Дело № 2-550/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 28 апреля 2011 года
Ольский районный суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В.,
при секретаре Левкович А.Б., с участием истца и его представителя, представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску Ончуковой Фаины Васильевны к администрации муниципального образования «село Гадля» об обязании возобновить выплату ежемесячного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы,
У С Т А Н О В И Л:
Ончукова Ф.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «село Гадля» (далее - МО «село Гадля) об обязании возобновить выплату ежемесячного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы, мотивировав заявленное требование доводами о том, что она до 21.10.2010 года являлась главой МО «село Гадля», и ей на основании ст. 6 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ от 24.11.2008г., Устава названного муниципального образования была установлена гарантия в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы. 16.03.2011г. ею получена копия распоряжения от 10.03.2011г. № 23-лс, которым отменен подпункт 2 пункта 2 распоряжения № 85-лс в части выплаты указанного денежного вознаграждения с 01.02.2011г. Полагая, что данное распоряжение противоречит вышеприведенному Закону Магаданской области, ст. 50 Устава, решению Собрания представителей МО «село Гадля» от 26.06.2009г. № 146, просит обязать ответчика возобновить с 01.02.2011г. выплату вышеупомянутого вознаграждения.
В судебном заседании истец представила заявление о возмещении ей судебных расходов, понесенных на оплату услуг представителя, которое судом разрешено путем вынесения отдельного определения.
По основному требованию истец и ее представитель Серебренников М.В. настаивали на иске, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца, кроме того, сослался на ст.ст. 5 и 6, 12, 16 Трудового кодекса РФ, а также на ст. 3 п. 2 подпункт «з» Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», а также на Закон Магаданской области № 1373-ОЗ от 11.03.2011г., которым отмеченный подпункт «з» п. 2 ст. 3 Закона № 1061-ОЗ (о гарантии в виде выплаты спорного вознаграждения) был признан утратившим силу с 26.03.2011 года, а норма Устава МО «село Гадля», предусматривающая выплату спорного вознаграждения, отменена с 25.02.2011г., то есть после назначенного истцу вознаграждения, часть которого ей была уже выплачена. Пояснил, что приведенные нормы законов и Устава свидетельствуют о том, что трудовая деятельность истца в должности главы муниципального образования регулировалась трудовым законодательством. Спорное денежное вознаграждение ей было назначено в период действия норм Закона № 1061-ОЗ и Устава МО «село Гадля», предусматривавших его выплату, закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Ни в Законе № 1061-ОЗ, ни в решении МО «село Гадля», исключившего норму Устава о выплате спорного вознаграждения не сказано, что это исключение распространяется на ранее возникшие отношения.
Представитель ответчика Логинова Л.И. в судебном заседании просила в иске отказать. Повторила доводы отзыва на иск, согласно которому ответчик, не отрицая внесения изменений в Закон Магаданской области № 1061-ОЗ и в Устав МО «село Гадля» в части, касающейся выплаты спорного вознаграждения, полагает, что установление рассматриваемой гарантии относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации. Данным Кодексом предоставление гарантий работникам предусмотрено только в период исполнения ими трудовых обязанностей (ст.ст. 164, 165 ТК РФ). В данном же случае речь идет о выплате денежного вознаграждения после освобождения от должности, что создает преимущества истцу и выходит за пределы полномочий муниципального образования. Со ссылкой на ст. 83 ч. 1 Бюджетного кодекса РФ, писем Департамента финансов от 07.12.2010г. № 04/2714 и 23.12.2010г., предусматривающих соответственно в составе нормативов формирования расходов выплату спорного вознаграждения, а затем исключение этой выплаты, Устава МО «село Гадля», где с 25.02.2011 года в связи с внесенными изменениями отсутствует норма, позволяющая производить выплату спорного вознаграждения, полагают требование истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В дополнение к изложенному представитель ответчика Логинова Л.И. в суде утверждала, что распоряжение, на основании которого Ончуковой производилась выплата спорного вознаграждения, вынесенное и подписанное ею, как главой муниципального образования. По этой причине оно не соответствует форме распоряжений такого рода, так как издано на бланке главы МО «Село Гадля», а не от имени администрации, что противоречит ст. 43 ч. 6 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. ФЗ № 281-ФЗ от 25.12.2008г.).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец Ончукова с 01.06.2005г. вступила в должность главы МО «село Гадля», что подтверждается распоряжением № 1 от указанной даты и записями в ее трудовой книжке.
Распоряжением главы МО «село Гадля» от 21.10.2010г. № 85-лс, подписанным Ончуковой, ее полномочия в должности главы МО «село Гадля» прекращены с упомянутой даты в связи с прекращением срока полномочий согласно ч. 3 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1). Данным распоряжением Онучковой предоставлены гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере двух должностных окладов с начислением районного коэффициента и надбавок (подпункт 1), выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения (подпункт 2).
