Решение по делу № 2-773/2011 о признании противоречащим и действующему законодательству и недействующим постановления главы МО `поселок Ола`



Дело № 2-773/11                  09 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Стахорской О.А.,

при секретаре Левкович А.Б.,

с участием:

прокурора - помощника прокурора Ольского района - Петухова Д.В.,

представителя заинтересованного лица - администрации МО «поселок Ола» - Грабовской О.П., действующей на основании доверенности № 01-14/98 от 18.01.2011г.,

рассмотрев заявление прокурора Ольского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «поселок Ола» к Органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «поселок Ола» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования (поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольского района Магаданской области, обратился в суд с заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «поселок Ола» к органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «поселок Ола» (далее МО «пос. Ола») о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы МО «пос. Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории МО «пос. Ола» (в редакциях постановлений администрации МО «пос. Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122).

В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что постановлением Главы МО «пос. Ола» от 24.05.2007г. № 54 утверждены Правила благоустройства и содержания территории МО «пос. Ола». Постановлениями администрации МО «пос. Ола» от 17.03.2009г. № 53 и от 25.05.2009г. № 122 в Правила внесены изменения. Статьей 9 Устава МО «пос. Ола» к вопросам местного значения муниципального образования отнесены организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номеров домов. Структуру органов местного самоуправления МО «пос. Ола» образуют: Собрание представителей - представительный орган МО, администрация - исполнительно - распорядительный орган МО (ст. 23 Устава). В целях решения вопросов местного значения МО ч. 1 ст. 57 Устава администрация наделяется следующими полномочиями: организация благоустройства и озеленения территории и муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в границах МО. Полномочиями по нормативному регулированию благоустройства территории МО «пос. Ола» администрация Уставом не наделена. Как указано в ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, субъекта РФ, уставом МО, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО. Решения представительного органа МО, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО, если иное не установлено настоящим ФЗ. Правила утверждены постановлением № 54, содержат нормы, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, возлагают обязанности на владельцев объектов недвижимого имущества, содержат правила благоустройства территории поселения, за нарушение которых Законом Магаданской области от 15.03.2005г. № 583-ОЗ предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 6 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом МО, нормативными правовыми актами представительного органа МО, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Следовательно, постановления администрации издаются во исполнение решений представительного органа местного самоуправления. Таким образом, Правила Благоустройства и содержания территории МО «пос. Ола» должны быть утверждены представительным органом местного самоуправления. Следовательно, Правила принятые с превышением полномочий исполнительного органа местного самоуправления и Постановление Главы МО «пос. Ола» от 24.05.2007г. № 54 является незаконным и подлежит отмене. Оспариваемым постановлением нарушены права и свободы жителей МО «пос. Ола», также иных лиц, так как данным постановлением на них возложены обязанности неуполномоченным органом. В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. На основании изложенного, просил суд признать противоречащим действующему законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления Главы МО «пос. Ола» от 24.05.2007г. № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакции Постановлений администрации МО «пос. Ола» от 17.03.2009г. № 53 и 25.05.2009г. № 122).

После заявлением прокурора требования были дополнены и прокурор указал, что оспариваемое Постановление не только противоречит законодательству РФ, но и сами Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола», противоречат действующему законодательству, в частности п.п. п.п. 4.2, 4.2.1 - 4.2.3, 4.2.5-4.2.7, 4.3, 4.9, 4.13, 6.3, 8.4, 8.8.4, 9.5, Земельному кодексу РФ; п.п. 4.4, 6.3Федеральному закону от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; п.п. 6.3, 8.5, 8.6, 4.6.7, 8.10, 6.1, 8.11 противоречит ст. 210 ГК РФ, СанПиН 42-128-4690-88, ФЗ от 17.11.1995г. № 169-ФЗ, Градостроительному кодексу РФ.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился и пояснил суду, что в соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Таким образом, представительный орган муниципального образования принимает решения не по всем вопросам, устанавливающим правила обязательные для исполнения на территории муниципального образования, алишь по тем, которые отнесены к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, Уставом муниципального образования. Ни федеральнымзаконодательством, ни законодательством Магаданской области, ни Уставом муниципального образования «п. Ола» вопросы благоустройства не отнесены к компетенции представительного органа. В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона 131-Ф3, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Согласно ч.6 ст.43 Закона 131-Ф3, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения. Пунктом 24 части 1 статьи 57 Устава к полномочиям администрации отнесена организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Таким образом, постановление администрации муниципального образования «п. Ола» от 24.05.2007г. №54 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «посёлок Ола» принято администрацией в пределах полномочий, установленных действующим законодательством и Уставом МО «п.Ола».

