Решение по делу № 2-2223/2010 по заявлению прокурора о возложении обязаности по изготовлению защитных противопожарных полос



Дело № 2-2223/10 17 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Метляевой И.Г.,

с участием:

помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,

главы муниципального образования «село Гадля» Артюхова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 17 декабря 2010 года исковое заявление прокурора Ольского района Магаданской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Гадля» о возложении обязанности по изготовлению защитных противопожарных полос, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенных по ул. Лесной с Гадля дома 14 и 16,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально прокурор Ольского района обратился в суд с исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «село Гадля» (далее МО «село Гадля») с требованием о возложении обязанности по изготовлению защитных противопожарных полос, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенные по ул. Лесной с. Гадля, дома 14 и 16 и установке средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Гадля до 01.04.2011 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии со ст. 5 Закона Магаданской области от 28.12.2004 года № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» статусом сельского поселения в составе Ольского района наделено муниципальное образование «Село Гадля». В нарушение правил, установленных Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О пожарной безопасности», п.п. 112, 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, в с. Гадля не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). Данный факт зафиксирован должностным лицом государственного пожарного надзора в акте проверки от 15.10.2010 года. На основании изложенного просил суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования «село Гадля» изготовить защитные противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенные по ул. Лесной с, Гадля, дома 14 и 16 и установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Гадля до 01.04.2011 года.

В связи с отказом помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В. от исковых требований в части установления средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в с. Гадля в срок до 01.04.2011 года, производство по делу в данной части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.

В ходе рассмотрения дела прокурор на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, однако уточнил требования в части сроков по изготовлению защитных противопожарных полос и просил установить срок до 01.08.2011 года.

Глава МО «Село Гадля» в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился и пояснил суду, что данный иск прокурора был подготовлен в соответствии с актом проверки от 15.10.2010 года и предписанием № 41/1/43, составленным отделением государственного пожарного надзора по Ольскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области. С данным актом он как вновь избранный глава МО «с. Гадля» ознакомлен не был, бывший руководитель администрации при передаче дел не поставила его в известность о проведении проверки органами пожарного надзора. Полагает, что данная ситуация сложилась из-за бездействия бывшего главы муниципального образования, и новая администрация ответственности за бездействие бывшей администрации нести не обязана. Кроме того, просил принять во внимание суда, что в районе домов 14 и 16 по ул. Лесной в с. Гадля действительно имеются несколько деревьев, однако они стоят на заболоченной местности и, следовательно, причин и возможностей проведения работ по изготовлению противопожарных полос не имеется.

Допрошенный 13.12.2010 года в судебном заседании свидетель ФИО6., являющийся главным государственным инспектором Ольского района Магаданской области по пожарному надзору, в судебном заседании показал, что лично проводил проверку с. Гадля на соответствие Правилам пожарной безопасности, визуально установил наличие лесного массива в районе домов 14 и 16 в с. Гадля Магаданской области, в связи, с чем вынес соответствующее предписание о проведении работ по изготовлению противопожарных полос в данном месте, поскольку считает, что их изготовление единственная возможность для защиты населения от возможных лесных пожаров.

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 52, 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; 2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

На основании п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее Правила) в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

В силу п. 112 Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Судом установлено и следует из материалов дела, что территория муниципального образования «село Гадля» согласно п. 2 ст. 3 Устава МО «Село Гадля» включает в себя один населенный пункт- село Гадля Ольского района Магаданской области, который является административным центом сельского поселения.

В соответствии с картографическим описанием границ муниципального образования «Село Гадля», приведенным в Приложении № 2 к Закону Магаданской области "О границах и статусе муниципальных образований Магаданской области" от 28.12.2004 N 511-ОЗ село Гадля : в северо-восточной части граница проходит по границе леса населенного пункта, далее выходит на ручей и вниз по ручью 1200 м до устья пересыхающего ручья, далее вверх по этому ручью до протоки р. Ола, далее вверх по протоке на север по границе пахотных земель до исходной точки.

В акте проверки № 43, составленным главным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору ФИО4 отмечено МО «Село Гадля» нарушены обязательные требования, а именно п. 112 ППБ 01-03 - в селе Гадля МО «Село Гадля», не выполнены мероприятия исключающие возможность переброски огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), расположенных по ул. Лесной с. Гадля, дома №№ 14 и16.

На основании данного акта проверки было выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 41/1/43, которым МО «Село Гадля» предписывается в срок (01.04. 2011 года) провести мероприятия исключающие возможность переброски огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос).

В соответствии со «Стандартом отрасли Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния. ОСТ-56-103-98» утвержденного приказом Рослесхоза от 24.02.1998 года № 38 (далее ОСТ 56-103-98) противопожарное устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос производится только в лесах.

Таким образом, обязательным требованием для проведения работ по устройству защитных полос обязательно только в населенных пунктах, расположенных в лесном массиве.

В ходе судебного заседания факт расположения села Гадля в лесном массиве (то есть окружение его со всех сторон лесом, близко примыкающим к зданиям и сооружениям в поселке) не нашли своего подтверждения.

Данный вывод подтверждается картографическим описанием границ села Гадля, из которого видно, что в северо-восточной части граница проходит по границе леса населенного пункта, далее выходит на ручей и вниз по ручью 1200 м до устья пересыхающего ручья, далее вверх по этому ручью до протоки р. Ола, далее вверх по протоке на север по границе пахотных земель до исходной точки, то есть по периметру поселка располагается не лесная зона, а открытые пространства (пахотные земли), имеются естественные (природные) барьеры продвижения огня (река, ручей, пахотные земли).

Также подтверждается сообщением начальника отдела Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов в Магаданской области (Территориальный отдел «Магаданское лесничество») от 16.12.2010 года, из которого видно, что дома №№ 14 и 16 по ул. Лесной в с. Гадля расположены вблизи лесного массива, но не прилегают к нему вплотную, ближайшие строения находятся на расстоянии 15 метров от стены (края) леса.

Согласно ОСТ 56-103-98 противопожарный разрыв (то есть противопожарная полоса, с требованием об изготовлении которой обратился прокурор) это специально созданный противопожарный барьер в виде просеки шириной 10 - 20 метров, как правило, с дорогой по нему или естественные безлесные территории, водные пространства в лесах.

Учитывая, что расстояние от указанных домов до лесного массива составляет 15 метров, а противопожарные полосы, согласно ОСТ 56-103-98 создаются шириной от 10 до 20 метров, суд не усматривается обоснованности требований прокурора о проведении специальных работ по изготовлению данных полос.

Таким образом, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения прокурора, главы МО «село Гадля» и свидетеля ФИО4 суд приходит к выводу, что требование прокурора Ольского района о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «село Гадля» изготовить защитные противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенные по ул. Лесной с. Гадля, дома 14 и 16 удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, что село Гадля находится именно в лесном массиве и на него распространяются требования п. 112 Правил не имеется, а также не представлены доказательства обоснованности данного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления прокурора Ольского района Магаданской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Село Гадля» о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «село Гадля» изготовить защитные противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, расположенные по ул. Лесной с. Гадля, дома 14 и 16, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.А. Стахорская