Решение по иску о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению обязанностей по постановке на учет бесхозяйных памятников



В дело № 2 -274/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Единенское», администрации городского поселения «Оловяннинское», администрации сельского поселения «Улятуйское» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязанности по постановке на учет бесхозяйных памятников.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Единенское», администрации городского поселения «Оловяннинское», администрации сельского поселения «Улятуйское» о признании бездействия незаконным, понуждении обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о постановке на учет бесхозяйных памятников.

Определением от 25.04.2011 года требования прокурора соединены в одно производство.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией сельского поселения «Единенское», администрацией городского поселения «Оловяннинское», администрацией сельского поселения «Улятуйское» законодательства об охране объектов культурного наследия, установлено, что на территории сельского поселения «Единенское» расположен памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, на территории с. В-Шаранай находится Братская могила за власть Советов, Памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

На территории городского поселения «Оловяннинское» распложены следующие памятники истории: Танк Т- 34, установленный в честь боевых подвигов воинов -земляков, Братская могила 16 железнодорожников-партизан, казненных семеновцами, Могила Коробейникова И.И., председателя Оловяннинского Совета, расстрелянного белогвардейцами, Памятник в честь земляков, павших за власть Советов в Забайкалье, Памятник- самолет, в честь летчиков -земляков, участников ВОВ.

На территории сельского поселения «Улятуйское» расположены Братская могила 7 партизан, казненных семеновцами, Памятник в честь воинов -земляков, погибших в годы ВОВ.

В ходе проверки получена информация, что данные памятники не числятся на балансе администраций поселений, фактически являются бесхозяйными. В едином государственном реестре объектов недвижимого имущества указанные памятники не числятся. Это подтверждается информацией глав администраций сельского поселения «Единенское», городского поселения «Оловяннинское», сельского поселения «Улятуйского», а так же актами проверки с приложенными к ним фотографиями.

Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Единенское», администрации городского поселения «Оловяннинское», администрации сельского поселения «Улятуйское», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйных и приему в собственность памятников, расположенных в с. Единение, с. В-Шаранай, п. Оловянная, с.Улятуй Оловяннинского района. Обязать администрации сельского поселения «Единенское», городского поселения «Оловяннинское», сельского поселения «Улятуйское» обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, о постановке на учет бесхозяйных памятников, и по истечении года со дня постановки имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное имущество.

В судебном заседании помощник прокурора Оловяннинского района Халецкая Н.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представители администрации сельского поселения «Единенское», городского поселения «Оловяннинское», сельского поселения «Улятуйское» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных ответчиков, в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к нижеследующему.

Согласно ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131 ФЗ, в редакции ФЗ от 07.05.2009 г. № 90-ФЗ, сохранение, использование и популяризация культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, с последующим, по истечении года обращением в суд, с требованием о признании права муниципальной собственности на данное имущество.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов» № 80 ФЗ от 19.04.1995 года к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной Войны. Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной Войны обеспечиваются выделением средств из сметных бюджетов - на памятники местного ( муниципального) значения.

П. 4 ст. 2 ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает, что оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, установленном п. 2 ст. 63 настоящего Закона.

Изначально Правительство РФ должно утвердить перечни указанных недвижимых памятников, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых, должно быть оформлено право собственности РФ.

Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

Для оформления этих предложений необходимо провести государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность. Результаты учета необходимо было представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, не позднее 1 декабря 2007 г.

В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов РФ или муниципальных образований, не могут включаться объекты культурного наследия, используемые для федеральных нужд.

Прокурором представлен перечень памятников истории с указанием их местонахождения /л.д.38/.

Согласно ст. 9.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия» сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Как следует из сообщений глав администраций поселений, на вышеназванные памятники истории паспорта объектов культурного наследия не выдавались, однако в Перечне объектов, подлежащих передаче в собственность городского поселения «Оловяннинское» числится «Мемориальный центр (танк, самолет), п.Оловянная 1972г.» /л.д.64,65,66/.

В тоже время действий, направленных на обращение в собственность вышеуказанного имущества, администрациями сельского поселения «Единенское», городского поселения «Оловяннинское», сельского поселения «Улятуйского» не предпринималось, в связи с чем, суд считает требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Оловяннинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Единенское», администрации городского поселения «Оловяннинское», администрации сельского поселения «Улятуйское», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйных и приему в собственность памятников, расположенных в с. Единение, с. В-Шаранай, п. Оловянная, с.Улятуй Оловяннинского района.

Обязать администрацию сельского поселения «Единенское», администрацию городского поселения «Оловяннинское», администрацию сельского поселения «Улятуйское» обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, о постановке на учет бесхозяйных памятников расположенных в с. Единение, с. Верхний-Шаранай, п. Оловянная, с. Улятуй Оловяннинского района, и по истечении года, со дня постановки имущества на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное имущество.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Сафонова Е.В.