решение по иску о признании права на досрочную пенсию



Гражданское дело № 2-793 (2010г.)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П. Ясногорск 22 ноября 2010 года.

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.

При секретаре Поветьевой Н.С.

С участием сторон: истца Суровой Т.И., ее представителя Мусаткина Д.А. (по доверенности), представителя ответчика Кочневой Т.А. (по доверенности).

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суровой Татьяны Ивановны к государственному учреждению межрайонному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе, Оловяннинскому отделу Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края о признании права на досрочную пенсию, включении в стаж спорных периодов, дающих право на досрочное назначение пенсии, суд

Установил:

Сурова Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывала, что проработала 26 лет в должности медсестры, фельдшера, осуществляла медицинскую деятельность в с. Ононск Оловяннинского района. Страховой стаж составил более 26 лет. Желая реализовать право на назначение досрочной пенсии по старости, обратилась в пенсионный фонд в Оловяннинском отделе, 23 августа 2010 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Считает отказ не законным. В стаж, дающий право на досрочную пенсию не были засчитаны периоды: с 30 июля 1988 года по 30 августа 1988 года в должности медсестры детского сада совхоза « Оловяннинский»; с 14 марта 1990 года по 29 февраля 1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза « Оловяннинский», с 02 сентября 1993 года по 01.09. 1996 года в должности медицинской сестры ясли-сада « Малыш» администрации села Ононск Оловяннинского района ( л.д.2-4). В заявлении от 28.10.2010 года увеличила исковые требования, просила признать отказ в назначении досрочной пенсии по старости незаконным; признать за нею право на досрочную пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в сельской местности свыше 25 лет; назначении досрочной пенсии по старости с 25 августа 2010 года; обязать государственное учреждение межрайонное управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе, Оловяннинский отдел Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края, включить в стаж работы периоды: с 30 июля 1988 года по 30 августа 1988 года в должности медсестры детского сада совхоза « Оловяннинский»; с 14 марта 1990 года по 29 февраля 1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза « Оловяннинский», с 02 сентября 1993 года по 01.09. 1996 года в должности медицинской сестры ясли-сада « Малыш» администрации села Ононск Оловяннинского района, судебные расходы возложить на ответчика ( л.д.57-62).

В судебном заседании представитель ответчика Кочнева Т.А. ( по доверенности), исковые требования не признала, предоставила в суд отзывы, поддержала в полном объеме, в обоснование указывала следующее: при обращении истицы в пенсионный фонд не был зачтен трудовой специальный стаж за периоды: с 30 июля 1988 года по 30 августа 1988 года в должности медсестры детского сада совхоза « Оловяннинский»; с 14 марта 1990 года по 29 февраля 1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза « Оловяннинский», с 02 сентября 1993 года по 01.09. 1996 года в должности медицинской сестры ясли-сада « Малыш» администрации села Ононск Оловяннинского района. Вышеперечисленные периоды работы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не были учтены, потому что учреждения, в которых работала истица не входят в Список учреждений, работа, которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09. 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет в соответствие ст. 81 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», ни Списком, ни Номенклатурой учреждений здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395, ясли сад « Малыш« не относился к лечебно-профилактическим, санитарно- эпидемиологическим учреждениям. На момент оценки пенсионных прав истицы на 23.08. 2010 год, ее страховой стаж составил 26 лет 9 месяцев 28 дней, специальный стаж 23 года 0 мес. 05 дней. 11.10. 2010 года истица обратилась с заявлением о назначении пенсии, хотя вышеперечисленные периоды работы не были засчитаны, а специального стажа Суровой Т.И. не было достаточно для назначения пенсии, ей было отказано. Считают требования истца о признании незаконными действий выразившихся в отказе в назначении досрочной пенсии и признании права на досрочную пенсию по старости как лицу осуществляющему лечебную деятельность в сельской местности свыше 25 лет, и о понуждении назначении пенсии с 25.08. 2010 года, не законными, не подлежащими удовлетворению, просит в иске отказать ( л.д.22-23,24-28,63-64, 68-70).

Выслушав стороны, свидетеля *** подтвердившей, что истица работала медицинской сестрой в спорные периоды в физиокабинете профилактория совхоза» Оловяннинский», изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствие ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В силу подп. 11 п.1 и п.3 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что истец Сурова Т.И. имея средне-медицинское образование, в период с 30.07.1988 г. по 30.08.1988 г. работала в должности медицинской сестры детского сада совхоза «Оловяннинский»; с 14.03.1990 г. по 29.02.1992 г. в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза «Оловяннинский»; с 02.09.1993 г. по 02.09.1996 г., в должности медицинской сестры ясли-сада «Малыш» администрации с. Ононск Оловяннинского района. Указанный стаж работы по медицинской специальности подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками (л.д. 7-8, 11-14).

