявлении и, поясняя, что администрация МО «село Балаганное», в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязано заниматься вопросами местного значения поселения, к которым относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Представитель администрации муниципального образования «село Балаганное» Мисюра Л.Э. в судебном заседании с требованием прокурора не согласилась и пояснила суду, что на территории муниципального образования «село Балаганное» с 1999 года находятся 7 емкостей с остатками мазута, которые ранее принадлежали МУП «ЖКХ пос. Армань». Впоследствии данное предприятие было ликвидировано, однако в ходе ликвидации вопрос об откачке мазута решен не был, и емкости оставлены без присмотра. На протяжении десяти лет предполагалось, что указанные остатки мазута не пригодны для использования и находятся в твердом состоянии, однако в 2010 году неизвестными лицами была нарушена целостность задвижек на емкостях. От воздействия высокой температуры наружного воздуха мазут в емкостях разогрелся и стал подтекать. Площадь разлива составила 30 кв.м. В связи с тем, что администрация муниципального образования «село Балаганное» не обладает статусом, который позволил бы осуществлять работы по ликвидации разлива нефтепродуктов и по их обезвреживанию, администрация оповестила Администрацию Ольского района, Главное Управление МЧС России по Магаданской области, Управление Росприроднадзора и Губернатора Магаданской области о наличии чрезвычайной ситуации, и просила оказать содействие в утилизации мазута, а также приняла меры по устройству временных запоров на емкостях, в целях предотвращения дальнейшей утечки мазута. Однако участие органов государственной власти и администрации муниципального образования «Ольский район» ограничилось тем, что было проведено обследование разлива мазута и составлен акт. Никакие другие меры с их стороны приняты не были. Полагала, что действия по утилизации мазута должны быть произведены районной администрацией, поскольку в соответствии с уставом в полномочия муниципального образования «село Балаганное» входит лишь участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не их самостоятельная ликвидация. Просила учесть, что разлив мазута произошел на территории село Балаганное, которая находится не только на территории муниципального образования «село Балаганное», но и на территории муниципального образования «Ольский район», в состав которого в соответствии со статьей 5 Закона Магаданской области от 28.12.2004г. № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» входит муниципальное образование «село Балаганное». Ссылаясь на п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, полагала, что территория, на которой произошел разлив нефтепродуктов, находится в ведении муниципального образования «Ольский район». Также пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, разлившийся мазут относится к отходам, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с данным Законом отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, и, следовательно, находится вне компетенции поселения. Кроме того, разлившийся мазут относится также к категории горючих, а значит и опасных веществ, в связи, с чем деятельность по обращению с опасными отходами, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательства об опасных отходах, в том числе с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», который содержит ряд требований к обращению с опасными отходами, и адресует данные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателя, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, а не к органам местного самоуправления. Кроме того, считает, что прокурором Ольского района не представлены доказательства того, что был причинен ущерб жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, а также не представлены доказательства, что такой ущерб может быть причинен, поскольку нет прямых доказательств того, что объем мазута, находящийся в данных емкостях достаточен для того, чтобы вызвать чрезвычайную ситуацию локального или муниципального значения. Также обратила внимание суда на то, что при незаконности бездействия, либо о возложении обязанности совершить действие, необходимо указать статью закона, которая устанавливает для муниципалитета соответствующую обязанность, однако прокурором таковой нормы не приведено. С учетом приведенных доводов, считает, что в деятельности муниципального образования «село Балаганное» отсутствует бездействие, на которое указывает прокуратура, и в связи с этим просит в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Представитель администрации МО «Ольский район» полагала требования прокурора обоснованными и пояснила суду, что организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», отнесено к вопросам местного значения поселения. Для предотвращения ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера органы местного самоуправления поселений создают собственные аварийно-спасательные службы и (или) формирования. На этот орган (специалиста) возлагаются функции по реализации на территории муниципального образования единой государственной политики и по руководству деятельностью дислоцированных на территории муниципального образования органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и поисково-спасательных служб. Финансирование указанных мероприятий осуществляется из средств соответствующих местных бюджетов. Полагала, что поскольку емкости для хранения нефтепродуктов находятся на территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное», то и меры по утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной должно принимать МО «село Балаганное».

