решение по делу № 2-567/11 о признании противоречащими отдельных положений устава муниципального образования



Дело № 2-567/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Ола 25 апреля 2011 г.

Ольский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Сасова В.В.,

при секретаре Сенцовой Н.А.,

с участием прокурора - помощника прокурора Ольского района Магаданской области Петухова Д.В.,

представителя заинтересованного лица - Бударина А.А., действующего по доверенности от 11.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области о признании противоречащим действующему законодательству положений ( частично) Устава муниципального образования «с. Ямск»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольского района Магаданской области обратился с заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими с 23 сентября 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 7 ст. 33 Устава муниципального образования (далее МО) «село Ямск» мотивируя свои требования следующим.

Решениями Схода граждан муниципального образования «село Ямск» 24 августа 2005 г. принят Устав данного муниципального образования, а 14.08.2009 г. в ст. 33 Устава внесены изменения, частично противоречащие действующему законодательству.

Так, согласно ч. 7 ст. 33 внесенных изменений Главе муниципального образования (с. Ямск), помимо гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным и областным законодательством, предоставлены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий ( п. «г»);

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий ( п. «е»);

- выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в размере, установленном решением схода граждан (п. «ж»).

Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке установленном Решением схода граждан;

Упомянутые положения противоречат Трудовому кодексу РФ, в частности ст. 6, которой установлено, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации и установление каких либо гарантий выходит за пределы полномочий муниципального образования.

Помимо этого выплата денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за рамки трудовых правоотношений и создает преимущества лицам, замещавшим должности главы муниципального образования.

Вопросы страхования урегулированы нормами Гражданского кодекса РФ ( в частности ст.ст. 3 и 927) и иными, принятыми в соответствии федеральными законами регулирующими гражданские правоотношения, а действующими на настоящее время указанными законодательными актами не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебное заседания не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, отзывом от 19.04.2011 г. просил рассмотреть дело в его отсутствии и удовлетворить требования прокурора в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим пункт «з» ч. 7 ст. 33 Устава МО «с. Ямск», а в удовлетворении требований о признании противоречащими действующему законодательству и недействующими пунктов «г», «е» и «ж» ч. 7 ст. 33 Устава МО «с. Ямск» отказать, поскольку данные положения приняты на основании ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», т.е. в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и не противоречат ему.

Суд, с учетом надлежащего уведомления заинтересованного лица, мнения прокурора и представителя администрации МО «с. Ямск» нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

Прокурор Петухов Д.А. в судебном заседании заявленные требовании поддержал в полном объеме по их существу дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с 23 сентября 2009 г. пункты «г», «е», «ж» и «з» ч. 7 ст. 33 Устава муниципального образования «село Ямск», дополнив, что п. «з» ч. 7 ст. 33 оспоренного Устава предоставляет Главе МО «село Ямск» гарантию в виде возможности получение выплат в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплат до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке установленном Решением схода граждан.

Представитель администрации муниципального образования «село Ямск» заявленные прокурором требования признал в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителя администрации МО «село Ямск», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. А согласно ч. 10 ст. 35 данного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Положения в части полномочий схода граждан по принятию Устава и внесению изменений в него содержатся и в ст. 24 Устава муниципального образования «село Ямск», которой установлено, что решения по Уставу муниципального образования (принятие, внесение в него изменений) принимаются большинством в 2/3 голосов.

Согласно протоколу № 4 и решению № 4 общего схода жителей с. Ямск от 24 августа 2005 г. на сходе единогласно принят Устав муниципального образования с. Ямск (присутствовало 50 жителей обладающих избирательным правом из 99). Устав зарегистрирован в Управлении министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и обнародован путем опубликования в газете «Рассвет Севера».

Как следует из протокола и решения (№ 104) схода жителей муниципального образования «с. Ямск» от 14 августа 2009 г., в Устав муниципального образования «с. Ямск» внесены изменения, в том числе статья 33 дополнена ч. 7, которой помимо гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным и областным законодательством, главе муниципального образования предоставлены следующие гарантии:

п. «г» - страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий;

п. «е» - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий;

п. «ж» - выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в размере, установленном решением схода граждан.

Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке установленном Решением схода граждан;

п. «з» - выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Данная выплата предоставляется лицу, замещавшему должность Главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке установленном Решением схода граждан.

Указанные изменения приняты единогласно всеми присутствующими на сходе жителями, обладающими избирательным правом (51 чел.), зарегистрировано в Управлении министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и обнародованы (согласно акту обнародования) 23 сентября 2009г. путем размещения в общественных местах.

