Решение по иску о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг



Дело№2-285/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 мая 2010 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах пенсионеров Забелиной Г.Г., Задорожиной П.И., Вахрушевой Т.А. к Администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитету по финансам Администрации МР «Оловяннинский район», Министерству финансов Забайкальского края о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в интересах пенсионеров Забелиной Г.Г., Задорожиной П.И., Вахрушевой Т.А. к Администрации МР «Оловяннинский район» с иском о взыскании задолженности, образовавшейся ввиду невыплаты денежных средств по оплате коммунальных услуг.

В обосновании иска, указав, что истцы состояли в трудовых отношениях с МУЗ «Калангуйская участковая больница» до выхода на пенсию. По Законодательству «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» им положены льготы по оплате отопления и освещения. Истцы проживают в сельской местности, имеют жилые помещения с печным отоплением. В установленном законом порядке она сдавала в бухгалтерию МУЗ «Калангуйская участковая больница» квитанции об оплате предоставляемых услуг. Компенсация оплаты указанных льгот производилась через бухгалтерию МУЗ «Калангуйская УБ», но не в полном объеме. В связи с чем, образовалась задолженность недополученной компенсации по оплате коммунальных услуг перед Забелиной Г.Г. в размере 3004,25 руб., перед Задорожиной П.И. в размере 2999,25 руб., перед Вахрушевой Т.А. в размере 3999 руб. Просит суд взыскать с Администрации муниципального района «Оловяннинский район» задолженность по коммунальным услугам в пользу истцов.

Определением Оловяннинского районного суда от 07.04.2010 г. с согласия истца в качестве соответчиков привлечены Комитет по финансам Администрация муниципального района «Оловяннинский район» и Министерство финансов Забайкальского края.

В судебном заседании помощник прокурора Будаева В.Б. требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Оловяннинский район» по доверенности Жамбал-Доржиев В.В. в судебном заседании требования прокурора не признал, указав, что органы государственной власти Читинской области государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам, муниципальному району в части выплаты компенсаций за коммунальные услуги не передавали, равно как и финансовые средства для их реализации. Таким образом, органы местного самоуправления не могут нести ответственноть за неисполнение государственных полномочий собственными средствами из местного бюджета и возмещение медицинским работникам расходов по оплате жилья и коммунальных услуг должно производиться из бюджета субъекта РФ. Просит в удовлетворении требований прокурору отказать.

Представители ответчиков Комитета по финансам Администрации МР «Оловяннинский район», Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании не участвовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края представил отзыв, в котором указал, что возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг осуществлялось за счет средств бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией затрат из бюджета Читинской области. Бюджету МР «Оловяннинский район» компенсировались из бюджета области, только фактически понесенные затраты. Поскольку, прокурор обратился с исками в суд, следовательно, бюджет МР не понес расходов по оплате льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Полагает, что Минфин Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения процессуального истца, представителя Администрации МР «Оловяннинский район», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «б», «ж» ч.1 ст.72, ч.2 ст.76 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст.132,133 Конституции РФ законом отдельными государственными полномочиями в этой области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств могут наделяться органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии со ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в ред. от 18.10.2007г.) медицинские и фармацевтические работники имеют право на меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с требованиями ст.1 Закона Читинской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих и проживающих в Читинской области» № 613-ЗЧО, действовавшего в период образования задолженности, специалистам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета Читинской области и бюджетов муниципальных образований, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Читинской области в жилищном фонде независимо от формы собственности, устанавливаются следующие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг:

медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения и проживающим совместно с ними членам их семей, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет, вышедшим на пенсию, а также проживающим совместно с ними членами их семей - по оплате отопления (в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) и электроснабжения, оплате жилья (содержания жилья, ремонта жилья, найма жилого помещения).

Специалистам, перечисленным в настоящей статье, возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется по фактически произведенным расходам на оплату жилья и коммунальных услуг в размерах, установленных статьей 2 настоящего Закона области.

В соответствии со ст.3 вышеназванного Закона, действовавшей в период образования задолженности, возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат из бюджета Читинской области.

Порядок возмещения расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), устанавливается Администрацией области.

Согласно Уставу МУЗ Калангуйская участковая больница является муниципальным учреждением здравоохранения, находится в ведомственном подчинении МУЗ ЦРБ Оловяннинского района. Учредителем МУЗ и собственником его имущества является Администрация муниципального района «Оловяннинский район». МУЗ «Калангуйская УБ» финансируется в т.ч. за счет средств бюджета муниципального района. Истцы состояли в трудовых отношениях с МУЗ Калангуйская участковая больница, социальная льгота выплачена за 2007 год не в полном объеме. Задолженность составила перед Забелиной Г.Г. в размере 3004,25 руб., перед Задорожиной П.И. в размере 2999,25 руб., перед Вахрушевой Т.А. в размере 3999 руб. рублей /л.д.6,7,9,30-33/.

В материалах дела имеется информация о том, что компенсация расходов на коммунальные услуги Забелиной, Задорожиной и Вахрушевой производилась через МУЗ ЦРБ Оловяннинского района из бюджета МР «Оловяннинский район». Денежные средства из бюджета района на указанные цели (по оплате льгот отдельным категориям граждан) перечислялись на счет МУЗ «Центральная районная больница» и возмещались бюджету района из областного бюджета, остаток не возмещенных денежных средств составил 1 438,2 тыс. руб. /л.д.8,23/. Таким образом, у муниципального района «Оловяннинский район» возникло право требования компенсации затрат на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам из бюджета Забайкальского края.

В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, суд пришел к выводу, что возмещение затрат на коммунальные услуги, понесенных медицинскими работниками МУЗ «Калангуйская участковая больница», вышедшими на пенсию, должно осуществляться за счет средств казны муниципального образования - муниципального района «Оловяннинский район».

Согласно ст.26 Устава муниципального района «Оловяннинский район» Администрация муниципального района разрабатывает и исполняет бюджет муниципального района, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района. В силу ст.ст.55 Устава, контроль за исполнением бюджета осуществляется органами местного самоуправления МР самостоятельно, с соблюдением требований Бюджетного законодательства.

Суд полагает, что надлежащими ответчиками по данному делу следует признать Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» и Комитет по финансам Администрации муниципального района «Оловяннинский район».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитета по финансам Администрации муниципального района «Оловяннинский район» за счет средств казны муниципального района задолженность по оплате коммунальных услуг в пользу Забелиной Галины Георгиевны в размере 3004,25 рублей, в пользу Задорожиной Полины Ивановны - 2999,25 рублей, в пользу Вахрушевой Татьяны Адольфовны - 3999 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Сафонова Е.В.