Представитель ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО20. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных Приказом МЧС России от 08.07.2004г. № 329, чрезвычайной ситуаций является авария с розливом нефти и нефтепродуктов в объеме 20 тонн и более. На территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» установлен факт розлива мазута, являющегося продуктом переработки нефти, общей площадью около 30 квадратных метров, в связи, с чем данный факт розлива мазута не является чрезвычайной ситуацией. Поэтому решение вопроса, как по ликвидации розлива, так и по утилизации мазута отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Магаданской области ФИО19 поддержала доводы, приведенные ФИО20

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 8 и 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994г. предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно статье 7 данного Закона, мероприятий, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В силу п.п. «а, д» ч. 2 ст. 11 того же Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. установлено, что постоянно действующими органами управления единой системы являются на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

В соответствии с критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных Приказом МЧС России от 08.07.2004г. № 329, чрезвычайной ситуацией является авария с розливом нефти и нефтепродуктов в объеме 20 тонн и более, а при попадании в водные объекты 5 тонн и более.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии уставом, Законом Магаданской области "О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области" от 28.12.2004 N 511-ОЗ муниципальное образование «село Балаганное» наделено статусом сельского поселения, и входит в состав муниципального образования «Ольский район».

В соответствии с уставом муниципального образования «Ольский район», муниципальное образование «Ольский район» наделено статусом муниципального района, территория муниципального образования включает в себя 7 сельских и 1 городское поселение, в том числе село Балаганное.

Пунктами 9 и 19 части 1 статьи 9 устава МО «село Балаганное», к вопросам местного значения муниципального образования «село Балаганное» отнесены участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно акту Главного Управления МЧС России по Магаданской области, в ходе осмотра емкостей, использовавшихся для хранения топочного мазута, использовавшегося для питания котельной на жидком топливе бывшего МУП ЖКХ «Арманское», установлено, что на территории бывшей котельной находится 7 емкостей объемом от 65 до 70 куб.м., в которых по предварительным подсчетам может находиться до 1,5 куб.м. мазута марки Ф-5 в каждой. Котельная ликвидирована в 2002 году. Вследствие повреждения запорных устройств одной из емкостей, произошел разлив остатков мазута общей площадью 30 кв.м. Угрозы попадания нефтепродуктов в систему водоснабжения нет.

Из акта комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации МО «село Балаганное» от 11.06.2010г. следует, что 11 июня 2010 года в ходе осмотра металлических емкостей для хранения нефтепродуктов, располагающихся на территории недействующей центральной котельной с. Балаганное было обнаружено отсутствие запорных устройств, через которые ранее обеспечивалась подача мазута. В емкостях находились мертвые остатки мазута - Ф-5, который под воздействием высоких температур пришел в жидкое состояние. Из-за неисправности запорных устройств мазут непрерывно подтекает на прилежащую территорию и впитывается в землю. Сведения о лицах, являющихся собственниками емкостей и хранящегося в них мазута, на которых лежит ответственность за отсутствие охраны емкостей и непринятие мер по утилизации мертвых остатков, не имеется.

По результатам рассмотрения акта, вышеупомянутой комиссией принято решение о необходимости направления в прокуратуру Ольского района, КУМИ муниципального образования «Ольский район» обращения в целях установления собственника емкостей, а также направлении в Администрацию муниципального образования «Ольский район» и Главное Управление МЧС России по Магаданской области обращений об оказании содействия в предотвращении возникновения чрезвычайной ситуации и экологического загрязнения окружающей среды, что отражено в протоколе комиссии № 1 от 11.06.2010г.

Согласно имеющимся в деле документам, и не оспаривалось в ходе судебного заседания участниками, указанные емкости принадлежали МП «ЖКХ пос. Армань», которое и осуществляло эксплуатацию бывшей котельной с. Балаганное.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и сообщением Арбитражного управляющего Монастырского В.М. установлено, что 21.06.1994г. было создано МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Армань», учредителем которого на момент внесения записи в ЕГРЮЛ, а именно на 23.12.2002г., являлась администрация Арманского округа г. Магадана. Решением Арбитражного суда Магаданской области МУП «ЖКХ пос. Армань» было признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него конкурсного производства. В конкурсную массу должника были включены две единицы транспортных средств, иного имущества ликвидационной комиссией конкурсному управляющему не передавалось. 19 января 2004 года в ЕГЮЛ внесена запись о прекращении деятельности данного юридического лица.

