Решение по иску о признании бездействия в части устройства полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства незаконным, и возложении обязанности устроить полигон твердых бытовых отходов на территории поселения



Дело № 2-644/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года.                               п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего судьи Цыцыковой Д.В.,

при секретаре Барановой Е.А.,

с участием помощника прокурора Оловяннинского района Халецкой Н.С., представителя СП «Яснинское» Жамбал-Доржиева В.В., выступающего по доверенности от 20.12.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Яснинское» о признании бездействии в части устройства полигонов твердых бытовых отходов в соответствии требованиями законодательства, незаконным, и возложить обязанность устроить полигон твердых бытовых отходов на территории сельского поселения в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требовании законодательства об охране окружающей среды, установлено, что на территории сельского поселения «Яснинское» хранение ТБО осуществляется на земельном участке, расположенном на расстоянии 500 метров от жилых застроек. Территория при въезде на свалку не имеет ограждения, отсутствует шлагбаум, территория свалки не разделена на зоны, поверхность всей свалки имеет земляное покрытие, бетонируемых или асфальтированных площадок не имеется, отсутствует освещенность. Указанная свалка требованиям санитарных норм не соответствует, полигон для твердых бытовых отходов не организован в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых и бытовых отходов».

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Яснинское» в части устройства полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, и возложить обязанность устроить полигон твердых бытовых отходов на территории сельского поселения «Яснинское» в соответствии с требованиями законодательства.

Определением суда от 08 августа 2011 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен муниципальный район «Оловяннинский район».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что имеющаяся свалка не соответствует санитарным нормам. Считает, что до утилизации бытовых отходов для его хранения сельское поселение должно обустроить полигон твердых бытовых отходов.

Представитель СП «Яснинское» заявленные требования не признал, суду пояснил, что администрацией поселения надлежащим образом организована работа по сбору и вывозу ТБО с территории поселения, устройство полигона подразумевает утилизацию и переработку бытовых отходов, что является полномочием муниципального района «Оловяннинский район».

Представитель администрации МР «Оловяннинский район», в зал суда не явился, о дне и времени судебного заседания извещен в установленном порядке.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил, в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

08 июня 2011 года в прокуратуру Оловяннинского района обратились жители СП «Яснинское» с просьбой рассмотреть вопрос о ликвидации и переводе в другое место свалки мусора.

В результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в сельском поселении «Яснинское» актом от 06 июля 2011 года установлено, что хранение ТБО осуществляется на земельном участке, расположенном на расстоянии 500 метров от жилых застроек. Территория при въезде на свалку не имеет ограждения, отсутствует шлагбаум, территория свалки не разделена на зоны, поверхность всей свалки имеет земляное покрытие, бетонируемых или асфальтированных площадок не имеется, отсутствует освещенность. Указанная свалка требованиям санитарных норм не соответствует, полигон для твердых бытовых отходов не организован в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых и бытовых отходов.

07 июля 2011 года помощником санитарного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Оловяннинском районе» в присутствии помощника прокурора, представителя администрации сельского поселения «Яснинское» проведено обследование свалки ТБО. В результате обследования установлено, что свалка ТБО размещается за пределами сельского поселения «Яснинское» на расстоянии от жилых застроек 500 м. Санитарно-защитная зона до границ полигона выдерживается согласно п.3.2. СН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». На свалке ТБО складируются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятии торговли, общественного питания, уличный и строительный мусор. Общая площадь свалки ТБО 2 га.. Территория при въезде на свалку ТБО не имеет ограждения, отсутствует шлагбаум, въезд свободный. По всему периметру свалки имеется частичное ограждение железобетонными столбами и колючей проволокой. Свалка не разделена на территории: занятую под складирование ТБО и размещение хозяйственно-бытовых объектов, что не соответствует требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» п.3.5. Перед траншеей разбросаны навалом фракции отходов, в нарушение п.5.7 СП имелся 1 очаг возгорания отходов хранимых на свалке с выделением в окружающую среду продуктов горения, в частности дыма. Поверхность всей свалки ТБО имеет земляное покрытие, бетонируемых или асфальтированных площадок не имеется, освещенность отсутствует- нарушение п. 4.2. СП. Вдоль проезжей дороги местами до границ полигона организованы несанкционированные свалки бытовых отходов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящими требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из пункта 3 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее - Санитарные правила).

В соответствии с пунктом 2.1 указанных правил полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.

Пунктом 2.2 Санитарных правил предусмотрено, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (пункт 4.2).

По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания (пункт 4.4).

Судом установлено, что 04 мая 2008 года комиссия в составе сотрудников администрации, государственных органов и органов местного самоуправления выбрала и оформила актом выбора №9 земельный участок для размещения свалки ТБОв 2 км. на северо-западе от ст. Ясная Оловяннинского района Читинской области.

Распоряжением №867 от 22 октября 2008 года администрации муниципального района «Оловяннинский район» п.1 утвержден проект границ земельного участка из земель государственной собственности с кадастровым номером 75:14:410302:217 (А) общей площадью 20 000 кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения для размещения свалки твердо-бытовых отходов, местоположение которого: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная (2 км на северо-запад). Пунктом 2 указанного распоряжения администрации сельского поселения «Яснинское» предоставлен земельный участок площадью 20 000 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование из земель сельскохозяйственного назначения для размещения свалки твердо-бытовых отходов, местоположение которого: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная (2 км на юго-восток).

12 ноября 2008 года внесены изменения в п.2 распоряжения №867 от 22 октября 2008 года, слова «2 км на юго-восток» заменены на слова «2 км на северо-запад».

Из выписки из реестра муниципального имущества от 08 августа 2011 года следует, что сельскому поселению «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» на праве собственности принадлежит свалка, общей площадью- 2,0 га, по адресу: Забайкальский край, Оловяннинский район, п.ст. Ясная, 2 км на юго-восток.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, и бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений.

Аналогичные правиласодержатся в Законе об отходах производства и потребления.

В нарушение перечисленных выше правовых норм администрация не организовала надлежащую эксплуатацию объекта твердых бытовых отходов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 3 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 7 данного Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены ст. ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ".

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Факт эксплуатации свалки в течение длительного времени с отклонениями от СНиП и отсутствие документации по проектированию полигона, подтверждается материалами дела, устройство полигона не осуществляется.

Суд принимает во внимание, что ответчиком не доказано в судебном заседании, что свалка около СП «Яснинское» функционирует с соблюдением природоохранных и санитарных норм.

Вместе с тем, требования законов и их исполнение обязательны для всех руководителей и граждан РФ, что предусмотрено основным Законом - Конституцией РФ.

В судебном заседании установлено, что проверка соблюдения природоохранного законодательства была инициирована жителями ст. Ясная, в непосредственной близости с которой размещена свалка ТБО.

Проверяя обстоятельства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и возможности причинения деятельностью ответчика вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд отклоняет довод администрации, что в полномочия сельского поселения не входит обустройство полигона.

Из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» следует, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

В силу ст. 13вышеуказанного Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что деятельность по размещению отходов производится ответчиком с нарушением вышеуказанного законодательства.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения «Яснинское» хранение отходов осуществляется с нарушением санитарных норм, требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены, следовательно, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Оловяннинского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащем устройстве полигонов твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями законодательства, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Яснинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края устроить полигон твердых бытовых отходов на территории сельского поселения «Яснинское» в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий судья                                             Цыцыкова Д.В.