Дело № 2-2469/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пос. Ола 05 декабря 2011 года Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В., при секретаре Левкович А.Б., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Величко Галины Александровны о признании незаконным постановления главы муниципального образования «поселок Ола» от 17.04.2007г. № 38 о снятии с жилищного учета, У С Т А Н О В И Л: Величко Г.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления № 38 от 17.04.2007г. главы муниципального образования «поселок Ола» в части снятия ее с жилищного учета, мотивировав заявленное требование тем, что она признана пострадавшей от политических репрессий и вставшей до 01.12.2007г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем на основании Постановления № 7-па от 17.01.2008г. администрации Магаданской области имеет право на предоставление жилищной субсидии. Однако, данным правом воспользоваться лишена возможности, поскольку в декабре 2003г. она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а оспариваемым постановлением снята с такого учета, о чем своевременно уведомлена не была и о чем ей стало известно только в августе 2011 года, когда ей было направлено оспариваемое постановление. Действующее жилищное законодательство предусматривает норму жилого помещения на 1 чел. в размере 18 кв. м, а поскольку ее семья состоит из 4 человек, то полагается на семью 72 кв. м. Фактическая площадь квартиры - 68,7 кв. м, что менее положенного и свидетельствует о незаконном снятии ее с жилищного учета. Кроме того, актом осмотра жилья выявлены его недостатки - одна стена с отбитой штукатуркой, которая обнажила три нижних венца, пораженных гнилью, но видимых признаков непригодности жилья проводившая обследование жилищная комиссия не установила. Просит признать оспариваемое постановление в части снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. В судебном заседании заявитель Величко Г.А. поддержала заявленное требование и, повторив доводы заявления, просила удовлетворить его. Дополнительно пояснила, что в декабре 2010 года узнала об имеющейся у нее льготе на получение жилищной субсидии на приобретение жилья как реабилитированной. Стала выяснять этот вопрос в органах социальной защиты, в администрации поселка и узнала, что была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий еще в 2007г., хотя считала себя состоящей на таком учете и списков не проверяла. В квартире, где она проживает с дочерью и внуками, 3 комнаты по 8, 16 и 12 кв. м, большой корридо и кухня. Квартира находится в ненадлежащем техническом состоянии, однако, в администрации поселка мер к улучшению ее жилищных условий не принимается. После смерти супруга в 2003 году наследство на квартиру оформлено на внучку. Представитель администрации муниципального образования «поселок Ола» (далее - МО «поселок Ола» Палагина Л.С. в заявленном требовании просила отказать, приведя доводы отзыва, согласно которому Величко Г.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 08.12.2003г., состав семьи 4 чел. (она, дочь, внучка и внук), а оспариваемым постановлением с указанного учета снята в связи с превышением установленного в муниципальном образовании размера учетной нормы жилья, которая составляла на момент снятия с учета 12 кв. м. общей площади на 1 человека. Данная норма установлена решением Собрания представителей МО «поселок Ола» от 03.05.2006г. № 67. Общая площадь квартиры, в которой проживает Величко, составляет 67,8 кв. м, в то время как согласно размеру учетной нормы жилья (12 кв.м на 1 чел.) общая площадь квартиры для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не должна превышать 48 кв. м (12 х 4 чел.). Кроме того, заявителем пропущен 3-хмесячный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ. Величко обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения с нарушением установленного срока, поскольку о том, что она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей стало известно в феврале 2011 года после обращения к главе МО «поселок Ола» с просьбой о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. Доказательств того, что Величко была в 2007 году уведомлена о снятии ее с учета в МО «поселок Ола», не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении заявления Величко Г.А. без удовлетворения в силу следующих обстоятельств. Разрешая в порядке ст. 256 ГПК РФ вопрос о срок обращения Величко Г.А. в суд с заявлением об оспаривании постановления органа местного самоуправления, суд считает, что заявление подано Величко Г.А. с нарушением трехмесячного срока со дня, когда ей стало известно о нарушении ее права, и к такому выводу суд приходит, исходя из следующего. В судебном заседании Величко пояснила, что о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ей стало известно в августе 2011 года при получении копии оспариваемого постановления. Из пояснений представителя органа местного самоуправления и материалов дела следует, что доказательств направления Величко копии указанного постановления либо иного сообщения о снятии ее с учета нуждающихся в жилье не имеется. Копия оспариваемого постановления была направлена ей 16.08.2011 года (л.д. 15). Между тем, представленной заявителем копией письма главы МО «поселок Ола» от 09.02.2011г. № В-7 подтверждается, что о снятии с учета нуждающихся в жилье Величко было известно по состоянию на 19.01.2011г., то есть с даты подачи ею в администрацию МО «поселок Ола» заявления о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. В судебном заседании относительно пропуска ею трехмесячного срока на обращение в суд об оспаривании решения о снятии ее с учета нуждающихся в жилье Величко дала объяснения о том, что с того момента, как она узнала об этом и о возможности получения ею, как пострадавшей от политических репрессий, субсидии на жилье, она обращалась в администрацию МО «поселок Ола», к депутату Магаданской областной Думы, в другие организации по поводу недостатков в ее жилье, и по этому поводу проводилось обследование квартиры, а также обращалась в Департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области. Данные объяснения Величко подтверждаются письмами, имеющимися в материалах дела, актом обследования (л.д. 11-20), что, с учетом получения заявителем копии оспариваемого постановления не ранее 16.08.2011 года и отсутствия юридических познаний, преклонного возраста суд полагает признать уважительными причинами пропуска ею срока для обращения в суд и восстановить этот срок. Как следует из содержания заявления Величко Г.А. и ее пояснений в судебном заседании, оспариваемым постановлением ей созданы препятствия в осуществлении права на получение субсидии для приобретения жилого помещения как лицом, пострадавшим от политических репрессий и вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.12.2007г. 28.12.2004 года Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области № 519-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области», пунктом 1.1 ст. 2 которого, с учетом внесенных Законом Магаданской области от 15.03.2005г. № 582-ОЗ дополнений, установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий,проживающие на территории Магаданской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение социального жилья в порядке, установленном законодательством Магаданской области. Законом Магаданской области от 09.11.2007г. № 911-ОЗ в отмеченный пункт ст. 2 Закона № 519-ОЗ внесены изменения, в соответствии с которыми реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в порядке, установленном администрацией Магаданской области. Согласно Порядку предоставления субсидий на приобретение жилых помещений реабилитированным лицам и членам их семей, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.12.2007г., принятому во исполнение Закона № 519-ОЗ и утвержденному постановлением администрации Магаданской области, субсидия на приобретение жилого помещения (далее - субсидия) предоставляется, в числе других, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.12.2007 года (п. 1); субсидия предоставляется реабилитированным лицам и членам их семей при совместном проживании на дату постановки на учет и продолжающих совместно проживать на дату получения субсидии. К членам семьи реабилитированных лиц относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети, родители (п. 2). Среди прочих документов на получение субсидии предоставляются сведения уполномоченного органа местного самоуправления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 7). Расчет размера субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется исходя из числа лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением общей площадью жилья 18 кв. м на 1 человека и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, определяемой по нормам, ежегодно устанавливаемым органами местного самоуправления муниципальных районов области и муниципального образования «Город Магадан», в которых получатель состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях (п. 8). Субсидии лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, вставшим на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.12.2007г., предоставляется безвозмездно (п. 9). Исходя из анализа приведенного законодательства, имеются основания для вывода о том, что правом на получение безвозмездной субсидии наделены, среди других, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий и вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.12.2007г. Доказательством того, что заявитель Величко Г.А. относится к категории лиц, пострадавших от политических репрессий, является справка о реабилитации за № 27465, выданная прокуратурой Магаданской области 29.06.1998 года (л.д. 7), справки о заключении брака (л.д. 24-25), из которых следует, что она (на тот момент Беленькая Г.