Дело № 2-406/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Цыцыковой Д.В.,
при секретаре Васильчук Е.В.,
с участием заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Бучина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Шапочкина С.В. к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском сославшись на следующие обстоятельства. Шапочкин С.В. является лицом из числа детей-сирот. Мать Ш.В. умерла (дата), отец ребенка записан со слов матери. (дата) Шапочкин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья при администрации сельского поселения «Единенское». Однако, до настоящего времени обязательства по предоставлению жилья не исполнены. Шапочкин С.В. вынужден проживать у своих знакомых и родственников
Жилищные права Шапочкина С.В. грубо нарушены, в связи с чем, просит обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить ШапочкинуС.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Шапочкина С.В.
В судебном заседании заместитель прокурора Оловяннинского района Бучин Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Шапочкин С.В., представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены в установленном порядке.
Судом, с учетом согласия истца, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание представителя не направило, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Из поступившего в суд возражения на исковое заявление следует, что Министерство финансов Забайкальского края требования прокуратуры считает не подлежащими удовлетворению, поскольку предоставление жилого помещения осуществляется по договору социального найма на основании решения органа местного самоуправления в срок, установленный данным решением. Именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязательства по субвенции для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные Законом Забайкальского края от 15.12.2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 года и плановый период 2012 и 2013 годов», выполнены, что подтверждается платежным поручением №11879 от 16.02.2011. о перечислении 3 993 600 руб. в МУ Комитет по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район». Ответчик считает, что отсутствие достаточного финансирования не является основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочии. Просит суд отказать в удовлетворении требовании к Министерству финансов Забайкальского края.
Правительство Забайкальского края заявило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представило возражение на исковое заявление, из которого следует, что Законом Забайкальского края от 23 декабря 2010 года №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 тыс. руб., из которых бюджету муниципального района «Оловяннинский район» предусмотрено 4004,1 тыс. руб. Поскольку организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган, Правительство Забайкальского края не является органом, представляющим интересы казны в судах, соответственно надлежащим ответчиком. Просят отказать в удовлетворении исковых требовании в отношении Правительства Забайкальского края.
Выслушав заместителя прокурора Оловяннинскиого района Бучина Н.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и усматривается из материалов настоящего дела, Шапочкин С.В., (дата) года рождения, в период несовершеннолетия остался без попечения родителей. Постановлением Главы администрации сельского поселения «Единенское» муниципального района «Оловяннинский район» от (дата) Шапочкин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации сельского поселения «Единенское».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона).
18 декабря 2009 г. принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7).
Таким образом, Шапочкин С.В., как лицо из числа оставшихся без попечения родителей, не имеющий закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края.
Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Шапочкину С.В. жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого проживает Шапочкин С.В.
В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления этого жилого помещения.
Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора Правительство Забайкальского края не является, необоснованны. Также суд отклоняет довод Министерства финансов Забайкальского края, что отсутствие достаточного финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочии.
Из положении ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Доказательств выделения в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот, не представлено.
Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, т.е. с оформлением заявки на выделение денежных средств из бюджета края, администрация поселения при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Шапочкину С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора в интересах Шапочкина С.В. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Шапочкину С.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы Администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Медведева А.А. Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.
Председательствующий судья Цыцыкова Д.В.
Копия верна: