Гражданское дело № 2-615(2010г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.
При секретаре Поветьевой Н.С.
С участием: процессуального истца помощника прокурора Оловяннинской районной прокуратуры Грищенко В.В., представителя материального истца МО «Оловяннинский район» Бальжинимаева З.В. по доверенности, представителя третьего лица Оловяннинского межрайонного экологического центра - филиала ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» Сараевой Т.А. по доверенности.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального образования «Оловяннинский район», неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал», муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение», муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство», администрации сельского поселения «Золотореченское», администрации сельского поселения «Единенское», Закрытому акционерному обществу «Вектор» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействии на окружающую среду, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указывал следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения экологического законодательства муниципальным унитарным предприятием ( далее МУП) «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоснабжение», МУП «Коммунальное хозяйство», администрацией сельского поселения «Золотореченское», администрацией сельского поселения «Единенское», Закрытым акционерным обществом (далее ЗАО) «Вектор». В ходе проверки установлено, что вышеуказанные организации, по сведениям Оловяннинского межрайонного экологического центра ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» в нарушении ст.3, ст. 16 Федерального Закона от 10.01.02 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», п.9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №67, ст.51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговыми доходами бюджета РФ, субъектов РФ и муниципальных образований ( в бюджет РФ-20%, в бюджет субъекта РФ -40%, в местный бюджет - 40%), в нарушении в ст.42 Конституции РФ, осуществляют выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения, а также осуществляют деятельность по размещению отходов, поставлены на учет в экологическом центре, как хозяйствующие объекты, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не производилась, имеется задолженность: у МУП «Тепловодоканал» в размере 96 109,64 рублей; МУП «Тепловодоснабжение» в размере 485148 рублей; МУП «Коммунальное хозяйство» в размере 399 773,33 рубля; администрации городского поселения «Золотореченское» в размере 21 170 рублей; администрации сельского поселения «Единенское» в размере 2726,54 рублей; ЗАО «Вектор» в размере 1339,81 рублей. Просит взыскать задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с организаций: МУП «Тепловодоканал» п.Калангуй в размере 96 109,64 рублей; с МУП «Тепловодоснабжение» п. Калангуй за 2008 год- 266299, 90 рублей, за 2009 г.- 233849.01 рублей, а всего в размере 485 148 рублей; с МУП «Коммунальное хозяйство» п. Оловянная за период с 01.01. 2008 года по 25.11. 2009 года - в размере 399 773,33 рубля; с администрации городского поселения «Золотореченское» в размере 21 170 рублей; с администрации сельского поселения «Единенское» в размере 2726,54 рублей; с ЗАО «Вектор» в размере 1339,81 рублей.
В судебном заседании 02.08.2010 года процессуальный истец - прокурор Бучин В.Н. представил уточнения к исковым заявлениям.
Просил взыскать задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с организаций: МУП «Тепловодоканал» в размере 96 109,64 рублей; с МУП «Тепловодоснабжение» всего в размере 485 148 рублей; с МУП «Коммунальное хозяйство» в размере 399 773,33 рубля; с администрации городского поселения «Золотореченское» в размере 21 170 рублей; с администрации сельского поселения «Единенское» в размере 2726,54 рублей; с ЗАО «Вектор» в размере 1339,81 рублей в пользу Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Оловяннинский район» л.д.136-137, 138-139,142-143,144-145,146-147,150-151).
Ответчик МУП «Коммунальное хозяйство» п. Оловянная направил в суд отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просили производство по делу прекратить в виду того, что данное гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского производства л.д.156-157).
Определением Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 02.08.2010 года гражданские дела с № 615(2010г.) по № 2-623(2010г.) соединены в одно производство для совместного рассмотрения л.д. 152 ).
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Грищенко В.В. исковые требования, с учетом уточнений, поддержал, пояснил вышеперечисленное. Просил взыскать в пользу Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Оловяннинский район» задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду с организаций: МУП «Тепловодоканал» в размере 96 109,64 рублей; с МУП «Тепловодоснабжение» в размере 485 148 рублей; с МУП «Коммунальное хозяйство» в размере 399 773,33 рубля; с администрации городского поселения «Золотореченское» в размере 21 170 рублей; с администрации сельского поселения «Единенское» в размере 2726,54 рублей; с ЗАО «Вектор» в размере 1339,81 рублей.
В судебном заседании представитель материального истца муниципального образования «Оловяннинский район» по доверенности Бальжинимаев З.В. исковые требования прокурора, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица специалист Оловяннинского межрайонного экологического центра - филиала ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» по доверенности Сараева Т.А., исковые требования прокурора, с учетом уточнений, поддержала и подтвердила, что у вышеуказанных организаций, а именно: МУП «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоснабжение», МУП «Коммунальное хозяйство», администрации городского поселения «Золотореченское», администрации сельского поселения «Единенское», ЗАО «Вектор» имеются задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
Представители ответчиков - МУП «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоснабжение», МУП «Коммунальное хозяйство», администрация городского поселения «Золотореченское», администрации сельского поселения «Единенское», ЗАО «Вектор» в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены л.д.161,164-165,168,170,171,174,177,185).
От ответчика главы администрации сельского поселения «Единенское» Першина А.Н. 20.09.2010 года в суд поступило заявление, в котором ответчик исковые требования прокурора признал л.д.132).
Суд, с учетом согласия явившихся участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствие ст. 167 ГПК РФ.
В соответствие ст. 56 ГПК РФ, ответчикам судом разъяснено право доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений ( см.л.д.26,35,44,68, 91,111).
Ответчики: МУП «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоснабжение», администрация городского поселения «Золотореченское», администрация сельского поселения «Единенское», ЗАО «Вектор», не представили суду доказательства и возражения в установленный срок, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, заслушав пояснения процессуального истца прокурора Грищенко В.В., представителя материального истца Бальжинимаева З.В., представителя третьего лица Сараеву Т.А., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г. предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии ст. 15 п. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.1992 N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), а Постановлением от 12.06.2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" - Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, в соответствии с пунктом 2 которого данные нормативы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно Приложению N 2.
В соответствии статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
(ст. 3, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001))
В соответствии со ст. 55 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г., органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии со ст. 77 п. 1, ст. 78 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г. юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
В соответствие ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
В соответствие ст.51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговыми доходами бюджета РФ, субъектов РФ и муниципальных образований ( в бюджет РФ-20%, в бюджет субъекта РФ -40%, в местный бюджет - 40%), в нарушении в ст.42 Конституции РФ
Из материалов дела следует, что согласно справкам Оловяннинского межрайонного экологического центра задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду составляет: МУП «Тепловодоканал» за 2009 год в размере 96109,64 рублей; МУП «Тепловодоснабжение» за 2008-2009 годы в размере 485 148 рублей; МУП «Коммунальное хозяйство» на 01.01.2009 год в размере 399 773,33 рубля; администрации городского поселения «Золотореченское» за 2007-2008 годы в размере 21 170 рублей; администрации сельского поселения «Единенское» за 2008 -2009 годы в размере 2726,54 рублей; ЗАО «Вектор» за 2008 год в размере 1339,81 рублей /л. д. 30-31, 39-40, 48, 74-75, 95-96, 116-117/.
Ответчиком МУП «Коммунальное хозяйство» предъявлен отзыв, в котором просил суд производство по делу прекратить в связи с тем, что данное гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского производства л.д.156-157).
Действительно, из требований о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду, усматривается экономический характер спора.
Вместе с тем, часть 1 ст.45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Арбитражным процессуальным кодексом РФ такого права прокурору не предоставлено. Поэтому ходатайство ответчика МУП «Коммунальное» на исковое заявление, в котором просит производство по делу прекратить в связи с тем, что данное гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского производства удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования процессуального истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования « Оловяннинский район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
В соответствие п.19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины: органы местного самоуправления.
Администрация сельского поселения «Золотореченское», администрация сельского поселения «Единенское» подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Оловяннинского района Забайкальского края, с учетом уточнений, в интересах Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального образования «Оловяннинский район», неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоканал», муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение», муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство», администрации сельского поселения «Золотореченское», администрации сельского поселения «Единенское», Закрытому акционерному обществу «Вектор» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить.
Взыскать в пользу Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального образования «Оловяннинский район» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду:
с муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» п. Калангуй в размере 96 109 (девяноста шесть тысяч сто девять ) рублей 64 копейки;
с муниципального унитарного предприятия «Тепловодоснабжение» п. Калангуй в размере 485 148 (четыреста восемьдесят пять тысяч сто сорок восемь) рублей;
с муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство» п. Оловянная в размере 399 773 (триста девяноста девять тысяч семьсот семьдесят три ) рубля 33 копейки;
с администрации городского поселения «Золотореченское» в размере 21 170( двадцать одну тысячу сто семьдесят) рублей;
с администрации сельского поселения «Единенское» в размере 2 726 (две тысячи семьсот двадцать шесть) рублей 54 копейки;
с ЗАО «Вектор» в размере 1 339 (одна тысяча триста тридцать девять) рублей 81 копейку.
Взыскать государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Оловяннинский район»:
с МУП «Тепловодоканал» в размере 3 633 рубля 29 копеек, с МУП «Тепловодоснабжение» в размере 8051 (восемь тысяч пятьдесят один ) рубль 48 копеек, с МУП «Коммунальное хозяйство» в размере 7197 ( семь тысяч сто девяноста семь) рублей 73 копейки, с ЗАО «Вектор» в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в 10 дней.
Судья: подпись.