Именем Российской Федерации
Пос. Ола 28 апреля 2011 г.
Ольский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Сасова В.В.,
при секретаре Сенцовой Н.А.,
с участием прокурора - помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащим действующему законодательству положений ( частично) Устава муниципального образования «с. Тауйск»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольского района Магаданской области обратился с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими с 08 апреля 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава муниципального образования (далее МО) «село Тауйск» мотивируя свои требования следующим.
Решением Тауйского сельского совета муниципального образования «Тауйский сельсовет» 20 июня 2005 г. принят Устав данного муниципального образования, а 16.03.2009 г. решением Собрания представителей МО «село Тауйск» в ч. 2 ст. 50 Устава внесены изменения, которыми Главе муниципального образования, помимо гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным и областным законодательством, предоставлены следующие гарантии:
- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий (п. «г»);
- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления. Но наступивших в связи с исполнением полномочий ( п. «е»);
- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же в случаях роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;
- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона).
Упомянутые положения противоречат Трудовому кодексу РФ, в частности ст. 6, которой установлено, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации и установление каких либо гарантий муниципальным образованием выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления.
Помимо этого выплата денежного вознаграждения после освобождения от должности, выходит за рамки трудовых правоотношений и создает преимущества лицам, замещавшим должности главы муниципального образования.
Вопросы страхования урегулированы нормами Гражданского кодекса РФ ( в частности ст.ст. 3 и 927) и иными, принятыми в соответствии федеральными законами регулирующими гражданские правоотношения, а действующими на настоящее время указанными законодательными актами не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц замещающих муниципальные должности.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Заинтересованные лица - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Собрание представителей муниципального образования «село Тауйск», Глава муниципального образования «село Тауйск» о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу просило рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Глава муниципального образования «село Тауйск» просила рассмотреть дело в отсутствии представителя муниципального образования «село Тауйск».
Суд, с учетом надлежащего уведомления заинтересованных лиц, поступивших сведений и мнения прокурора нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии Главы муниципального образования «село Тауйск» и представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и Собрания представителей муниципального образования «село Тауйск».
Прокурор заявленные требовании поддержал в полном объеме по их существу дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с 08 апреля 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава муниципального образования «село Тауйск».
Из отзывов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (от 19.04.2011 г.) и Главы муниципального образования «село Тауйск» (от 22.04.2011 г.) следует, что данные заинтересованные лица согласны с требованиями прокурора в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим пункт «з» ч. 2 ст. 50 Устава МО «с. Тауйск». В удовлетворении требований о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими пунктов «г», «е» и «ж» ч. 2 ст. 50 Устава МО «с. Тауйск» просили отказать, поскольку они приняты на основании ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», т.е. в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и не противоречат ему.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган местного самоуправления в ходит в структуру органов местного самоуправления и обладает исключительной компетенцией по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Согласно ст.ст. 8, 24 и 25 Устава муниципального образования «село Тауйск» представительным органом данного муниципального образования является Собрание представителей, которое обладает исключительной компетенцией по принятию Устава муниципального образования «село Тауйск» и внесению в него изменений, а так же правом по принятию нормативных и иных правовых актов.
Как следует из 8.1 Регламента Собрания представителей от 30.12.2005 г. муниципальные акты о принятии Устава и поправок к нему принимаются в форме Решений.
Согласно Уставу муниципального образования «Тауйский сельсовет» (село Тауйск) и свидетельству о государственной регистрации, указанный устав принят решением № 11 от 20.06.2005 г., зарегистрирован в установленном порядке и опубликован в газете «Рассвет Севера» 16.12.2005 г.
Решением № 8 от 16.03.2009 г. Собрания представителей муниципального образования «село Тауйск» в упомянутый Устав, внесены изменения, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке, обнародованы (акт от 08.04.2009 г.) и вступили в действие с 08.04.2009 г.
Данным решением статья 50 Устава изложена в новой редакции и из ее частьи 2 следует, что депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (далее лица, замещающие муниципальные должности), мимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством предоставлены следующие гарантии:
п. «г» - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;
п. «е» - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;
п. «ж» - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же в случаях роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом;
п. «з» - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплат до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же в случаях роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 927 и 935 данного кодекса, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета ( обязательное государственное страхование).
