Решение по иску об оспаривании нормативно-правового акта



Гражданское дело № 2-401/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Васильчук Е.В., с участием прокурора Бучина В.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долговой Людмилы Иосифовны к Совету муниципального района «Оловяннинский район», муниципальному образованию - муниципальному району «Оловяннинский район» о признании нормативно-правового акта представительного органа не действующим,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам с требованием о признании нормативно-правового акта представительного органа не действующим.

В обоснование своих требований указала, что решением Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 5 декабря 2007 года № 311 в п. 1 установлен должностной оклад председателя контрольно-счетной палаты в размере 80% к должностному окладу главы муниципального района (текст документа опубликован в газете «Ленинский путь» № 103 от 14 декабря 2007 года). Полагает, что решение представительного органа в указанной части является незаконным и подлежит признанию недействующим. Как видно из преамбулы решения Совета данное решение принято в соответствии со ст. 22 п. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Читинской области от 28 декабря 2005 года № 758-ЗЧО «О предельных нормативах размера оплаты труда». Формально на дату принятия оспариваемое решение в части установления ограничения размера оклада председателя контрольно-счетной палаты соответствовало законодательству Российской Федерации и законодательству субъекта Российской Федерации. Между тем Закон Читинской области от 28 декабря 2005 года № 758-ЗЧО «О предельных нормативах размера оплаты труда» признан утратившим силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона Читинской области от 05.02.2008 года № 1090-ЗЧО. Таким образом, решение Совета с указанной даты перестало соответствовать в оспариваемой части законодательству субъекта Российской Федерации. Кроме того, абзац 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ, определяющий установление предельных нормативов для оплаты труда субъектами РФ, утратил силу с 1 января 2008 года, согласно Федеральному закону от 26.04.2007 года № 63-ФЗ. Часть 3 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ также утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 27.10.2008 № 182-ФЗ. Таким образом, решение Совета перестало соответствовать в оспариваемой части не только законодательству субъекта Российской Федерации, но и федеральному законодательству. Нарушение ее права состоит в том, что она работает в должности председателя контрольно-счетной палаты муниципального района «Оловяннинский район» и оспариваемое решение устанавливает ограничения именно для ее оклада тем самым незаконно, то есть без оснований, устанавливаемых федеральным и региональным законодательством, ограничивает право истца на вознаграждение за труд. Заявления о признании нормативных актов, противоречащих закону полностью или в части рассматриваются в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, как возникающие из публичных правоотношений. Однако как следует из ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, если имеет место быть спор о праве, подведомственный суду, то такие заявления подлежат рассмотрению в порядке искового производства. В настоящем случае имеет место быть спор о праве, о чем свидетельствует исковое заявление прокурора в интересах муниципального образования «Оловяннинский район» о приведении заработной платы председателя контрольно-счетной палаты в соответствие с указанным решением Совета и взыскании с нее денежной суммы, принятое к производству Оловяннинским районным судом.

Просит признать недействующим с 1 января 2008 года пункт 1 решения Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 5 декабря 2007 года № 311 в части установления должностного оклада председателя контрольно-счетной палаты в размере 80% к должностному окладу главы муниципального района.

Представитель истца по доверенности Моцар А.М. дополнил исковые требования, в которых просил признать недействующим с момента принятия п. 4 решения Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 5 декабря 2007 года № 311, предусматривающий вступление данного решения в силу с 1 сентября 2007 года, т.е. имеющий обратную силу.

Определением суда от 3 июня 2010 года по ходатайству прокурора привлечена администрация муниципального района «Оловяннинский район» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Определением суда от 28 июня 2010 года по ходатайству представителя истца Моцара А.М. привлечено в качестве соответчика - муниципальное образование - муниципальный район «Оловяннинский район».

В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель по доверенности Моцар А.М. исковые требования и дополнения к ним поддержал в полном объеме, просил удовлетворить и признать недействующими п.1, п. 4 решения Совета муниципального района «Оловяннинский район».

Представитель ответчиков Совета МР «Оловяннинский район» и МО МР «Оловяннинский район» Бальжинимаев З.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что принятое Советом решение не соответствует закону.

