Дело №2-512/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2010 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанаева Николая Геннадьевича об оспаривании решения Администрации Октябрьского сельского поселения Красноармейского района Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Казанаев Н.Г. обратился в суд с требованием об отмене постановления Администрации Октябрьского сельского поселения Красноармейского района от 11 января 2010 года №5 «О снятии с учета в качестве нуждеющегося в улучшении жилищных условий Казанаева Н.Г.» и восстановлении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель Казанаев Н.Г. требования поддержал, суду показал, что с 01.03.1994 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - <адрес>, но в 1996 году убыл в <адрес> и проживает там по адресу <адрес> по настоящее время, в связи с чем, 11.01.2010 года был снят с указанного учета постановлением Администрации №5. Считает постановление незаконным, вынесенным в нарушение Постановления Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» от 06.09.1998г. №1054. Просит суд отменить Постановление Администрации Октябрьского СП <адрес> № от 11.01.2010г., восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации Октябрьского СП в судебном заседании не участвовал, представил отзыв на заявление, указав, что избранный способ защиты права заявителем не предусмотрен законом, также им пропущен трехмесячный срок на обжалование постановления и кроме того, в соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему.
Постановлением Администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> №5 от 11.01.2010 года заявитель снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по причине утраты оснований (перемена места жительства) /л.д.4/. О принятом решении заявитель узнал по приезду в <адрес> в марте 2010 года /л.д.33/.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Согласно п. 13 указанной статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Данное право закреплено в ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел.
Подпунктом «а» п. 6 Правил установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности МВД РФ или Минюста РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с п. 7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства
Таким образом, действующие нормы законодательства, не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует гражданам, уволенным с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.
В целях обеспечения воинского учета и в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления, а при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет.
Кроме того, данной статьей предусмотрено, что граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Таким образом, обязанность в постановке на воинский учет гражданина обусловлена как его увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения, однако эта обязанность не нарушает его права на обеспечение жилыми помещениями по новому избранному месту жительства по льготным основаниям. Гражданин лишь обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства и становится на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что предусмотрено п. 22 Правил.
Согласно третьему абзацу п. 26 Правил не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.
Под понятием «место пребывания» на основании ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.93г., понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Таким образом, указанная норма исключает снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае временного проживания и получения пенсии в ином, отличном от места жительства месте, и защищает их право состоять на учете и улучшить свои жилищные условия по месту постоянного жительства.
В судебном заседании установлено, что Казанаевым Н.Г. после увольнения с военной службы в 1993 году, местом постоянного жительства был избран <адрес>, там же он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, в 1996 году заявитель выехал на место жительства в <адрес>, где 10.06.2003 года вступил в брак с гр.Коротковой Е.В. и стал проживать в квартире супруги по адресу п.Оловянная ул.Машиностроительная,7 кв.60., встав на регистрационный учет по указанному адресу.
30.11.1993 года снят с воинского учета в исполкоме Октябрьского с/Совета и 10.07.2000 года поставлен на воинский учет в Оловяннинском военкомате. 18.04.2000 года заявителю назначена пенсия за выслугу лет УВД Читинской области, которую он получает по месту жительства. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела /л.д.5,6,7,8,13-19,20,34-47,48/.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В связи с установленными обстоятельствами суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования Казанаева Николая Геннадьевича об отмене постановления Администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> от 11 января 2010 года №5 «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Казанаева Н.Г.» и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.
Судья Сафонова Е.В.