Так же на заявление от 06.06.2011г. № 07-02-2011г. по существу указанных в нем обстоятельств представитель заинтересованного лица пояснил следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с ч.3 ст.3.1. Закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Действительно, в соответствии со ст.83 ЗК РФ,землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Однако следует отграничивать понятия земель населенных пунктов и земель, находящихся в муниципальной собственности, поскольку в состав земель населенных пунктов могут включаться и расположенные на них земельные участки, находящиеся в частной или государственной собственности. Что подтверждается и положениями ст. 84 ЗК РФ, согласно которойвключение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Таким образом, нельзя согласиться с доводами прокурора о том, что поскольку земли занятые площадями, улицами, набережными, и пр. являются земельными участками общего пользования, не подлежат приватизации и находятся на землях населенных пунктов, то такие участки являются муниципальной собственностью муниципального образования. Поскольку указанные земельные участки не подходят под критерии, указанные в ч.3 ст.3.1. Закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 и ч.1 ст. 19 ЗК РФ, то они находятся в государственной собственности. Однако, поскольку в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ на собственника возложена обязанность только содержания принадлежащего ему имущества, полагает возможным согласиться с требованиями прокурора в части исключения указания на прилегающие территории в п.п. 4.2.1., 4.2.2., 4.2.3., 4.2.5., 4.2.6., 4.2.7., 4.3., 4.9., 4.13, 6.3., 8.4, 8.8.4, 9.5. Правил. Кроме того, прокурор оспаривает содержание п.4.4. Правил, ссылаясь на ст.39 Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. С доводами прокурора по указанному пункту не согласна по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 закона №52-ФЗсанитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Оспариваемый пункт Правил предусматривает обязанность промышленных организаций создать защитные зеленые полосы, оградить жилые кварталы от производственных сооружений, благоустроить и содержать в исправности и чистоте выезды из организации и строек на дороги и улицы. Т.е. данный пункт Правил не устанавливает требований к санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, не устанавливает санитарно- эпидемиологических требований. Указанный пункт устанавливает требования к благоустройству территории, с точки зрения ее эстетического вида и повышения комфортности проживания населения посёлка. Согласно п. 1.4. указанного СанПина устанавливает класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.). При этом под санитарно-защитной зоной понимаетсяспециальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.2.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200- 03). Оспариваемый пункт Правил не устанавливает ни санитарно-защитных зон, ни особого режима использования территорий. В оспариваемом пункте Правил речь идет о защитной зеленой полосе, указанное понятие не является синонимом санитарно-защитной зоны. Таким образом, оспариваемый пункт Правил, на наш взгляд не устанавливает санитарно-эпидемиологических правил, и не вступает в противоречие с действующим законодательством. Прокурором, также оспариваются положения п.6.5. Правил, регламентирующих высоту ограждения. Согласно ч. 4 ст. 39 Закона № 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарным правилам. Согласно абз. 3 пп. ж) п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта. Таким образом, само по себе установление