Как следует из ст. 27 Устава МО «село Ямск» Глава данного муниципального образования является высшим выборным должностным лицом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Вопросы страхования относятся к сфере гражданско-правового регулирования Главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 927 и 935 данного кодекса, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета ( обязательное государственное страхование).

Согласно положениям ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, именуемых в тексте Гражданского кодекса - законы.

Таким образом, приведенные выше положения статей 3, 927 и 935 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что обязательное государственное страхование должно устанавливаться только федеральным законодательством.

Действующими в настоящее время федеральным законодательством, обязательного государственного страхования жизни и здоровья и имущества лиц, замещающих выборные должности органов местного самоуправления не предусмотрено, а право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, субъектам Российской Федерации не предоставлено.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что гарантии связанные со страхованием здоровья и имущества Главы муниципального образования «село Ямск» ( п. «г» и «е» ч. 7 ст. 33) установлена Уставом данного муниципального образования с превышением компетенции органов местного самоуправления, а следовательно в нарушении действующего федерального законодательства и требования в этой части подлежат удовлетворению.

Замещение гражданами выборных должностей органов местного самоуправления является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства.

Как следует из ст. ст. 164 и 165 ТК РФ, гарантии выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица, а так же выплата ему в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( п. «ж» и «з» Устава) данными статьями не предусмотрены.

В соответствии со ст. 172 ТК РФ, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Как следует из Устава муниципального образования «село Ямск», оспариваемые положения приняты на основании Закона Магаданской области от 24.11.2008 г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местно самоуправления», которым для выборных должностных лиц местного самоуправления установлены гарантии, которые могут предусматриваться Уставом муниципального образования:

- в целях обеспечения условий для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий ( ст. 2);

- предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3 ч. 1).

А так же предоставлено право в Уставе муниципального образования предусматривать иные гарантии, помимо гарантий предусмотренных федеральным и областным законодательством ( ст. 3 ч. 2). В частности:

ж) выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом.

Как следует из приведенных положений, частью 2-й ст. 3 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» гарантия предусмотренная п. «ж» упомянутым законом как таковая не установлена, а органам местного самоуправления представлена только возможность предусмотреть данную гарантию в уставе муниципального образования помимо гарантий предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Гарантия о возможности выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее должность главы муниципального образования, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий 11.03.2011 г. исключена из Закона Магаданской области № 1061-ОЗ (законом № 13073-ОЗ).

Таким образом, гарантии предусмотренные п.п. «ж» и «з» упомянутым законом Магаданской области не установлены и в этой связи они приняты органом местного самоуправления с превышением своей компетенции, а следовательно противоречат действующему федеральному законодательству ( положениям ст.ст. 164, 165 и 172 ТК РФ), поэтому требованная прокурора и в этой части подлежат удовлетворению.

Рассматривая позицию Управления министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, основанную на положениях закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», суд не принимает ее во внимание, поскольку п. 5.1 федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность установления Уставами ( в соответствии с федеральными и областными законами) только статус выборного должностного лица органа местного самоуправления и гарантии осуществления ими своих полномочий, а как следует из ст. 2 и 3 закона Магаданской области № 1061-ОЗ оспоренные гарантии не направлены на осуществление выборным должностным лицом своих полномочий, не определяют его статус, и в этой связи не могли служить основаниями для принятия оспоренных гарантий в Устав муниципального образования «село Ямск».

Согласно сообщению представителя администрации муниципального образования «Село Ямск», оспоренные гарантии муниципальным образованием применялись и на их основании бывшей главе данного муниципального образования были начислены и выплачены в 2010 г. 154907 руб. 16 коп. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание начислениями гарантийных выплат в ноябре и декабре 2010 г., расходными кассовыми ордерами № № 245 и 246 от 10.12.2010 г. и № 272 от 27.12.2010 г.

Принимая во внимание, что оспариваемые гарантии были уже реализованы, то требования прокурора Ольского района о признании п. «г», «е», «ж» и «з» ч. 7 ст. 33 Устава муниципального образования «Село Ямск» с 23.09.2009 г. не могут быть удовлетворены в этой части.

Суд считает, что в данном случае указанные положения Устава должны быть признаны противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные прокурором требования удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты «г», «е», «ж» и «з» части 7 ст. 33 Устава муниципального образования «село Ямск».

В удовлетворении требования о признании противоречащими действующему законодательству и недействительными пункты «г», «е», «ж» и «з» части 7 ст. 33 Устава муниципального образования «село Ямск» с 23 сентября 2009 г. отказать.

Опубликовать сообщение о решении суда в средствах массовой информации.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения, т.е. с 04 мая 2011 г., с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья В.В. Сасов