А.) по заключению прокуратуры Магаданской области от 29.06.1998г. признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована как лицо, находившееся вместе с родителями на спецпоселении. Согласно пояснениям в суде Величко Г.А., она вместе со своим репрессированным и реабилитированным отцом ФИО1 вселилась и до настоящего времени проживает в <адрес>, постройки 1950 года. В указанной квартире, кроме заявителя, проживали с рождения и проживают до настоящего времени дочь заявителя - ФИО2, внучка ФИО3 и внук ФИО4, что подтверждается записями в домовой книге (л.д. 8-9). Владельцем данного вышеуказанного жилого помещения до 03.12.2003 года являлся умерший супруг заявителя - ФИО5, после смерти которого в порядке наследования и отказа Величко Г.А. и ее дочери ФИО2 от причитающейся им доли наследства является внучка ФИО3, что следует из свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 10). Постановлением муниципального образования Ольский поссовет от 10.12.2003г. № 25 и протоколом жилищной комиссии от 08.12.2003г. подтверждается, что с 08.12.2003г. Величко Г.А., проживающая в <адрес>, состав семьи 4 чел. (дочь ФИО2, внучка ФИО3, внук ФИО4) поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как следует из отмеченных документов, постановка на учет осуществлена на основании п. 7а Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Магаданской области. Согласно действовавшему на момент постановки Величко Г.А. на указанный учет Жилищному кодексу РСФСР (ред. от 31.12.2002), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, среди прочих, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (ст. 29 п. 1). Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов (ст. 30). Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов (ст. 31). Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди прочего, в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет (ст. 32 п. 3). Согласно п. 7а раздела 2 действовавших на момент постановки Величко Г.А. на учет Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Магаданской области, утвержденных решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов и Президиума Магаданского областного совета профессиональных союзов от 16.08.1989 года № 255, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность на одного члена семьи, включая и временно отсутствовавших, за которыми по закону сохранялось право на жилую площадь, менее 7 кв. м. Из отмеченных выше документов, в том числе свидетельства о праве на наследство от 03.12.2003г., видно, что общая площадь квартиры, в которой проживала заявитель вместе с 3-мя членами семьи, указанными в постановлении о постановке на учет, составляет 67,8 кв. м, в том числе жилой - 36,4 кв. м (л.д. 10). Таким образом, при постановке Величко на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п. 7а Правил обеспеченность на одного члена ее семьи превышала установленный Правилами размер (менее 7 кв. м), как по общей (67,8 кв. м : 4 чел. = 16.95 кв. м), так и по жилой площади (36,4 кв. м : 4 чел. = 9,1 кв. м), то есть оснований для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по п. 7а Правил не имелось. По указанным основаниям Величко Г.А., согласно постановлению от 17.04.2007г. главы муниципального образования «поселок Ола» и протоколу жилищной комиссии от 13.04.2007г. № 4, была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 1). Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч. 2). В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 01.03.2005г., учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5). Собранием представителей МО «поселок Ола» от 03.05.2006г. № 67 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, из чего следует, что для принятия гражданина на учет нуждающихся в жилье с составом семьи - 4 чел. общая площадь жилого помещения, занимаемого этим гражданином, должна была составлять менее 48 кв. м (12 х 4), в то время как у Величко с членами ее семьи имелась жилая площадь 67,8 кв. м. Таким образом, анализ требований приведенного законодательства и перечисленные доказательства свидетельствуют об отсутствии у Величко Г.А. права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как до, так и после введения в действие Жилищного кодекса РФ, что, исходя из требований п. 6 ч. 1 ст. 56 данного кодекса, предусматривающей снятие с учета нуждающихся в жилье граждан в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет и ст. 6 Федерального закона о введении его в действие являются основанием для признания судом оспариваемого постановления о правомерным, а поданного Величко заявления - подлежащим оставлению без удовлетворения как необоснованного. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Величко Галине Александровне в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления главы муниципального образования «поселок Ола» от 17.04.2007г. № 38 о снятии с жилищного учета отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд. Установить срок изготовления решения в окончательной форме - 12 декабря 2011 года. Председательствующий судья Г.В.Карташова