высоты ограждений Правилами благоустройства не является нарушением действующего законодательства, тем более, что СанПин в отношении высоты ограждений земельного участка установлен только в отношении школьных учреждений (СанПин 2.4.2.1178-02), согласно указанному СанПину высота ограждения должна быть 1,5м, таким образом, администрация признает, что п.6.5.1. действительно требует приведения в соответствие с действующим законодательством. Однако остальные подпункты п. 6.5. Правил считает соответствующими действующему законодательству. Оспаривая содержание абз.2 п.6.3. Правил прокурор ссылается на положения п.4.1. СанПиН 42-128-4690-88, в соответствии с которым на всехплощадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.Следовательно, организации, осуществляющие уборку несут ответственность за уборку тех урн, которые расположены на территории, закрепленной за ними, а именно: на улицах, в садах, парках, и т.д. Правилами же установлена обязанность оборудовать урнами территорию летних кафе, т.е. ту территорию (земельный участок), которым владеет (на праве собственности или аренды или ином вещном праве) владелец летнего кафе и, соответственно, именно он несет ответственность за содержание указанной территории и соблюдение на ней санитарных норм и правил, поскольку именно он является в соответствии со ст.4 закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственником образовавшихся отходов и он, как собственник, несет бремя их содержания в соответствии со ст. 210 ГК РФ. Таким образом, Администрация не согласна с доводами прокурора и считает положения указанного пункта Правил в части возложения на владельцев летних кафе обязанности по оборудованию территории летнего кафе урнами и контейнером для сбора ТБО не противоречащей действующему законодательству. Прокурор, считает противоречащими ст. 210 ГК РФ, ч.2 ст.3 Закона от 17.11.1995г. №169-ФЗ, положения п. 8.5 Правил, согласно которому изменение внешнего вида фасада зданий, строений, сооружений, проведение ремонтных работ, цветовое решение фасадов зданий согласовывается с главным архитектором; а также положения п.8.6., согласно которым всякие изменения фасадов зданий, связанные с ликвидацией или изменением отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов, выходящих на главный фасад производятся по согласованию с главным архитектором в порядке, предусмотренном ГрК РФ и ЖК РФ. Действительно, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, однако, нельзя согласиться с мнением прокурора о том, что законодательно порядок содержания имущества собственником не определен. Так в соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. При этом в соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Таким образом, поскольку оконные и дверные проемы, их размеры обозначаются в техническом паспорте, ликвидация или изменение отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов требует согласования с органами местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с ч.4 указанной статьи разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. В соответствии с п. 3.8. Постановления Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели..." таким образом ликвидация или изменение отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов требует согласования с органами местного самоуправления. Что касается цветовых решений, согласно п.4.2.3.13. Постановления "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Полагает, что колерный паспорт также выдается органами местного самоуправления. На основании вышеизложенного считаем п. 8.5., п.8.6. Правил не противоречащими действующему законодательству

