дело № 2-39/11 о взыскании неосновательного обогащения



Дело № 2-39/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

Пос. Ола                                  «12» января 2011 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Сасова В.В.,

при секретаре Сенцовой Н.А.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора Ольского района - Кобыща А.В. и истца Калашниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ола дело по заявлению прокурора Ольского района в защиту интересов Калашниковой Нины Валерьевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Тахтоямск-Энергия» о взыскании неосновательного обогащения в возмещение расходов за отопление и освещение

у с т а н о в и л:

Прокурор Ольского района Магаданской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Калашниковой Н.В. с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тахтоямск-Энергия» (ООО«Тахтоямск-Энергия») указав, что Калашникова Н.В. является педагогическим работником проживающим в сельской местности и в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», а так же Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1104-ОЗ) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» пользуется льготой на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением, в связи с чем она не должна оплачивать, а ответчик принимать от нее оплату за поставленные услуги. Однако, вопреки требованиям упомянутых законов ООО «Тахтоямск-Энергия» получило от Калашниковой Н.В. за оказанные в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. услуги по электроснабжению на освещение и отоплению занимаемого ею жилого помещения на суммы 8164 руб. 77 коп. и 37758 руб. 24 коп., соответственно, а всего на сумму 45923 руб. 01 коп., которую и просит взыскать с ответчика как неосновательно полученную.

Представитель надлежащим образом извещенного ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил.

С учетом мнения прокурора и истца, суд находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Участвующие в судебном заседании прокурор Кобыща А.В. и истец Калашникова Н.В., исковые требования поддержали по указанным в исковом заявлении основаниям и просили взыскать с ответчика в пользу истца 45923 руб. 01 коп., как неосновательно полученные в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. в возмещение расходов за освещение и отопление. При этом истица указала, что для освещения ею использовались лампы накаливания.

Выслушав прокурора и истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с пунктами "е", "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 5 Закона Магаданской области от 28.12.2004 года № 511-ОЗ (ред. от 06.08.2009) «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» установлено, что муниципальное образование «село Тахтоямск» входит в состав Ольского района и наделено статусом сельского поселения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" дополнен предложением следующего содержания: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 160 ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесений изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 года № 1011-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1104-ОЗ) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», действовавшим в период с 01.01.2009г. по 01.01.2010г., педагогические работники работающие и проживающие в сельской местности и совместно проживающие с ними члены их семей пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере:

- 100 процентов платы за освещение;

- 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится ежемесячно, за исключением возмещения расходов на поставку твердого топлива, которое производится в начале отопительного сезона.

Из анализа приведенного законодательства следует, что федеральное законодательство сохраняет предоставление педагогическим работникам льгот в виде бесплатного жилья с отоплением и освещением в натуральной форме, а субъектам Российской Федерации лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, которые в Магаданской области пользуются правом бесплатного получения услуг по отоплению и освещению от организаций, оказывающих эти услуги, поэтому действия этих организаций по взиманию платежей за указанные жилищно-коммунальные услуги являются неправомерными.

Согласно копии трудовой книжки, сведений ТП ФМС России по Магаданской области в Ольском районе, справок по начислению оплаты за жилье и коммунальные услуги, истица с 2004 г. по 01.09.2010 г. работала учителем в <данные изъяты> была зарегистрирована и проживала в период с 25.01.2005г. по 13.10.2010 г. в <адрес>., общей площадью 70,6 кв.м.

В связи с изложенным Калашникова Н.В. в исковом периоде пользовалась правом на получение услуг по отоплению и освещению в натуральной форме, т.е. бесплатно.

Согласно Уставу ООО «Тахтоямск-энергия» (п.п.1.2,1.10 и 2.2), общество является юридическим лицом, его местом нахождения является <адрес>. Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в числе других видов деятельности - производство и реализация населению тепловой и электрической энергии.

        Приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08.08.2008 года № 7-1/э «Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую ООО «Тахтоямск-Энергия» на 2009год», с 01.01.2009 года установлен тариф за электроэнергию в сумме 17 руб. 54 коп. за 1 кВт/ час. и на тепловую энергию в размере 8794 руб. 58 коп./Гкал.