Согласно положениям ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, именуемых в тексте Гражданского кодекса - законы.
Таким образом приведенные выше положения статей 3, 927 и 935 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что обязательное государственное страхование должно устанавливаться только федеральным законодательством.
Действующими в настоящее время федеральным законодательством, обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества лиц, замещающих муниципальные должности не предусмотрено, а право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что возможность предоставления гарантий связанных со страхованием здоровья и имущества депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (п. «г» и «е» ч. 2 ст. 50 Устава) установлена Уставом данного муниципального образования вопреки указанным выше положениям, т.е. с превышением компетенции органов местного самоуправления, а следовательно в нарушении действующего федерального законодательства и требования в части признания недействующими пунктов «г» и «е» Устава МО «село Тауйск» подлежат удовлетворению.
Замещение гражданами выборных должностей органов местного самоуправления является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства.
Как следует из ст. ст. 164, 165 ТК РФ, гарантии выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, а так же выплата им в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получали лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий данными статьями не предусмотрены.
В соответствии со ст. 172 ТК РФ, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Как следует из Устава муниципального образования «село Тауйск», оспариваемые положения приняты на основании Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местно самоуправления», которым для лиц замещающих муниципальные должности установлены гарантии, которые могут предусматриваться Уставом муниципального образования:
- в целях обеспечения условий для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий ( ст. 2);
- предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3 ч. 1).
А так же предоставлено право в Уставе муниципального образования предусматривать иные гарантии, помимо гарантий предусмотренных федеральным и областным законодательством ( ст. 3 ч. 2). В частности:
ж) выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом.
Как следует из приведенных положений, частью 2-й ст. 3 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» гарантия предусмотренные п. «ж» упомянутым законом как таковая не установлена, а органам местного самоуправления представлена только возможность предусмотреть данную гарантию в уставе Муниципального образования помимо гарантий предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Гарантия о возможности выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий 11.03.2011 г. исключена из Закона Магаданской области № 1061-ОЗ (законом № 1373-ОЗ).
Таким образом, гарантии предусмотренные п.п. «ж» и «з» упомянутым законом Магаданской области не установлены и в этой связи они приняты органом местного самоуправления с превышением своей компетенции, а следовательно противоречат действующему федеральному законодательству (положениям ст.ст. 164, 165 и 172 Трудового Кодекса Российской Федерации) поэтому требованная прокурора и в этой части подлежат удовлетворению.
Рассматривая позицию Управления министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и Главы муниципального образования «село Тауйск» основанную но положениях закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» суд не принимает ее во внимание, поскольку п. 5.1 федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность установления Уставами ( в соответствии с федеральными и областными законами) только статус лиц, замещающих муниципальные должности органов местного самоуправления и гарантии осуществления ими своих полномочий, а как следует из ст. 2 и 3 закона Магаданской области № 1061-ОЗ оспоренные гарантии не направлены на осуществление упомянутыми лицами своих полномочий, не определяют их статус и в этой связи не могли служить основаниями для принятия оспоренных гарантий в Устав муниципального образования «село Тауйск».
Согласно сообщению Главы администрации муниципального образования «Село Тауйск», по указанным гарантиям бывшему главе данного муниципального образования ФИО1. в 2008-2009 - м годах в связи с неизбранием, выплачивалось денежное вознаграждение до устройства на новое место работы.
Принимая во внимание, что оспариваемые гарантии были уже реализованы, то требования прокурора Ольского района о признании п. «г», «е», «ж» и «з» ч. 2 ст. 50 Устава муниципального образования «Село Тауйск» с 08.04.2009 г. не могут быть удовлетворены в этой части.
Суд считает, что в данном случае указанные положения Устава должны быть признаны противоречащими действующему федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные прокурором требования удовлетворить частично.
Признать противоречащими действующему (федеральному) законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты «г», «е», «ж» и «з» части 2 ст. 50 Устава муниципального образования «село Тауйск».
В удовлетворении требования о признании противоречащими действующему законодательству указанных положений Устава муниципального образования «село Тауйск» с 08 апреля 2009 г. отказать.
Опубликовать сообщение о решении суда в средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 04 мая 2011 г., с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья В.В. Сасов