Гражданское дело № 2-13/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Васильчук Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Назарова А.В. к администрации городского поселения «Оловяннинское», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район» о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с требованием к администрации городского поселения «Оловяннинское» о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, впоследствии прокурор изменил исковые требования, и просил, обязать администрацию ГП «Оловяннинское» предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Назарову А.В. как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование своих требований указал, что Назаров А.В. является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из Могочинской школы интерната проживал у брата в <адрес>, в связи с тем, что администрацией городского поселения «Оловяннинское» не были исполнены обязательства по предоставлению жилого помещения вне очереди. Назаров А.В. обратился с заявлением в прокуратуру района, в котором просил оказать содействие в защите его жилищных прав. Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрацией городского поселения «Оловяннинское» грубо нарушены права Назарова. Назаров А.В. нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Приобретение жилого помещения администрацией поселения «Оловяннинское» осуществляется за счет субвенций, выделяемых бюджету муниципального района «Оловяннинский район» из бюджета Забайкальского края, следовательно, на Правительстве Забайкальского края лежит обязанность по выделению субвенций на приобретение жилья указанной категории лиц, администрация муниципального района «Оловяннинский район» обязана распределить субвенции, а администрация городского поселения «Оловяннинское» предоставить жилое помещение Назарову А.В. по договору социального найма.
Просил обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» выделить из бюджета муниципального района за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края, денежные средства в сумме 365 541 рублей для приобретения жилого помещения Назарову А.В. и направить указанные средства в бюджет городского поселения «Оловяннинское». Обязать администрацию городского поселения «Оловяннинское» приобрести жилое помещение в <адрес>, общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и технически требованиям и предоставить его по договору социального найма Назарову А.А. (л.д.73-76,102-103)
28.03.2011 года прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Назарову А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и технически требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Назарова А.В. (л.д.107)
В судебном заседании прокурор Бучина С.В., уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Истец Назаров А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает (л.д.125).
Представители ответчиков администрации городского поселения «Оловяннинское» и администрации МР «Оловяннинский район» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены (л.д. 112,113).
Представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований прокурору, поскольку Министерство финансов по данному делу не является надлежащим ответчиком, из краевого бюджета выделены средства в полном объеме на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, и направлены в бюджет МР «Оловяннинский район» для категории лиц, к которым относится Назаров А.В. (л.д.117, 89-90,122-123).
Представитель Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил возражение на исковое заявление, в котором указал, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация муниципального района «Оловяннинский район». Возложение обязанности по предоставлению жилого помещения на городское поселение невозможно, так как такое возложение не будет соответствовать нормам действующего законодательства. В этой части требования прокурора противоречат нормам материального права и ничем не обоснованы. Согласно ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Указывают, что в материалах дела отсутствует подтверждение о том, что Назаров А.В. состоит на учете (л.д.118-119).
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела, приходит к нижеследующему.
Назаров А.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, является круглым сиротой, и в возрасте 2-х лет был помещен в Могочинский коррекционный дом-интернат. Закрепленного жилья не имеет.
В соответствии с п.п 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В обязанность органов местного самоуправления, в силу ст. ст. 49,52 ЖК РФ входит обязанность по постановке на учет граждан нуждающихся в получении жилья и его предоставление.
В соответствии ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.2 ст. 7 Закона Забайкальского края № 315-ЗЗК от 18.12.2009 года «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственным полномочием по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств.
Назаров А.В. с 18.01.2006 года состоялна учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации ГП «Оловяннинское», 14.02.2011 года вновь поставлен на учет в качестве нуждающегося, жилым помещением не обеспечен /л.д.78,94/.
Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Назарову А.В. жилого помещения должна быть возложена на администрацию МР «Оловяннинский район», на территории которого проживает Назаров. В свою очередь Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансовое сопровождение государственного полномочия по предоставлению жилого помещения.
Тот факт, что Назаров А.В. не является участником бюджетного процесса, не лишает суд возможности при принятии решения, обеспечить его исполнимость путём указания на вытекающие из закона обязательства уполномоченных органов государственной власти Забайкальского края по отношению к истцу.
Жилое помещение предоставляется по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте МР «Оловяннинский район» и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Площадь жилого помещения не должна быть менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Назарову А.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации МР «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения дляНазарова Андрея Владимировича.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.
Судья Е.В.Сафонова