Как видно из справок по начислению оплаты за жилье и коммунальные услуги ООО «Тахтоямск-энергия» от 10.07.2009г., 19.03.2009г., 16.09.2009 г., 19.04.2010г., и 20.05.2010г., Калашниковой за отопление жилого помещения по адресу: <адрес>. 38-а, <адрес>, с января по декабрь 2009 г. (включительно) оплачено ответчику 37758 руб. 24 коп.

Перечисленные требования законов и доказательства свидетельствует о том, что ответчик ООО «Тахтоямск-Энергия», обязанный предоставить Калашниковой, как педагогическому работнику, льготу в виде бесплатного отопления, в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 года, такую льготу в нарушение действующего законодательства ей не предоставил, и, получив от Калашниковой в указанный период денежные средства в виде оплаты за отопление в размере 37758 руб. 24 коп., без установленных законом оснований сберег свое имущество за счет Калашниковой в указанном размере, то есть неосновательно обогатился за счет истца.

Как видно из исковых требований Калашниковой и прокурора Ольского района и представленных ими доказательств (квитанций об оплате услуг), она просит взыскать в ее пользу понесенные ею расходы по оплате электроэнергии поставленной на освещение за указанный период в сумме 8164 руб. 77 коп.

В соответствии со «Строительными нормами и правилами 23-05-95», освещение - это искусственное и естественное освещение помещения, т.е. является одним из способов расходования поставляемой электрической энергии.

С учетом того, что учет поставленной ответчиком электроэнергии производился по имеющемуся у истца прибору учета, а методик по раздельному расчету каждой составляющей расхода электрической энергии в жилом помещении ( в том числе и на освещение) в судебное заседание ответчиком не предоставлено, то суд, считает необходимым произвести расчет сумм полагающихся на оплату электроэнергии потребляемую на освещение исходя из следующих Законов и нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда гражданские отношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Применение аналогии закона и аналогии права допускается и в соответствии со ст. 1 ч. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ст. 540 того же Кодекса). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения (ст. 541 ГК РФ).

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами.

Согласно «Правилам устройства электроустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года № 204 (глава 1.2., пункт 1.2.5), под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией.

        Размер оплаты за электроэнергию, в том числе и на освещение, на основании ст. 157 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

         Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

    Согласно Положению, утвержденному Постановлением администрации Магаданской области от 20.11.2006 года № 420-па (ред. от 25.06.2009 года), государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляет Департамент цен и тарифов администрации Магаданской области.

            Как следует из приведенного законодательства, в Российской Федерации и в Магаданской области законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы определения размера расходов на оплату внутриквартирного освещения при наличии приборов учета для целей абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не имеется, в связи с чем суд в конкретной ситуации считает возможным применить законодательство, регулирующее сходные отношения.

Так, в соответствии со ст. 424 ч. 3 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Согласно п. 21 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306, годовой расход электрической энергии на освещение (кВт\час) с учетом преимущественного использования ламп накаливания определяется по формуле (формула № 8):

Wосв. = S х Pуд. х Ki х Nмакс., где:

S - общая площадь 1-комн. квартиры (кв. м);

P уд. - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв.м общей площади квартиры (рекомендуемое значение - 15 Вт/кв. м, или 0,015 кВт/м);

Ki - коэффициент одновременного включения приборов освещения (рекомендуемое значение - 0,35);

Nмакс. - количество часов использования приборов освещения в год.

А поскольку в упомянутых «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» расчет по формуле № 8 приводится с учетом преимущественного использования ламп накаливания, и в этой формуле учитываются такие обстоятельства, как общая площадь квартиры, одновременное включение приборов освещения во всей квартире, максимальная продолжительность работы осветительных приборов, в ней имеются рекомендуемые значения удельной мощности приборов освещения и коэффициента одновременного включения приборов освещения, то с учетом этих обстоятельств суд полагает возможным использовать данную формулу и для определения количества электроэнергии, потребленной и оплаченной истцом на освещение.

При этом для жителей Ольского района максимальная продолжительность работы осветительных и силовых токоприемников при пользовании электроэнергией с учетом природных условий Крайнего Севера, установлена «Правилами пользования электрической энергией непромышленными потребителями», утвержденными решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета депутатов трудящихся от 09.10.1959 года № 412, которое в настоящее время не утратило силу, и в соответствии с таблицей № 1 Приложения № 2 к этим «Правилам», максимальная продолжительность работы приборов освещения составляет -

- в ноябре, декабре, январе, феврале-12 часов;

- в марте, апреле, сентябре, октябре- 8 часов;

- в мае, июне, июле и августе - 4 часа.

