Дело № 2-639/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 августа 2011 года п. Ясногорск Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М. При секретаре Поветьевой Н.С. с участием прокурора Оловяннинского района Бучина Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оловяннинского района о признании бездействия администрации сельского поселения «Хада-Булакское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконными, обязании провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов, суд УCТАНОВИЛ: Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование указывая, что в администрации сельского поселения «Хада-Булакское» (далее администрация СП «Хада-Булакское») антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселения. Никто из работников администрации на проведение экспертизы не уполномочен, ввиду отсутствия квалифицированных кадров. Таким образом, предусмотренная федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами поселения, антикоррупционная экспертиза, органом местного самоуправления СП «Хада-Булакское» не проводится. Между тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты. Просит признать бездействие администрации СП «Хада-Булакское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным, обязать администрацию СП «Хада-Булакское» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. В судебном заседании прокурор Оловяннинского района Бучин В.Н., требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме, просит удовлетворить. Представитель администрации СП «Хада-Булакское» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом (л.д.16). Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.17). Суд, в соответствие ч.4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика. Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ районный суд рассматривает и разрешает исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из земельных, экологических и иных правоотношений. Кроме того, согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений. В силу ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Ст. 3 Федерального закона №273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием администрации, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и суд признает, что заявленный спор носит публично-правовой характер, поскольку администрация муниципального района и население, которое проживает на территории данного муниципального района, изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения. Из материалов гражданского дела видно, что прокуратурой Оловяннинского района была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства по противодействию коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В силу п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. В соответствие п. 4 ст.3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. ( пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Из представленных материалов установлено, что в администрации СП «Хада-Булакское» антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении указанной экспертизы не составляются, также не проводится антикоррупционная экспертиза в отношении принятых нормативных правовых актов администрации поселка. Никто из работников администрации на проведение экспертизы не уполномочен, ввиду отсутствия квалифицированных кадров. Как усматривается из информации, представленной главой СП «Хада-Булакское», распоряжением администрации поселения утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы, в соответствии с п.2 которого установлено, что аникоррупционная экспертиза в отношении нормативных правовых актов и их проектов проводится лицами, уполномоченными на ее проведение главой администрации поселения (л.д.7-8). Таким образом, проведение экспертизы невозможно, ввиду отсутствия квалифицированных кадров. Предусмотренная федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами поселения, антикоррупционная экспертиза, органом местного самоуправления СП «Хада-Булакское» не проводится. Между тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих правовые акты. Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Оловяннинского района Забайкальского края удовлетворить. Признать бездействие администрации сельского поселения «Хада-Булакское» Оловяннинского района Забайкальского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Хада-Булакское» Оловяннинского района Забайкальского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия. Судья: подпись.