Дело № 2-719/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года п. Ясногорск Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Писаревой О.И., с участием старшего помощника прокурора Оловяннинского района Бучиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в защиту интересов Бойковой И.С., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. Бойкова И.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители: Б.С.П. и Б.Л.А. решением Оловяннинского районного суда от (дата) лишены родительских прав, (дата) отец Б.С.П. умер. Постановлением главы администрации городского поселения «Оловяннинское» Бойкова И.С с (дата) поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. Однако, до настоящего времени обязательства по предоставлению жилья органами местного самоуправления не исполнены. Жилищные права Бойковой И.С. грубо нарушены, в связи с чем, просит обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Бойковой И.С вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Бойковой И.С.. В судебном заседании старший помощник прокурора Оловяннинского района Бучина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Из отзыва Министерства финансов Забайкальского края следует, что Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края. Также ответчик считает, что законодательством не предусмотрено, что на такую категорию, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не распространяется право на внеочередное предоставление жилого помещения. Из возражения Правительства Забайкальского края следует, что Правительство не является органом, представляющим интересы казны, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Истец Бойкова И.С. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации МР «Оловяннинский район» и третьих лиц администрации ГП «Оловяннинское», МУ РКО и ДМ в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены в установленном порядке. Представители Министерства финансов Забайкальского края, Правительств Забайкальского края заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом, с учетом мнения прокурора, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав старшего помощника прокурора Оловяннинского района Бучину С.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и усматривается из материалов настоящего дела, Бойкова И.С., (дата) года рождения, в период несовершеннолетия осталась без попечения родителей. Мать- Б.Л.А. и отец- Б.С.П. были лишены родительских прав решением Оловяннинского районного народного суда Читинской области от (дата), позже отец Б.С.П. (дата) умер. Постановлением администрации городского поселения «Оловяннинское» № от (дата) Бойкова И.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона). 18 декабря 2009 года принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7). Таким образом, Бойкова И.С., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края. Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению Бойковой И.С. жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого Бойкова И.С. приобрела данный статус. В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование обеспечения жилым помещением. Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, администрация поселения при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Бойковой И.С.. Бойкова И.С. иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы Министерства финансов Забайкальского края, что прокурором не представлено доказательств: отсутствия закрепленного за Бойковой И.С. жилого помещения; отсутствия жилого помещения, представленного ей в настоящий момент по договору социального найма или находящегося у нее в собственности; отсутствие прав на жилое помещение по месту регистрации, суд находит несостоятельными. В материалах дела имеется постановление администрации ГП «Оловяннинское» № от (дата) о принятии сироты Бойковой И.С. на учет, поскольку жилое помещение, ранее закрепленное за ней не соответствует социальной норме. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Бойкова И.С. не имеет в собственности объектов недвижимости. Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что по требованиям прокурора Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком, необоснованны. Из положении ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование государственного полномочия, переданного органам местного самоуправления. Доказательств предоставления в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот, не представлено. Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Оловяннинского района в интересах Бойковой И.С. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Бойковой И.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме обеспечить передачу материальных средств из бюджета (казны) Забайкальского края администрации МР «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Бойковой И.С.. Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней. Судья Сафонова Е.В.