Сурова Т.И. обратилась в УПФР в Оловяннинском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии. В заявлении указывала, что ее специальный, медицинский стаж составляет 26 лет 00 месяцев, однако в назначении пенсии ей было отказано. Не были включены периоды работы в должности медсестры: с 30.07.1988 года по 30.08.1988 года в детском саду совхоза «Оловяннинский»; с 14.03.1990 года по 29.02.1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза «Оловяннинский»; с 02.09.1993 года по 01.09.1996 год в должности медицинской сестры ясли-сада «Малыш» администрации с. Ононск Оловяннинского района, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по тем основаниям, что данные организации не относятся к учреждениям здравоохранения.

Согласно письменных доказательств, представленных ответчиком, стаж Суровой Т.И. на 27.10. 2010 года составил: страховой стаж 26 лет 10 месяцев 18 дней, специальный стаж 23 года 2 месяца 23 дня, данное обстоятельство истицей, ее представителем не оспаривались ( л.д.71).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На момент осуществления истцом деятельности медицинской сестры детского сада совхоза «Оловяннинский» в периоды: с 30.07.1988 г. по 30.08.1988 г.; с 02.09. 1993 по 30.09.1993 года, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусмотрена должность «медицинской сестры» и наименование учреждений «детский сад», «ясли-сад». Указанное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.

В список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09. 1991 года, действовавший с 6.09. 1991 г. по 01.11. 1999 года, а так же в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет всвязи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденной Постановлением РФ № 1066 от 22.09. 1999 года, действовавший и применявшийся до 29.10. 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно- профилактическими и санитарно- эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет всвязи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10. 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы не были включены.

Таким образом, при исчислении трудового стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», вопрос включения того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, периоды работы Суровой Т.И. в должности медсестры в ясли- саде « Малыш» после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат.

Доводы истца, ее представителя о том, что инструктивным письмом подтверждается, что профилакторий совхоза « Оловяннинский», входит в Перечень учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет всвязи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не основаны на законе. Периоды работы с 14 марта 1990 года по 29 февраля 1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза « Оловяннинский», включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат.

В соответствие приказа Минздрава СССР от 04.05. 1970 года № 280 «О номенклатуре врачебных специальностей» и «Номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения», приказа Минздрава РФ от 03.11. 1999 г. № 395 об утверждении «Номенклатуры учреждений здравоохранения», « номенклатуре учреждений здравоохранения ( в редакции приказов Минздрава РФ от 28.02. 2000 года № 73, от 04.06. 2001 г. № 180) профилакторий совхоза « Оловяннинский» не относился к лечебно- профилактическим санитарно- эпидемиологическими учреждениям, работа в которых давала право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании истица, ее представитель не настаивали на взыскании понесенных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Не подлежат удовлетворению требования Суровой Т.И.: о признании отказа в назначении досрочной пенсии по старости незаконным; признании права на досрочную пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в сельской местности свыше 25 лет; назначении досрочной пенсии по старости с 25 августа 2010 года.

В соответствие норм материального права ответчик обоснованно отказал истцу в назначении досрочной пенсии по старости, т.к. специальный стаж у истца на момент обращения был менее 25 лет.

С учетом норм материального права, исследованных судом доказательств, исковые требования Суровой Т.И. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Суровой Татьяны Ивановны удовлетворить частично. Обязать государственное учреждение межрайонное управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе, Оловяннинский отдел Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию Суровой Татьяны Ивановны по старости период:

с 30 июля 1988 года по 30 августа 1988 года в должности медицинской сестры детского сада совхоза « Оловяннинский»;

с 02 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года в должности медицинской сестры ясли-сада « Малыш» администрации села Ононск Оловяннинского района.

В остальной части исковых требований Суровой Т.И.: о признании отказа в назначении досрочной пенсии по старости незаконным; признании права на досрочную пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в сельской местности свыше 25 лет; назначении досрочной пенсии по старости с 25 августа 2010 года; обязании государственного учреждения межрайонное управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе, Оловяннинского отдела Пенсионного фонда Российской Федерации Забайкальского края, включения в стаж работы периодов: с 14 марта 1990 года по 29 февраля 1992 года в должности медицинской сестры физиокабинета в профилактории совхоза « Оловяннинский», с 01 октября 1993 года по 02 сентября 1996 года в должности медицинской сестры ясли-сада « Малыш» администрации села Ононск Оловяннинского района, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в 10 дней.

Судья: