Решение по делу № 2-1959/2011 об обязании обеспечить беспрепятсвенный доступ инвалидов путем установления пандуса



Дело № 2-1959/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пос. Ола         01 ноября 2011г.

Ольский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В.

при секретаре Левкович А.Б.,

с участием помощника прокурора Ольского района Антоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Ольского района Магаданской области в защиту интересов неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения (инвалидов) к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ольская центральная районная больница» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в поликлиническое отделение путем установления пандуса на входе,

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - маломобильных групп населения (инвалидов) к МБУЗ «Ольская центральная районная больница» (далее - МБУЗ ОЦРБ») об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание поликлинического отделения, расположенное по адресу: <адрес>, путем установления пандуса на входе, мотивируя требование тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что ответчик в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов не обеспечил людям с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата возможность входа (выхода) в здание поликлинического отделения. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, к которым относится поликлиническое отделение МБУЗ «ОЦРБ». Просил обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание поликлинического отделения путем установления пандуса на входе в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» и строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»в срок до 01 сентября 2012 года.     

       Ответчик, извещенный надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о получении судебного извещения, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУМИ МО «Ольский район», извещенный надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебного извещения, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Из отзыва следует, что против исковых требований прокурора данное лицо возражений не имеет.

При изложенных обстоятельствах, с учетом мнения участвующего прокурора, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства и без участия представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

       Участвующий в судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

        Суд, выслушав прокурора, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает исковые требования подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

        Так, согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

        В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).        

Согласно ч.ч. 3 и 5 ст. 15 того же Федерального закона, муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

       Во исполнение требований указанной статьи разработан и действует Свод правил по проектированию и строительству - СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятый постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г. № 73, а также строительные нормы и правила - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. № 73, которыми установлены минимально необходимые требования к обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Так, пунктом 14.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусмотрено, что доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в которых непосредственно оказывается медицинская помощь, и к которым, в числе других, относятся посещаемые населением, в том числе инвалидами, - амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения (базовые, консультационно-диагностические и др.).

В соответствии с п. 4.1.16 строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» лестницы на входах должны дублироваться пандусами или другими средствами подъема.

       Из п. 1.2, 2.1, 6.1,6.5 Устава МБУЗ «ОЦРБ», следует, что ответчик является юридическим лицом, предмет деятельности которого - обеспечение исполнения полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Ольский район» в сфере здравоохранения, в том числе организация оказания на территории муниципального образования первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Учреждение наделяется КУМИ МО «Ольский район» имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудования, а также другим необходимым имуществом) на праве оперативного управления. При осуществлении оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт, а также, среди прочих, иные обязанности в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами МО «Ольский район» и Уставом.

Как следует из информации главы МО «Ольский район» на протест прокурора, в Ольском районе многие значимые объекты инфраструктуры не оборудованы для инвалидов должным образом, что связано с отсутствием средств в местном бюджете. В рамках выполнения Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в августе 2011 года было принято решение о принятии на 2012 год районной целевой программы «Совершенствование условий жизнедеятельности жителей муниципального образования «Ольский район» с ограниченными возможностями», одной из задач которой будет являться обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем запланированы мероприятия по установке пандусов и иных специальных приспособлений для инвалидов на социально значимых объектах, в том числе в поликлиническом отделении МБУЗ «ОЦРБ». Работы по установке пандусов и иных специальных приспособлений планируются в течение 2012 года.

         Таким образом, в судебном заседании установлено, что наружная лестница при входе в здание поликлинического отделения МБУЗ «ОЦРБ» не оборудована пандусом, либо иными устройствами, то есть возможность входа (выхода) в здание людям с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата не обеспечена.

Таким образом, исходя из отмеченных требований законов, и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что МБУЗ «ОЦРБ», являясь юридическим лицом, не обеспечило условия для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, в связи с чем суд находит иск прокурора в части требования об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание поликлинического отделения МБУЗ «ОЦРБ» законными и обоснованными.

При решении вопроса о конкретной форме обеспечения доступа путем установки пандуса на входе в здание поликлиники, суд исходит из следующего.

Как уже было указано выше, в силу ч.5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В порядке подготовки к судебном заседанию сторонам было предложено представить доказательства возможности либо невозможности сооружения пандуса при входе в здание поликлинического отделения.

Однако, на момент рассмотрения дела суду ни прокурором, ни ответчиком не представлены сведения о возможности либо невозможности приспособить здании поликлиники для нужд инвалидов путем установления пандуса.

В соответствии с п. 5.1.10 свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» при размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Поскольку из изложенного следует, что действующими нормами не установлено обязательное требование о сооружении именно пандусов для обеспечения доступа инвалидов, а в качестве альтернативных средств нормативными актами предусмотрены иные приспособления для перемещения инвалидов, то при таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств о возможности сооружения именно пандуса при входе в здание поликлиники, суд приходит к выводу о том, что обеспечить доступ инвалидов в здание поликлиники возможно и иными способами, поэтому находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению, а именно в части обязания ответчика обеспечить беспрепятственный доступ малобольных групп населения в поликлиническое отделение больницы.

         Рассматривая требования прокурора относительно срока, в течение которого подлежат удовлетворению выявленные нарушения, суд признает их разумными и достаточными для устранения указанных нарушений, поскольку этот срок позволяет предусмотреть как расходы в бюджете, так и исполнить фактически удовлетворенное требование.

         Поскольку требование прокурора носит неимущественный характер и заявлено в интересах неопределенного круга физических лиц, то в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Ольский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить частично.

          Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольская центральная районная больница» принять меры к обеспечению беспрепятственной доступности маломобильных групп населения при входе в здание поликлинического отделения, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01 сентября 2012 года.

В остальной части исковых требований прокурору Ольского района Магаданской области отказать.

        Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Ольская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования «Ольский район» государственную пошлину в сумме 200 (двести) руб.

Копию решения направить ответчику, разъяснив, что согласно ст. 237 ГПК РФ он вправе в 7-дневный срок со дня получения копии решения обратиться в райсуд с заявлением об отмене данного решения, и это заявление должно быть составлено в соответствии со ст. 238 ГПК РФ - в нем необходимо указать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в суд, о которых ответчик не имел возможности сообщить в суд, и обстоятельства, которые могут повлиять на содержание решения суда, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

           Судья                                                                                         Г.В.Карташова