Как видно из представленных в судебное заседание представителем муниципального образования «село Балаганное» писем, администрацией муниципального образования «село Балаганное» направлялись обращения об оказании содействия в предотвращении возникновения чрезвычайной ситуации в ООО «Морская экологическая служба», начальнику Магаданского филиала Дальневосточного регионального поискового спасательного отряда, в департамент природных ресурсов, губернатору Магаданской области, главе муниципального образования «Ольский район», в комитет по управлению муниципальным имуществом Ольского района, Управление МЧС по Магаданской области, а также направлено обращение в Управление Росприроднадзора администрации Магаданской области, с просьбой определить места, в которых может быть осуществлено захоронение мазута.

Однако, как следует из пояснений представителя администрации МО «село Балаганное» ответы на данные обращения ими полученных не были.

Согласно письму ГУ МСЧ России по Магаданской области от 19.08.2010 года № 6823-3-2-2 происшествие в селе Балаганное не является чрезвычайной ситуацией, так как в соответствии с Критериями информации о чрезвычайных ситуациях, утвержденных приказом МСЧ России от 08.07.2004 года № 329, чрезвычайной ситуацией является разлив нефти и нефтепродуктов в объеме 20 тонн и более, а при попадании в водные объекты 5 тонн и более.

Таким образом, разлив мазута, произошедший на территории бывшей котельной села Балаганное, на день проведения проверки и рассмотрения дела не был признан в установленном законодательством РФ порядке чрезвычайной ситуацией, и оснований для такого признания нет.

Поэтому, ссылка прокурора на то, что администрацией МО «село Балаганное» не предприняты меры к ликвидации чрезвычайной ситуации вызванной разливом мазута, необоснованна и не может быть принята во внимание судом.

Утверждения прокурора, что администрацией в нарушение установленных законодательством РФ норм, не предпринимались меры (то есть имело место бездействие) к предупреждению возможному возникновению чрезвычайной ситуации также не могут быть приняты, поскольку работа по предупреждению к возможному возникновению чрезвычайных ситуаций в МО «село Балаганное» велась, а именно были созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводилось заседание комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «село Балаганное», направлялись обращения в различные структуры с просьбами принять меры к ликвидации как уже разлитого мазута, так и с целью отчистки территории об емкостей с нефтепродуктами.

Кроме того, суд приходит к выводу, что требования прокурора по признанию бездействия администрации МО «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной незаконным и понуждению ее к проведению утилизации остатков мазута на территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» необоснованны также и потому, что законодательством РФ утилизация промышленных отходов отнесена к компетенции муниципального района.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

То есть остатки мазута, хранящиеся в емкостях на территории бывшей котельной села Балаганное, являясь остатками сырья для работы котельной и, следовательно, относятся к отходам производства и потребления, но ни как к бытовым отходам, к которым отнесены отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу статьи 15 того же Закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Кроме того, статьей 12 устава МО «Ольский район», к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

То есть из приведенных выше норм видно, что утилизация промышленных отходов, к которым относятся и остатки мазута на территории бывшей котельной села Балаганное, не является компетенцией МО «село Балаганное».

Таким образом, исходя из исследованных доказательств, приведенных выше требований законов и иных нормативных актов, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ольского района о признании бездействия администрации МО «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной незаконными, и понуждению ее к проведению утилизации остатков данного мазута, удовлетворению не подлежит, поскольку не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, а также законодательством РФ утилизация остатков мазута не отнесена к вопросам местного значения, решаемым на уровне поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Ольского района Магаданской области, поданное в интересах муниципального образования «село Балаганное» Ольского района, неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «село Балаганное» к администрации муниципального образования «село Балаганное» о признании бездействия администрации муниципального образования «село Балаганное» по непринятию мер к утилизации остатков мазута с территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное» незаконным, понуждению администрации муниципального образования «село Балаганное» к проведению утилизации остатков мазута на территории бывшей котельной муниципального образования «село Балаганное», отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области, в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Судья О.А. Стахорская