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ, полномочий, предоставленных Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном гл.24 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24.05.2007г. № 54 «Об утверждении правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» утверждены указанные правила.

Постановлениями Главы муниципального образования «поселок Ола» № 122 от 25.05.2009г. и № 53 от 17.03.2009г. были внесены дополнения и изменения в Правила благоустройства и содержания территорий муниципального образования «поселок Ола».

Постановление от 24.05.2007г., утвержденные им правила, а также постановления № 122 от 25.05.2009г. и № 53 от 17.03.2009г. были опубликованы в установленном порядке в газете «Рассвет Севера» № 22 от 01.06.2007г., № 22 от 29.05.2009г., № 13 от 27.03.2009г.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. (далее ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, помимо прочего, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) (п. 19).

Пунктом п. 1 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ устанавливается, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 23 Устава МО «пос. Ола», в редакции от 19.12.2006г., структуру органов местного самоуправления МО «пос. Ола» образуют: Собрание представителей - представительный орган муниципального образования; Глава поселка Ола - высшее должностное лицо; Администрация поселка Ола - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; Контрольно-счетная палата муниципального образования - контрольный орган муниципального образования.

Статьей 44 Устава определено, что Глава поселка Ола - высшее должностное лицо муниципального образования. Глава муниципального образования является выборным должностным лицом муниципального образования, представляющим интересы его населения и осуществляющим организационные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции в соответствии с Уставом.

Также ст.ст. 47 и 57 Устава МО «пос. Ола» установлены полномочия Главы муниципального образования и Администрации, а согласно п. 24 ч. 1 ст. 57 Устава к полномочиям администрации относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в границах муниципального образования.

Частью 1 статьи 52 Устава определено, что глава муниципального образования издает постановления по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Администрации и к компетенции Главы муниципального образования, и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию Федеральными Законами РФ и Законами Магаданской области, а также распоряжения по вопросам организации работы Администрации.

Таким образом, согласно приведенным нормам федерального законодательства и Устава МО «пос. Ола», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, к которым относиться Глава муниципального образования, наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Однако, согласно ст. 43 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в редакции ФЗ от 15.02.2006 N 24-ФЗ) представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Статьей 25 Устава предусмотрен круг вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции Собрания представителей МО «пос. Ола», а также иные полномочия Собрания представителей.

Таким образом, действительно ни федеральным законодательством, ни законодательством Магаданской области, к исключительной компетенции Собрания представителей не отнесены вопросы благоустройства, но с доводами заинтересованного лица в части не отнесения к компетенции Собрания представителей решения вопроса о благоустройстве Уставом МО «пос. Ола», суд согласиться не может.

Так статьей 26 Устава, в редакции 19.12.2006г. определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции Собрания представителей по привлечению граждан к выполнению социально-значимых работ. Пунктом 3 ст. 26 установлено, что Собрание представителей вправе принять решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для муниципального образования работ для решения вопросов местного значения, а именно организации благоустройства и озеленения территорий поселения, использование, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования.

Согласно п.п. 1.3 и 1.4.3 Правил благоустройства и содержания территорий муниципального образования «поселок Ола», утвержденных постановлением Главы МО «пос. Ола» от 24.05.2007г. № 54 данные Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм. Благоустройство территории поселка Ола и исполнение Правил обеспечивается деятельностью физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм.

Таким образом, учитывая, что Уставом МО «пос. Ола», в редакции действовавшей на момент принятия Главой МО «пос. Ола» оспариваемого Постановления, было определено право именно Собрания представителей на привлечение граждан к выполнению социально значимых для муниципального образования работ, к которым отнесено благоустройство и озеленение, суд приходит к выводу, что Глава муниципального образования, принимая оспариваемое постановление и утверждая Правила благоустройства и содержания территории МО «пос. Ола», которые обязательны для всех физических и юридических лиц, превысил свои полномочия и, как следствие, принял муниципальный правовой акт, который противоречит Уставу муниципального образования «поселок Ола».

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку, судом установлено, что оспариваемый акт принят с нарушением пределов полномочий Главы МО «пос. Ола», что ведет к его отмене в целом, также как и приложений нему, поэтому разрешение вопросов о противоречии отдельных пунктов Правил благоустройства и содержания территории МО «пос. Ола» законодательству РФ рассматриваться не может.

На основании ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание вышеизложенное, требования прокурора Ольского района о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования (поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122), подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

(2)1">РЕШИЛ:

Требование прокурора Ольского района к Органу местного самоуправления - администрации муниципального образования «поселок Ола» о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования (поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122), - удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и Уставу муниципального образования «поселок Ола» и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения Постановления Главы муниципального образования «поселок Ола» от 24 мая 2007 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «поселок Ола» (в редакциях постановлений администрации муниципального образования «поселок Ола» от 17 марта 2009 года № 53 и от 25 мая 2009 года № 122).

По вступлении решения в законную силу, направить выписку из решения для опубликования в газету «Рассвет Севера».

        Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области, в течение десяти дней со дня следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения - 14 июня 2011 года.

Судья                   О.А. Стахорская