Решение по делу № 2-536/2011 о взыскании сумм неосновательного обогащения в виде сбереженной арендной платы за пользование земельным участком



Дело № 2-536/2011

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А ЦИ И

Ольский районный суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В.,

при секретаре Левкович А.Б.,

с участием представителя истца Хафизовой Е.И. и ответчика Черненко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола 21 апреля 2011 года гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» к Черненко Анастасии Станиславовне о взыскании сумм неосновательного обогащения в виде сбереженной арендной платы за пользование земельным участком,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился к ответчику с иском о взыскании сумм неосновательного обогащения в виде сбереженной арендной платы за пользование земельным участком, указав в обоснование заявленного требования, что ответчик является арендатором земельного участка площадью 781 кв.м. на основании договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 06.04.2007г. № 95-п. Поскольку указанный договор заключен на срок более 1 года, он подлежит государственной регистрации. По условиям договора обязанность государственной регистрации возложена на арендатора. Однако в установленном порядке договор аренды зарегистрирован не был, в силу чего он является незаключенным. Недействительность заключенного между истцом и ответчиком договора аренды земельного участка, с учетом установленного законом принципа платности землепользования в РФ, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать фактическое пользование землей, исходя из размера арендной платы. В связи с чем, в соответствии со ст.ст. 1102,1105,1107 ГК РФ просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму неосновательного обогащения виде сбереженной арендной платы за период с 06.04.2007 года по 31.12.2010 года в сумме 1614 руб. 79 коп.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования уточнил, просил взыскать сумму неосновательного обогащения в пользу комитета, но с перечислением указанной суммы в бюджет муниципального образования «Ольский район», поскольку комитет не имеет своего счета.

Ответчик в судебном заседании исковые требования истца признал в полном объеме, о чем представила заявление, пояснив, что земельным участком фактически пользуется, арендная плата не была внесена по причине того, что не знала, где брать квитанцию.

Выслушав стороны, изучив заявление ответчика о признании иска, суд приходит к следующему.

Частями 2 и 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статья 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 и ст. 63 Устава муниципального образования «Ольский район» (далее МО «Ольский район»), КУМИ МО «Ольский район» входит в структуру органов местного самоуправления МО «Ольский район» и является органом, осуществляющим права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования. Полномочия и порядок деятельности КУМИ МО «Ольский район» определяется Положением о КУМИ МО «Ольский район», утверждаемым решением Собрания представителей МО «Ольский район».

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Положения о КУМИ МО «Ольский район», утвержденном решением Собрания представителей МО «Ольский район» от 21.02.2006г. № 263, предметом деятельности КУМИ МО «Ольский район» является осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности МО «Ольский район», а также земельными участками, находящимися в государственной собственности, распоряжение которыми до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления МО «Ольский район». В соответствии с пунктом 3.27 указанного Положения, выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе и земельных участков. А согласно пункту 3.36 Положения, КУМИ МО «Ольский район» осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель межселенных территорий МО «Ольский район», государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в собственности МО «Ольский район».

Поскольку договор аренды между сторонами не был зарегистрирован в установленном порядке, следовательно, считается незаключенным, поэтому между сторонами возникли внедоговорные отношения, которые регулируются положениями главы 60 ГК РФ.

Так, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу ч. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Учитывая приведенные требования законодательства, суд находит исковые требования истца правомерными.

Ответчик иск признал, о чем свидетельствует его заявление, приобщенное к делу.

На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленного истцом требования.

С учетом изложенного, исходя из требования приведенного законодательства, суд находит возможным в данном случае принять признание ответчиком иска и удовлетворить заявленные истцом требования в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Ольский район» госпошлина, исчисленная в соответствии со ст. 333-19 Налогового кодекса РФ, в сумме 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» иск к Черненко Анастасии Станиславовне о взыскании сумм неосновательного обогащения в виде сбереженной арендной платы за пользование земельным участком удовлетворить.

Взыскать с Черненко Анастасии Станиславовны в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» неосновательное обогащение в виде сбереженной арендной платы за пользование земельным участком за период с 06.04.2007г. по 31.12.2010г. в сумме 1614 (одна тысяча шестьсот четырнадцать) руб. 79 коп., с перечислением указанной суммы в бюджет муниципального образования «Ольский район».

Взыскать с Черненко Анастасии Станиславовны в бюджет муниципального образования «Ольский район» государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) руб.00 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в Магаданский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения, с подачей кассационной жалобы через Ольский районный суд.

Судья Г.В.Карташова