Распоряжением главы администрации МО «село Гадля» ФИО1 от 10.03.2011г. подпункт 2 пункта 2 распоряжения от 21.10.2010г. № 85-лс в части выплаты в течение одного назначенного денежного вознаграждения отменен с 01.02.2011г. (п. 1). Пунктом 2 распоряжения предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.02.2011г.
Данное распоряжение, как указано в его вводной части, издано в соответствии со ст.ст. 5, 6, 164-165 ТК РФ, ФЗ от 29.11.2010г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», письма Департамента финансов администрации Магаданской области от 23.12.2010г. № 04/2892.
Как следует из отмеченного выше письма вышеназванного Департамента, в нем сообщается об изменении ранее установленного норматива формирования расходов на содержания органов местного самоуправления с ранее установленного значения в размере 56,45 на 54,57. Эти изменения произведены за счет перерасчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в соответствии с ФЗ № 313-ФЗ и исключением из расчета нормативов компенсационных выплат лицам, замещавшим государственные должности после освобождения по окончании срока полномочий, поскольку судебной практикой (определением Верховного Суда РФ от 13.10.2010г. № 72-Г10-12) предусмотрено, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ (ст.ст. 164, 165), который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (л.д. 41).
Согласно справке администрации села Гадля от 21.03.2011г. № 01-15/156 за период с 22.10.2010г. по 31.01.2011г. Ончуковой выплачено денежное вознаграждение, как лицу, освобожденному от замещаемой должности главы МО «Ольский район», до устройства на новую работу в общей сумме 139 201 руб. 74 коп. (за октябрь 2011г. - 17400,24 руб., за ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. - по 40600,50 руб.).
В силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, среди прочего, в результате избрания на должность.
Статьей 44 Устава МО «село Гадля» (в ред. от 23.08.2005г.) предусмотрено, что глава муниципального образования, кем являлась Ончукова с момента избрания ее на указанную должность, является выборным должностным лицом местного самоуправления, в связи с чем трудовая деятельность данного лица, включая установление гарантий, должна регулироваться законодательством в сфере социально-трудовых правоотношений.
Согласно ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности, в том числе в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Федеральным законодательством перечисленным в ст. 172 ТК РФ работникам, гарантии, как на момент вступления Ончуковой в должность главы МО «Село Гадля», так и до настоящего времени не определены.
В соответствии со ст. 6 Трудового Кодекса органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно ст. 5 ТК РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 3 пунктом 2 подпунктом «з» Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (в ред. ЗМО от 27.07.2009г. № 1170-ОЗ) предусматривалась возможность включения в Устав муниципального образования для перечисленных лиц, среди прочих, и гарантии в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г.).
Указанная выше норма утратила силу с 26.03.2011г. в связи с принятием Магаданской областью Закона № 1373-ОЗ от 11.03.2011г.
Согласно Уставу МО «село Гадля» (последняя ред. от 25.06.2010г.) аналогичная гарантия для главы муниципального образования предусмотрена в п. «з» ч. 1 ст. 97.
Данная гарантия утратила силу с 28.02.2011г. в связи с принятием новой редакции Устава, принятого Собранием представителей названного муниципального образования 09.02.2011г., решение № 16, и обнародованного 28.02.2011г.
Отмеченные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались.
Таким образом, исходя из требований приведенного выше законодательства и, с учетом вышеперечисленных доказательств, у суда имеются основания для вывода о том, что на момент прекращения Ончуковой полномочий главы муниципального образования 21.10.2011г., гарантия в виде выплаты в течение года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплаты до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, являлась действующей. Возможность ее усмотрения в уставе муниципального образования была предусмотрена Законом Магаданской области, она установлена Уставом муниципального образования «село Гадля». Эта гарантия была предоставлена главе муниципального образования в сфере социально-трудовых правоотношений и фактически в отношении Ончуковой реализована путем выплаты ей части вознаграждения за период с 21.10.2010г. по январь 2011г., после чего с 01.02.2011г. новым главой МО «село Гадля» отменена распоряжением от 10.03.2011г. № 23-лс.
Согласно ст. 12 ч. 3 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку Закон Магаданской области № 1061-ОЗ, предоставлявший муниципальным образованиям право на возможность включения в их уставы спорной гарантии, а также аналогичный по содержанию п. «з» ч. 1 ст. 97 Устава МО «Село Гадля» о спорной выплате, содержащий норму трудового права, утратили силу соответственно с 26.03.2011г. и с 28.02.2011г., то изменения, внесенные в Закон № 1061-ОЗ и нормы нового Устава, исключившего предоставление выборному должностному лицу спорной гарантии, не имеют обратной силы и должны применяться к правоотношениям, возникшим после введения в действие соответственно изменений и нового Устава, а не к правоотношениям, возникшим до введения их в действие. В противном случае это бы противоречило требованиям ст. 12 Трудового Кодекса Российской Федерации.
При таком положении у суда имеются основания для вывода о том, что отмена с 01.02.2011г. распоряжением главы МО «Село Гадля» от 10.03.2011г. № 23-лс предоставленной Ончуковой гарантии в виде выплаты в течение одного года назначенного денежного вознаграждения противоречит требованиям ст. 12 Трудового Кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушенное право Ончуковой в этой части должно быть восстановлено путем удовлетворения иска.
В то же время, удовлетворяя иск, суд, с учетом положений ст. 196 ч. 3 ГПК РФ и точной формулировкой ст. 97 ч. 1 п. «з» Устава МО «Село Гадля» (в последней редакции решения Собрания представителей от 25.06.2010г. № 177), считает необходимым в данном конкретном случае выйти за пределы заявленных исковых требований и принять решение, которым обязать администрацию МО «Село Гадля» возобновить Ончуковой с 01.02.2011г. выплату в течение одного года, начиная с 21.10.2011г. (с момента прекращения полномочий), назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплату до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту ее работы окажется ниже вознаграждения, которое бы она получала, замещая муниципальную должность. К такому выводу суд пришел, поскольку в противном случае требование истца об обязании ответчика возобновить выплату назначенного ежемесячного денежного вознаграждения с 01.02.2011г. только до устройства на новое место работы, как об этом заявлено истцом, ущемляло бы права ответчика в связи с несоответствием его Уставу.
При этом суд полагает несостоятельными доводы ответчика, содержащиеся в отзыве, и в пояснениях его представителя в судебном заседании о том, что предоставление Ончуковой спорной гарантии противоречит требованиям Трудового кодекса (ст.ст. 164-165 ТК РФ), поскольку установление гарантии в области социально-трудовых правоотношений возможно только в период исполнения трудовых обязанностей, а не после освобождения от должности по следующим основаниям.
Действительно, исходя из содержания ст.ст. 164-165, а также ст. 172 ТК РФ, установление гарантий в сфере социально-трудовых правоотношений возможно применительно к данному конкретному спору только в период исполнения полномочий лица, в отношении которого они установлены, а не за пределами исполнения этих полномочий, в том числе и после их прекращения.
Однако, данный вывод касается вопроса именно установления гарантий, в том числе спорной, но не ее реализации в тот период времени, когда эта, спорная гарантия, была установлена и являлась действующей. В судебном заседании доподлинно установлено, что спорная гарантия в момент прекращения Ончуковой полномочий главы МО «Село Гадля» являлась действующей, была частично реализована и утратила силу только с 28.02.2011г., с момента обнародования новой редакции Устава МО «Село Гадля». Следовательно, новая редакция Устава, не содержащая нормы относительно спорной гарантии на основании ст. 12 ч. 3 ТК РФ распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, но не правоотношения, возникшие до исключения спорной гарантии вновь принятым Уставом.
Несостоятельными суд признает также доводы ответчика в части, касающейся вопросов финансирования расходных обязательств по реализации спорной гарантии.
Статьей 395 ТК РФ, предусматривающей правила удовлетворения денежных требований работника при разрешении индивидуального трудового спора, предусмотрено, что при признании органом, рассматривающим такой спор, денежных требований работника (что имеет место по данному спору) обоснованными, они удовлетворяются в полном объеме, и из этого следует, что никаких ограничений, в том числе и связанных с финансированием этих денежных требований, закон не содержит.
По мнению суда, нельзя признать обоснованными и доводы отчетка о несоблюдении формы распоряжения № 85-лс от 21.10.2010г., которым Ончуковой предоставлена спорная гарантия, по причине того, что это распоряжение должно было быть вынесено от имени администрации МО «Село Гадля» (на бланке указанной администрации). Как это установлено судом и следует из материалов дела, отмена п. 2 подпункта 2 упомянутого распоряжения, предусматривающего предоставление Ончуковой спорной гарантии, произведена не по причине несоответствия распоряжения в указанной части форме, а по иным причинам. Более того, по распоряжению № 85-лс Ончуковой произведена выплата части денежного вознаграждения, то есть данное распоряжение в этой части реализовано.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец, заявившая трудовой спор, по закону освобождена от уплаты госпошлины, ответчику следует присудить уплату государственной пошлины в размере 200 руб. в бюджет муниципального образования «Ольский район».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ончуковой Фаине Васильевне иск к администрации муниципального образования «село Гадля» об обязании возобновить выплату ежемесячного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «село Гадля» в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу возобновить Ончуковой Фаине Васильевне выплату в течение одного года с момента прекращения полномочий главы муниципального образования «Село Гадля», то есть с 21.10.2010 года, назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплату до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы окажется ниже вознаграждения, которое бы она получала, замещая указанную муниципальную должность.
Взыскать с администрации муниципального образования «село Гадля» в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 04 мая 2011 года, с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.
Председательствующий судья Г.В.Карташова