Решая вопрос о возможности применения данных норм о количестве часов использования приборов освещения, суд исходит из того, что нормы продолжительности работы осветительных приборов, приведенные в «Правилах пользования электрической энергией непромышленными потребителями» установлены с учетом природных условий Ольского района, которые не изменились со времени принятия вышеуказанного Постановления, и данное обстоятельство являются общеизвестным фактом, который в силу ст. 61 ч.1 ГПК РФ, в доказывании не нуждается. С учетом изложенного суд находит возможным применить указанные нормы при определении количества часов, в которые истец использовал приборы освещения в указанный в иске период.

Таким образом, суд считает, что исходя из «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и «Правил пользования электрической энергией непромышленными потребителями», количество электроэнергии, потребленной истцом и членами его семьи на освещение в период с января по декабрь ( включительно) 2009 г. составит:

70,6 кв. м х 0, 015 х 0, 35 х N, где N следует исчислить, исходя из вышеуказанных показателей максимальной продолжительности работы приборов освещения и среднего количества дней в месяце, составляющем 30 дней, следующим образом:

12 часов х 4 месяца (декабрь, январь, февраль, ноябрь) х 30дней= 1440 часов,

8 часов х 4 мес. ( март, апрель, сентябрь, октябрь) х 30 дней = 960 часов,

4 часа х 4 мес. (май, июнь, июль, август) х 30 дней = 480 часов.

Следовательно, общее количество часов использования истцом осветительных приборов в период с 01.01.09 г. по 31.12.09 г. составит:

1440+960+480= 2880 часов.

Тогда согласно вышеприведенной формуле, расход электрической энергии на освещение (кВт/час) с учетом преимущественного использования ламп накаливания в спорном периоде будет следующим:

70,6 х 0,015 х 0,35 х 2880 = 1067,47 кВт/час, где:

70,6 - общая площадь занимаемой истцом квартиры (кв. м);

0,015 - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв.м общей площади квартиры (кВт/кв. м);

0,35 - коэффициент одновременного включения приборов освещения;

2880 - максимальное количество часов использования приборов освещения в спорном периоде.

         Поскольку согласно приведенному расчету, количество электроэнергии, необходимой для освещения жилого помещения истца за 12 месяцев 2009 г. составляет 1067,47 кВт/ч, то исходя из тарифа, на этот период тарифа в размере 17 руб. 54 коп., стоимость указанного количества электроэнергии, составляет 18723 руб. 42 коп. (17 руб. 54 коп. х 1067,47 кВт/час.). А, принимая во внимание, что истицей на освещение в исковом периоде потреблено электроэнергии на сумму 8164 руб. 77 коп., которая оплачена ею в полном объеме, то получив от Калашниковой указанную сумму, ответчик без установленных законом оснований сберег часть своего имущества за счет Калашниковой, и неосновательно обогатился за счет истца.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Рассматриваемая ситуация не подпадает под действие ст. 1109 ГК РФ, поэтому, учитывая, что исковые требования за указанный период заявлены в сумме 45923 руб. 01 коп. (37758 руб. 24 коп.- оплата за отопление + 8164 руб. 77 коп.- оплата за освещение), они подлежат удовлетворению в полном объеме и указанная сумма подлежит взысканию с ООО «Тахтоямск-энергия» в пользу Калашниковой Н.В. как неосновательное обогащение.

Кроме того, суд считает, что в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Тахтоямск-Энергия» подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, исчисленным в соответствии с п. 3 ст. 333.19 НК РФ в размере 1577 руб. 69 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 и 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тахтоямск-Энергия» в пользу Калашниковой Нины Валерьевны неосновательное обогащение в сумме 45923 руб. 01 коп. в возмещение расходов за освещение и отопление за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009г.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тахтоямск-Энергия» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Ольский район» в сумме 1577 руб. 69 коп.

Копию решения направить ответчику, разъяснив, что согласно ст. 237 -238 ГПК РФ она вправе в 7-дневный срок со дня получения копии решения обратиться в райсуд с заявлением об отмене данного решения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                             В.В. Сасов