Представитель третьего лица - Администрации МР «Оловяннинский район» в судебном заседании не участвовал, надлежаще уведомлен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Прокурор Бучин В.Н. в судебном заседании пояснил, что требования истца подлежат удовлетворению в части, так как только п. 4 решения Совета противоречит законодательству, а остальная часть требований не нашла своего подтверждения в суде. Полагает, что признание ответчиком исковых требований не должно быть принято судом во внимание, так как затрагиваются права и интересы не только Долговой Л.И., но и граждан муниципального района.

Судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, прокурора, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

Решением Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 05.12.2007 года за № 311 также утверждены должностные оклады Председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты. Указанное решение вступает в силу с 1 сентября 2007 года.

В соответствии со ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

В силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст.49 Устава муниципального района «Оловяннинский район» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Ленинский путь». Официальным обнародованием считается первая публикация его полного текста в районной газете «Ленинский путь».

Суд признал, что Советом муниципального района соблюден порядок опубликования муниципального правового акта - Решения Совета №311 от 05.12.2007 года /л.д.10-11/.

Однако, судом установлено, что пункт 4 указанного Решения, согласно которому Решение вступает в силу с 1 сентября 2007 года, противоречит действующему законодательству.

Поскольку пункт 4 Решения Совета муниципального района №311 от 05.12.2007 года нельзя признать законным, то он не подлежит применению. Следовательно, на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2007 года, не распространяется действие указанного Решения и датой вступления его в силу считается 15.12.2007 года.

Пунктом 1 Решения Совета МР №311 установлен должностной оклад председателя контрольно-счетной платы в размере 80% к должностному окладу Главы муниципального района. Решение принято в соответствии с п.2 ст.22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 07.02.2007г., Законом Читинской области «О предельных нормативах оплаты труда» от 28.12.2005г. /л.д.6/.

С 1 января 2008 года признаны утратившими силу Закон Читинской области «О предельных нормативах размера оплаты труда» №758-ЗЧО от 28.12.2005 года (№1090-ЗЧО от 05.02.2008г.), абзац второй ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 года ( №63-ФЗ от 26.04.2007г.) и ч.3 ст.22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ от 02.03.2007г. (№182-ФЗ от 27.10.2008г.)

В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, ч.2 ст.22 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» №25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.9 Закона Забайкальского края «О муниципальной службе в Забайкальском крае» №108-ЗЗК от 29.12.2008г., оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; квалификационная надбавка с учетом замещаемой должности муниципальной службы и срока пребывания в ней; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами.

Статьей 39 Устава муниципального района «Оловяннинский район» определяется состав денежного содержания муниципального служащего района.

Решением Совета муниципального района «Оловяннинский район» №65 от 09 сентября 2009 года утверждено Положение «О муниципальной службе и должностях муниципальной службы в МР «Оловяннинский район» /л.д.51,52-65/.

Статьей 14 указанного Положения предусмотрена оплата труда муниципального служащего, а также установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих по категориям, в том числе руководителю контрольного органа МР, которым является истица /л.д.62/. Решение вступило в силу после его официального опубликования в районной газете «Ленинский путь» 16 сентября 2009 года /л.д.161-163/.

Доводы истицы о том, что Решение №311 от 05.12.2007г. ограничивало ее право на вознаграждение за труд не нашли подтверждения, поскольку оспариваемое Решение, до утверждения Положения о муниципальной службе, являлось единственным нормативным документом, регулирующим оплату труда истицы. Однако, учитывая, что в настоящее время Решение Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 05.12.2007 года №311 устанавливающее размер должностного оклада Председателю КСП не признано утратившим силу, в муниципальном образовании действуют два нормативно-правовых акта, регулирующих оплату труда руководителя контрольного органа. Поэтому следует признать недействующим п.1 Решения Совета МР «Оловяннинский район» №311 от 05.12.2007 года с момента вступления в силу Решения Совета МР «Оловяннинский район» №65 от 09.09.2009 года, т.е. с 17 сентября 2009 года.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Долговой Л.И. удовлетворить в части.

Признать пункт 1 Решения Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 5 декабря 2007 года за № 311 «Об утверждении должностных окладов председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты» недействующим и не подлежащим применению с 17 сентября 2009 года.

Признать пункт 4 Решения Совета муниципального района «Оловяннинский район» от 5 декабря 2007 года за № 311 «Об утверждении должностных окладов председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты» недействующим с 1 сентября 2007 года.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Е.В. Сафонова

Копия верна